Санкт-Петербург — Рекордный наплыв новых торговых площадей ожидается на рынке. На 2006 г. заявлен ввод втрое больших объемов, чем за два предыдущих года. Активно инвестировать в торговую недвижимость заставляет востребованность концептуальных торговых центров и спад доходности на рынке жилой недвижимости. В результате, говорят эксперты, рынок все больше будет расслаиваться — на удачные и не очень торговые центры.
По информации Colliers International, в 2006 г. девелоперы запланировали к сдаче около 1 млн кв. м новых торговых площадей. По словам директора петербургского бюро Colliers International Бориса Юшенкова, к вводу готовятся два крупных торговых комплекса “Мега” (145 000 и 120 000 кв. м, строит шведская компания IKEA на Мурманском ш. и в пос. Бугры) и ТЦ “Радуга” (70 000 кв. м, строит французская Vinci Construction Grands Projets на пр-те Гагарина).
В феврале открылись ТЦ “Гранд Каньон” (75 000 кв. м на углу пр-та Энгельса и ул. Шостаковича) и “Южный полюс” (35 000 кв. м на пересечении пр-та Славы и ул. Пражской). На март запланировано открытие первого ТЦ Castorama (11 000 кв. м на Дальневосточном пр-те, будет продавать товары DIY) и торгового центра “Пулково-3” (40 700 кв. м на Пулковском ш.). К осени двери для покупателей распахнет ТЦ “Северный Молл” (35 000 кв. м, девелопер — итальянская компания Promocentro Italia).
По словам директора по развитию агентства “Бекар” Игоря Горского, столь резкое увеличение ввода торговых объектов — результат ажиотажа 2003-2004 гг. В этот период инвесторы, вдохновленные острой нехваткой торговых площадей, стали активно вкладывать деньги в строительство. “Тогда можно было почти не думать о том, как привлечь покупателей, и не так тщательно выбирать место для строительства объекта — рынок был на пике доходности”, — говорит Горский. В 2003 г., по данным “Бекара”, рентабельность торговых центров составляла 40-50% годовых.
Президент компании “Аверс” Михаил Зельдин уверен, что сейчас в коммерческую недвижимость перешли инвесторы, ранее вкладывавшие деньги в жилищное строительство. “Кризис на рынке жилья и появление жестких законодательных ограничений работы с дольщиками могли заставить инвесторов обратить внимание на рынок коммерческих площадей”, — поясняет он. И добавляет к аргументации еще один фактор — миграцию арендаторов в более привлекательные для покупателей торговые центры.
Правда, за последние два года рентабельность этого бизнеса снизилась вдвое и ввод 1 млн кв. м торговых площадей еще более усложнит ситуацию для инвесторов, считает Горский. По его прогнозу, часть площадей окажется невостребованной, особенно пострадают владельцы торговых центров, уделившие мало внимания проработке концепции объекта.
С ним согласен Юшенков из Colliers, который говорит, что из-за роста вводимых площадей и появления “продуманных” торговых центров, как, например, уже работающий “Гранд Каньон”, и строящихся — “Радуга”, “Мега”, на рынке будет усиливаться разделение торговых объектов на хорошо и плохо востребованных покупателями.
“Одним из следствий этого является неравномерный рост ставок аренды, — говорит Юшенков. — В зависимости от объекта в 2005 г. аренда росла в цене от 5% до 15%. Больше всего подорожали недавно построенные объекты с грамотной концепцией”.
Горский считает, что в этом году владельцам торговых центров, построенных больше двух лет назад, придется пойти на частичное снижение ставок, для того чтобы предотвратить миграцию арендаторов. “Они уже успели кое-что заработать за это время и могут позволить себе более гибкую ценовую политику по сравнению с только что введенными торговыми центрами, у которых весь срок окупаемости еще впереди”, — говорит эксперт.
Но у девелоперов еще есть возможности выйти на рынок с новыми проектами. “Рынок пока не достиг насыщения, если рассматривать его с точки зрения обеспеченности населения торговыми площадями”, — замечает Зельдин. По оценке руководителя отдела аналитики консультационной компании London Consulting & Management Company (LCMC) Романа Уревича, по своим доходам жители Петербурга способны поглотить еще как минимум 30%-ное увеличение объемов рынка торговых площадей.
По данным Colliers International, в 2005 г. оборот розничной торговли в городе вырос более чем на 10% и составил почти 242 млрд руб. Реальные доходы населения увеличились за это время тоже примерно на 10%. Объем торговых площадей, введенных в прошлом году, составил около 340 000 кв. м и достиг в целом 1,5 млн кв. м (учитываются объекты от 4000 кв. м). По подсчетам London Consulting & Management Company (LCMC), потенциальная емкость всего рынка торговой недвижимости в 2005 г. была равна почти 6,7 млн кв. м при объеме предложения в 4,6 млн кв. м. В 2006 г., по прогнозу LCMC, она составит 7,2 млн кв. м при объеме предложения в 5,4 млн кв. м.
Андрей Мусатов Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU