Минэкономразвития одобрило создание семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристического типа вместо трех, как планировалось. Чиновники не хотели никого обидеть. Но расходы бюджета на обустройство турзон в следующем году придется увеличить втрое. Туроператоры довольны: ОЭЗ упростят им экспансию в регионы.
Резиденты особых туристических зон получат льготу по налогу на прибыль (20% вместо 24%), смогут в течение пяти лет не платить налог на имущество и землю, а единый соцналог будут платить по ставке 14% вместо 26% (но только с годовых зарплат до 280 000 руб.).
Инфраструктура ОЭЗ строится на деньги федерального бюджета. Чтобы организовать у себя ОЭЗ туристического типа, регион должен заручиться поддержкой бизнеса, рассчитать возможный вклад зоны в экономику региона и соответствовать экологическим требованиям.
На конкурс по созданию турзон было подано 28 заявок, но 10 из них были отсеяны уже на этапе вскрытия конвертов. “Макулатура”, — охарактеризовал их министр экономразвития Герман Греф. После заседания конкурсной комиссии в конце октября больше всех баллов набрали семь регионов: Алтайский край, Горный Алтай, Бурятия, Иркутская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Калининградская область. Но для принятия окончательного решения чиновники взяли паузу. В бюджете на 2007 г. на создание инфраструктуры турзон выделено 1,1 млрд руб., поэтому предполагалось создать две-три, максимум пять ОЭЗ этого типа. Накануне Минэкономразвития объявило, что из семи претендентов комиссия либо кого-то отсеет, либо объединит заявки в кластеры.
“Сложнейший выбор, никого нельзя выкинуть”, — сказал вчера на решающем заседании комиссии Греф. Отказаться от одной из алтайских заявок — значит обидеть соседей. То же самое — с Иркутском и Бурятией. А объединить их трудно, рассуждал министр. Без Краснодара и Ставрополья ни о каком развитии туризма в России речи идти не может, а Калининград вообще особая территория, объяснил Греф и предложил поддержать все заявки. Комиссия с ним согласилась. “Но мы несем серьезные финансовые затраты, и нам понадобится поддержка со стороны Госдумы и “Единой России”, — обратился Греф к члену комиссии, зампредседателя Госдумы Владимиру Катренко. “А с вашей стороны мы ожидаем помощи с точки зрения организационных ресурсов”, — попросил министр руководителя Ростуризма Владимира Стржалковского. Оба пообещали свою помощь.
Всего из федерального бюджета до 2026 г. на создание ОЭЗ туристического типа будет потрачено 44,5 млрд руб., в основном они пойдут на строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, электросетей, систем газо- и водоснабжения. Частные инвестиции при этом должны составить 273 млрд руб. У зон будет своя специализация: например, в Иркутске предполагается развивать деловой туризм, в Бурятии — горнолыжный и водный, в Краснодаре — пляжный. В ближайшее время Минэкономразвития внесет в правительство проекты постановлений по каждой отдельной зоне. В 2007 г. регионы и муниципалитеты подготовят концепции и мастер-планы зон. Финансировать подготовку концепций будет федеральный бюджет. “По крайней мере, на концепции денег в бюджете должно хватить”, — полагает и. о. руководителя Федерального агентства по особым экономическим зонам Ольга Маркова.
Но чтобы возвести всю необходимую инфраструктуру турзон, расходы в 2007 г. нужно будет увеличивать минимум в три раза, посчитал зампред комитета Госдумы по экономполитике Юрий Барзыкин. По его мнению, депутаты это предложение поддержат: все отобранные проекты соответствуют условиям. “Получается, что бизнес готов, регионы готовы — а мы нет?” — рассуждает Барзыкин. Противодействия в правительстве тоже вряд ли стоит ожидать, считает ректор Академии народного хозяйства и председатель экспертной комиссии по отбору турзон Владимир Мау: “Все победители очень логичные”. Туроператоры считают, что создание ОЭЗ поможет развитию внутреннего и въездного туризма и отрасли в целом. “Для компаний, которые собираются проводить экспансию в регионы, это будет большое подспорье”, — полагает гендиректор туркомпании “Экспресс Лайн” Тамара Всеволожская. А наличие льгот такие решения ускорит, добавляет она. Создание зон — “дело серьезное”, но это лишь одна из многих ступенек, на которые нужно подняться, чтобы развить туристический бизнес, говорит Леонид Исакович, гендиректор компании “Академсервис”, являющейся одним из крупнейших туроператоров.
Не успевают тратить
В 2006 г. правительство реализует 50 федеральных целевых программ, но только по шести программам к октябрю средства израсходованы на 75%. Общий объем финансирования за это время составил 222,5 млрд руб., лишь 61,2% от годового объема. Сегодня правительство обсудит, почему бюджетополучатели не успевают тратить деньги.
Александра Петрачкова Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU