Бюджет курорта пополняется главным образом во время ограниченного «летнего сезона». Сегодня появился реальный шанс освободиться от сезонной зависимости, построить по-настоящему современный курорт через развитие базовой и строительство новой инфраструктуры. Этот шанс дает Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие Сочи как горно-климатического курорта» в комплексе с Заявочной кампанией «Сочи-2014». Как будет развиваться город-курорт в ближайшие годы, рассказывает заместитель директора Объединенной дирекции ФЦП «Развитие Сочи как горно-климатического курорта на 2006–2014 годы» Сергей Суханов.
– Создание международного круглогодичного курорта с современной инфраструктурой спорта и развлечений на территории Черноморского побережья Краснодарского края является мощным фактором развития Южного региона России и, как следствие, диверсификации экономики региона, в конечном итоге – всей страны.
Именно с этой целью инициирована и принята Федеральная целевая программа. По сути, она является беспрецедентным проектом для новой российской истории. В его реализации задействованы практически все министерства и ведомства страны, администрации края и города-курорта, а также российские частные компании.
Масштаб задач наглядно демонстрирует объем финансирования проекта. Он складывается из средств государственного бюджета различных уровней и средств частных инвесторов. Общий объем привлекаемых инвестиций составляет около 314 млрд руб., из которых 62% инвестирует консолидированный бюджет Федерации (в том числе 185,8 млрд руб. – федеральный бюджет, 9,2 млрд руб. – Краснодарский край совместно с городом Сочи), 38% (118,8 млрд руб.) – частные компании.
– Как территориально будут распределяться эти средства?
– ФЦП формирует две опорные территории экономического роста. Это горная и приморская зоны в составе горно-морского комплекса «Красная Поляна», а также центральная часть курорта Сочи. В единой связке эти территории образуют собой многофункциональный туристический курортный комплекс. Он базируется на основе обновленной инженерной инфраструктуры и компактно расположенного туристско-спортивного центра для проведения соревнований самого высокого ранга, включая Олимпийские игры. Уникальность комплекса на фоне существующих мировых курортов заключается в рекреационных факторах, сочетающих в себе, казалось бы, несовместимые вещи – теплое морское побережье самых северных в мире субтропиков, расположенное в получасе езды от снежных вершин предгорий Кавказа, плюс богатая бальнеологическая база. Сегодня мы имеем реальный шанс в течение восьми лет нанести на карту новый туристско-спортивный регион, аналогов которому в мире пока нет.
Главной целью ФЦП является создание мощной точки роста экономики Черноморского побережья России на несколько десятилетий вперед. Реализация программы создает долгосрочные стратегические конкурентные преимущества региону на международном рынке туризма в минимальные сроки. Это достигается за счет устранения существующих на сегодня главных ресурсных ограничений в области экологии и инженерной инфраструктуры, энергетики и транспортной доступности региона.
Вместе с тем полнота реализации ФЦП напрямую зависит от того, победим мы в состязании городов-кандидатов на право проведения зимней Олимпиады 2014 года или нет. Говоря образно, используя спортивную терминологию, от победы в Заявочной кампании зависит длинную или короткую дистанцию придется преодолеть Сочи на пути создания современного круглогодичного курорта. Поэтому так важна для нас эта победа. Ведь, как известно, время – самый дорогой ресурс.
– Не менее дорогой ресурс – уникальная природа. Экологи бьют тревогу...
– В целом вопросы охраны окружающей среды становятся одной из ключевых тем при обсуждении развития того или иного региона в мире. Естественно, и в рамках ФЦП этому уделяется особое внимание в силу уникальности территории. Только на природоохранные и компенсационные мероприятия, на разработку системы комплексного мониторинга экологического состояния окружающей среды – как в процессе строительства необходимых объектов и сооружений, так и в процессе их дальнейшего использования – в программе выделено 2,65 млрд руб. В рамках раздела ФЦП «Природоохранные объекты» будет разработана генеральная схема очистки курорта, построены комплекс по переработке твердых бытовых отходов в экологически безопасные строительные материалы, заводы по сортировке и утилизации мусора. Это не единственный раздел, которой напрямую влияет на улучшение окружающей среды. Можно сказать, на эту цель работает весь комплекс мероприятий в рамках программы.
– Как будет решаться проблема слабого развития инженерной инфраструктуры Сочи?
– Действительно, сети водоснабжения и водоотведения в городе находятся в крайне изношенном состоянии: их средний износ составляет 67%. Это приводит к огромным потерям воды – треть ее объема просто не доходит до потребителей. Существующие канализационные сети также работают на пределе своих возможностей. Очистные сооружения требуют реконструкции и модернизации с увеличением мощностей и повышением качества очистки сточных воды. Все это, естественно, сказывается на общем санитарном состоянии курорта и качестве морской воды. Можно прогнозировать, что с развитием подобной ситуации туристический поток может начать снижаться. А это уже прямая угроза для экономики Черноморского побережья.
Чтобы этого не допустить, ФЦП решает проблему в комплексе, путем кардинальной реконструкции существующих и строительства новых сетей водоотведения, строительства новых глубоководных канализационных выпусков, реконструкции и строительства очистных сооружений, а также обустройства новых водозаборов. Канализационные мощности увеличатся до 580 тыс., а мощность водозаборных сооружений – до 750 тыс. куб.м в сутки. Общая протяженность магистральных сетей водоснабжения и водоотведения вырастет до 2800 км. На эти мероприятия выделяется более 9,5 млрд руб.
– Удастся ли ликвидировать пробки на автодорогах?
– Несомненно, транспортная доступность имеет первоочередное значение для любого курорта. Именно поэтому в эту отрасль инвестируется 115,98 млрд руб. Кстати, это самый крупный блок ФЦП. Будет построена новая объездная дорога Сочи, модернизирована внутригородская транспортная сеть, расширены имеющиеся трассы, построены новые современные развязки и радиальные внутригородские дороги. Планируется закупка современного общественного транспорта и внедрение современной системы организации дорожного движения. Все это существенно уменьшит нагрузку на центр курорта и снизит его загазованность, устранит пробки.
В горную часть Сочи будут идти три дороги. Общая пропускная способность на участке Адлер–Красная Поляна будет увеличена с 30 до 73 тыс. человек в час, в том числе и за счет строительства 50 км дополнительной автодороги через село Аибга и 50 км линии легкого метро.
Будут созданы отсекающие парковки для личного транспорта и налажены регулярные рейсы экологически чистого общественного транспорта. Железнодорожное сообщение будет продлено до аэропорта. Здесь будет сформирован транспортный узел, включающий в себя станцию железной дороги и посадочную станцию легкого метро в горную часть Сочи и на автовокзал.
– «Больная» тема – аэропорт…
– Федеральным бюджетом уже выделено более 300 млн руб. на расширение и удлинение взлетно-посадочных полос. К 2007–2008 гг. аэропорт будет способен принимать все без исключения типы самолетов со значительно большей интенсивностью. Прогнозируется, что он будет способен обслуживать до 3 млн туристов ежегодно по сравнению с 800 тыс. в настоящее время.
Добавлю, что реконструкция ожидает и морской порт. Уже сейчас планируется заход 30 круизных судов.
Однако замечу, что подобные масштабные изменения в транспортном хозяйстве курорта будут возможны лишь в случае его победы в олимпийской гонке. В противном случае из перечня 26 объектов транспортной инфраструктуры останутся лишь 17. Выпадают такие важные для развития города объекты и мероприятия, как линия легкого метро в горную часть, закупка современного пассажирского транспорта и организация единой автоматизированной системы управления дорожным движением. Также не будет произведена адаптация железнодорожных терминалов под использование инвалидами и не будет построена резервная дорога в горную часть Сочи через село Веселое–Ермоловка–Аибга–Красная Поляна. Соответственно уменьшится сумма инвестиций со 115,9 млрд руб. до 19,83 млрд руб.
– Во время проведения Олимпиады потребляется огромное количество электроэнергии. Не останется ли город без света?
– Создаются условия для гарантированного снабжения электроэнергией населения, существующих курортных и вновь возводимых объектов. В прошлом году пиковые энергонагрузки на Сочи составляли 390 МВт. К 2014 г. объем потребления электроэнергии может достичь 600 МВт, что совершенно невозможно в рамках существующей энергосистемы. Поэтому планируется нарастить мощности до 800 МВт, чтобы иметь в резерве 200 МВт, как того требует от городов, претендующих на проведение Игр, Международный олимпийский комитет. Это позволит осуществлять гарантированную и бесперебойную подачу электроэнергии в приморской и горной части Сочи.
Отмечу, что модернизация энергетической отрасли так же, как и инженерной и транспортной инфраструктур, будет иметь прямое влияние на улучшение экологии курорта. В рамках реструктуризации энергетики планируется перевод котельных с мазута на газ, что снизит выброс вредных веществ в атмосферу до 1800 раз.
Если Сочи станет столицей Олимпиады 2014 года, будет построено 36 энергетических объектов общей стоимостью 48,8 млрд. руб. Если нет – инвестиции в энергетику и энергоснабжение сократятся почти в два раза – до 24,9 млрд руб.
– Где будут строиться спортивные объекты?
– Все спортивные объекты будут строиться на двух опорных территориях: в горной части и на побережье Имеретинской долины. На побережье будет выстроен единый комплекс объектов «Олимпийский парк». Он будет включать в себя не только дворцы и павильоны для ледовых соревнований, но и гостиничные комплексы. В состав комплекса также войдут яхтенные марины и порт. Единовременно комплекс сможет обслуживать до 80 тыс. человек. Его возможности и географическое расположение позволят значительно расширить границы сезона курорта Сочи за счет проведения в осенне-зимний период крупных международных выставок, форумов и ярмарок, ориентированных, в том числе, и на евро-азиатскую аудиторию.
В горной части планируется формирование современного горнолыжного спортивного и туристического центра. Он будет обслуживать до 25 тыс. туристов.
Близкое расположение по отношению друг к другу двух таких территорий, насыщенных спортивными сооружениями, сформирует новый единый комплекс по зимним видам спорта, полностью удовлетворяющий жестким требованиям МОК. Создаваемая инженерная и туристическая инфраструктура позволяет создать на территории Сочи современный многоцелевой спортивный центр, пока не имеющий аналогов в мире. Принципиально важно то, что спортивные объекты проектируются не только для использования их как места спортивных состязаний, но и как комплексов для проведения крупных выставок и форумов, концертов и фестивалей, как места туристической активности.
– Олимпийские игры предваряют Параолимпийские...
– Инфраструктура наших городов пока, увы, практически не приспособлена для людей с ограниченными физическим возможностями. Это касается и Сочи, где по различным оценкам от 10 до 30 тыс. таких людей. Фактически они полностью вычеркнуты из социально активной среды: не могут посещать общественные места (выставки, концерты, форумы), не имеют возможности реализовать свое конституционное право на труд по причине игнорирования их специфических потребностей.
Поэтому в рамках подготовки к состязаниям все без исключения объекты и сооружения, а это и транспортная инфраструктура и общественные места, будут строиться исходя из обеспечения потребностей этих людей.
Важно то, что и медицинская база курорта претерпит кардинальные преобразования. Они будут касаться как развития современной службы скорой помощи и оборудования больниц современным оборудованием, так и создания современного медико-восстановительного комплекса в Олимпийской деревне.
Помимо этого, в горной части курорта, на Красной Поляне, будет построена новая больница на
150 коек, способная принимать до 100 посетителей в день. Подлежит реконструкции и инфекционная больница Сочи. На эти мероприятия планируется выделение 1,16 млрд руб.
– Все вышеперечисленные отрасли будут финансироваться из бюджета, а за что берется частный бизнес?
– За туристскую инфраструктуру. Именно она будет развиваться за счет частного капитала, который ранее не имел возможности для максимальной реализации в условиях неразвитости базовой инфраструктуры. К 2014 году, например, дополнительно будет построено и реконструировано более 2 тыс. 5-звездочных номеров, более 10 тыс. 4-звездочных и 13,5 тыс. 3-звездочных номеров. За счет этого классность курорта, несомненно, будет повышена, что обеспечит новый уровень доходов как жителей, так и муниципального бюджета.
Резюмируя, могу сказать: наш выигрыш в олимпийской гонке, через механизмы ФЦП гарантирует социально-экономическое благополучие населения региона и конкурентоспособность его экономики на международном уровне не в отдаленной исторической перспективе, а уже сегодня. Эта программа оставит богатое социально-экономическое наследие Краснодарскому краю, России и всему миру. И кстати, в этом наши планы совершенно схожи с генеральной линией Международного олимпийского комитета по развитию новых регионов через объединяющий народы спорт.
Алексей Кашпуров Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU