Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Управление инвестиционными активами: от общего к частному

 

Управление инвестиционными активами: от общего к частному

 

 

Приобрести объект — сдать его в аренду — вернуть затраты — получить прибыль. Сегодня это самая ходовая и беспроигрышная схема бизнеса на рынке коммерческой недвижимости. Вопрос в сроках окупаемости и величине маржи. Минимизировать одно и максимизировать другое могут профессиональные управляющие компании. Однако они тоже хотят получать дивиденды, посему метраж объекта должен быть весьма значительным.

загрузка...

 

 

Иначе выгодополучатель останется с носом. В результате владельцы мелких офисов и небольших торговых площадей обречены решать свои проблемы самостоятельно, зачастую с высокой долей риска. Впрочем, с недавних пор и в этом сегменте рынка появилась альтернатива. Ее название — Private Property Management (РРМ). Новую услугу предлагает компания «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость». За комментариями мы обратились к одному из ее разработчиков — Сергею ЛОБАНОВУ, директору департамента управления активами.

— Как любая новая услуга, Private Property Management пока мало известна на рынке коммерческой недвижимости. Давайте напомним читателям суть инновации.

— РРМ — это управление активами частных лиц в сфере коммерческой недвижимости. Основной сегмент — торговые площади на первых этажах домов, небольшие (до 1 тыс. кв. м) офисные помещения. Услуга складывается из трех составляющих: подбор объекта инвестирования, сдача его в аренду и дальнейшее управление им. Здесь важен третий пункт. Наше ноу-хау — отлаженная система управления такими объектами. Результат — окупаемость за счет сдачи в аренду пять–восемь лет. Для сравнения: на рынке жилья собственнику квартиры в этой ситуации приходится ждать почти четверть века. И еще, значительное увеличение прибыльности объекта можно наблюдать уже через год-полтора, причем в некоторых случаях почти в два раза.

— Ясно, что название Private Property Management придумали в «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость», но сама идея не новая. На Западе уже давно существуют институты профессиональных консультантов для частных инвесторов. Однако там иные реалии. Например, в исторических городах Центральной Европы, как правило, преобладает малоэтажная застройка, а вот бизнес-центров немного. В результате 80 % предложений — первые этажи зданий, принадлежащие частным инвесторам. Насколько реально увеличение спроса на вашу услугу в Москве?

— Мы не копировали иностранных коллег. К услуге пришли путем собственных проб и ошибок еще в Омске, где я работал до перехода в столичный офис «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость». Так вот, Омск — не Москва, там качественные бизнес-центры можно по пальцам пересчитать. Поэтому пришлось брать в управление коммерческие площади, расположенные на первых этажах домов. Быстро сообразили, что дело убыточное, если не будет портфеля. Впрочем, саму идею создания РРМ породил опыт работы с одним московским инвестором. Мы подобрали и купили ему небольшой объект в центре города — бывший продовольственный магазин площадью примерно 1 тыс. кв. м. Нашли солидного арендатора в лице одного из банков. И поскольку управлять из Москвы своим активом инвестору было, прямо скажем, не с руки, то эта обязанность также легла на нас. Забегая вперед, скажу, что со временем наш первый партнер примерно по той же схеме передал «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость» еще несколько своих столичных активов.

Сегодня в Омске немалая часть рынка управления объектами коммерческой недвижимости принадлежит именно нашей компании. Неплохие перспективы у РРМ и в Москве.

— В столице примерно 14 основных торговых коридоров. Это не так много. По квадратным метрам порядка 2 млн. Не думаете же вы, что собственники объектов формата стрит-ретейл в массовом порядке откажутся от личного управления своими объектами и уже завтра у порога вашей компании выстроится очередь?

— Разумеется, собственник, достаточно длительное время владеющий небольшим магазинчиком на Тверской улице, вряд ли отдаст управление в чужие руки. Он прекрасно понимает, что мы не волшебники. Конечно, доходность можно ощутимо увеличить, если, скажем, объект находится в запущенном состоянии. Но на Тверской подобный расклад едва ли возможен. Здесь, как и в других торговых коридорах Центрального округа, на недвижимость средств не жалеют, вкладывают по полной программе. Максимум, что мы можем сделать, — несколько оптимизировать коммунальные платежи, поработать с арендной ставкой. Выгода небольшая, в том числе для нас, ведь стоимость услуги РРМ — 10–15% от прибыли, и никаких фиксированных ставок. Не считаю, что будущее за этим, хотя в сегодняшнем портфеле компании (37 объектов) есть собственники, которые пришли к нам сами. Причины разные, главная — экономия времени. Согласитесь, постоянный контроль за объектом и решение текущих задач неизбежны для любого нежилого помещения. Еще один немаловажный фактор — рост доходности и капитализации объекта за счет выстроенного в единую стратегию профессионального управления.

Перспективнее другое — Private Property Management в широком смысле слова, когда задействована вся инвестиционная цепочка (подбор помещения, покупка, подготовка к аренде, сдача в аренду и управление). Вот тут емкость рынка практически неограниченна. В нашем понимании объектом приложения РРМ является фасадная линия всех жилых домов Москвы, в первую очередь сконцентрированных возле метро. По последним данным столичная подземка насчитывает 173 станции. Наш потенциал, условно говоря, расположен в радиусе пятиминутной пешеходной доступности от них. Это уже не 2 млн кв. м, а колоссальные объемы с весьма высокой прибыльностью. Поясню на примере.

Одно из наших помещений, купленное для инвестора в рамках услуги РРМ, находится в прямой видимости от конечной станции метро «Алтуфьево». Мы его сдали по 3 тыс. долл. за 1 кв. м в год. Не уверен, что во всех 14 торговых коридорах есть такие ставки. Безусловно, на Тверской или в Столешниковом переулке они выше, но посмотрите, какая востребованность. Когда мы вывели данное помещение на рынок, то в течение недели появилось сразу три претендента: банк, крупная сеть магазинов подарков и ювелирный ретейловый оператор.

— Сергей, но почему в Алтуфьеве такая высокая арендная ставка?

— Потому что меняется идеология подходов бизнеса к торговле. Предоставлять человеку товар или услугу сегодня выгодно рядом с его домом. Люди не желают ехать в центр, не хотят толкаться. Они предпочитают после работы выйти из метро и по дороге домой купить все, что нужно. Это удобно. А на уровень ставки влияет огромная концентрация покупательских потоков вокруг станций подземки. Например, проходимость возле объекта, о котором я рассказал, — 22 тыс. человек ежедневно с 9 до 21 часа. Не каждый торговый коридор обеспечит такой поток. Бизнес это понимает. Ювелирные салоны, аптеки, продуктовые магазины хотят быть в шаговой доступности от клиента. Даже известные финансовые компании, с которыми мы сегодня работаем, намерены размещать свои услуги в спальных районах.

— Звучит достаточно оптимистично, только управление объектами стрит-ретейла до сих пор не освоено крупными игроками рынка. В чем причина?

— У каждого объекта свой уровень доходности. Одно дело — бизнес-центр в 30 тыс. кв. м, и совсем другое — трехкомнатная квартира на первом этаже, переведенная в нежилой фонд. Даже при огромной разнице в арендной ставке за 1 кв. м несложно догадаться, где совокупный доход будет выше. Но в первом случае управление потребует выстраивания достаточно большой и затратной структуры: клининговые и охранные службы, инженерия и т. п. Если всю эту схему попробовать наложить на объект стрит-ретейла, то управляющая компания ничего не заработает. В этом, собственно говоря, и кроется главная причина.

Правда, когда мы собрали портфель из 30 объектов, картина резко изменилась. Появились доходы, и достаточно серьезные. Пока не миллионами, но уже сотнями тысяч долларов измеряются. А главное — нам удалось создать единую схему работы, причем не с одним, а сразу с несколькими объектами. Это технология, в которой управленческие издержки сведены к минимуму.

— Простите, Сергей, судя по прессе, игроки рынка полагают, что такой технологии пока не существует. Да, есть персонифицированный подход к каждому частному VIP-инвестору, потому как их немного, но общей схемы для всех сразу нет.

— В компании «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость» такая технология была разработана еще в 2004 году. Она прошла обкатку в течение трех лет и в феврале 2007 года выведена на рынок как составляющая услуги РРМ… Вернусь к издержкам. Скажем, у нас десятью объектами может управлять один человек, что значительно снижает затраты. В начале мы тоже работали по индивидуальной схеме. Это нормально. Однако по мере формирования портфеля объектов потребовалась некая универсальная технология.

— И что она из себя представляет?

— Все достаточно просто и прозрачно. Мы заключаем с собственниками агентские договоры, в рамках которых все финансовые потоки замыкаются на юридическое лицо, специально созданное «МИЭЛЬ — Коммерческая недвижимость» для этой деятельности. Выступая от имени собственников, управляющий оптимизирует и оплачивает все коммунальные расходы, выстраивает взаимоотношения с арендаторами, увеличивает капитализацию объектов, улучшая их параметры. А в конце месяца собственникам предоставляют финансовые отчеты и производят перечисления на их расчетные счета. Кстати, недавно к одному из клиентов компании приезжала налоговая инспекция, которая проверяла в том числе и нашу схему управления и не выявила никаких нарушений. То есть технология работает и приносит ощутимые дивиденды.

— Хорошо, но хватает ли на все это времени и сил у одного человека?

— Хватает, если он соответствующим образом подготовлен. Разумеется, вначале специалист получает не десять объектов, а, скажем, три. Кроме того, существует описанная бизнес-технология, в которой учтены все нюансы работы, как говорится, от А до Я. Постепенно человек повышает квалификацию и со временем становится управляющим высшей категории.

И еще, здесь важно понимать специфику работы с коммерческой недвижимостью в жилых домах. Охрану и клиринг арендаторы организовывают сами, наша задача — содействовать им, снимать напряжение в самых острых ситуациях. Мы не содержим своих электриков и сантехников, которые вкручивают лампочки или чинят систему отопления. Для этого есть ДЭЗ, с которым управляющие работают достаточно плотно. Они прекрасно осведомлены о принципах расчета коммунальных платежей, ставках, всех нормативах по ремонту вплоть до диаметра труб в санузле.

Вообще, в трех- или пятигодичном цикле управления (а именно на такой диапазон сроков подписывают агентский договор) самые сложные — первые 12 месяцев. За этот период надо отладить юридические и финансовые процессы, если потребуется отремонтировать, а затем запустить объект. На указанном отрезке больше всего издержек. Доходность, прямо скажем, минимальная. Но работать какое-то время даже за ноль рублей мы можем себе позволить, потому что в дальнейшем все затраты окупятся.

— Доходность — ключевое понятие не только для вас, но и для собственников. Вряд ли они примут на веру даже самую распрекрасную технологию, пока не пощупают ее собственными руками или не услышат конкретный пример.

— Хорошо, вот конкретика. Возьмем объект на Ленинском проспекте. Так или иначе, управление там уже было поставлено. За счет чего нам удалось поднять доходность?

Первое, мы выровняли ставки с учетом рыночных реалий. Повысили их практически на 50%, причем арендатор остался прежний. Естественно, в начале было резкое неприятие. Тогда мы предложили провести эксперимент — выставить объект на рынок и посмотреть, будет ли спрос. В течение трех дней буквально выстроилась очередь из желающих занять площадь по предложенным ставкам. Естественно, арендатор согласился на наши условия.

Второе, поговорили с коммунальщиками по поводу снижения издержек. Дело в том, что объект состоит из двух помещений: офисного (в подвале и на антресоли) и торгового — на первом этаже. В договоре с ДЭЗом оба значились как торговые, тогда как для офисов ставка по вывозу мусора и водоснабжению ниже. Конечно, экономия не бог весть какая — всего лишь 1 тыс. руб. Но когда она оптимизируется, скажем, на три года, получается значительная сумма. Словом, мы представили документ на изменение профиля помещения в ДЭЗ, где нам сделали перерасчет платежей по другим тарифам. В совокупности удалось снизить «коммуналку» на 20%.

И третье, мы увеличили капитализацию объекта. В данном случае повысили электрические мощности. Например, при наличии 10 кВт на 400 кв. м едва ли можно рассчитывать на то, что помещением заинтересуется магазин или банк. А вот на 70 кВт они с удовольствием пойдут. То есть мы косвенно повлияли на увеличение доходов, потому как в перспективе могут появиться другие арендаторы и покупатели, а это уже другие цены…

Или вот еще пример, иллюстрирующий полный инвестиционный цикл услуги РРМ. Мы приобрели для инвестора жилую трехкомнатную квартиру на первом этаже по цене 10,5 тыс. долл. за 1 кв. м, перевели ее в нежилой фонд (шесть–восемь месяцев). В результате рыночная стоимость объекта выросла до 14–15 тыс. долл. за 1 кв. м. Арендная ставка составила 2,4 тыс. долл. в месяц, а окупаемость — пять лет.

Если инвестору данная стратегия не нравится, он может купить готовое помещение с арендаторами, тогда и финансовый поток по нему пойдет с завтрашнего дня. Правда, срок окупаемости в таком случае увеличится до семи-восьми лет. Зато меньше рисков.

Кстати, максимальное увеличение портфеля таких объектов — одна из наших стратегических задач на 2008 год.
Виталий Простаков Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Управление инвестиционными активами: от общего к частному":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Автомобиль Общего Назначения

Нынешние армейские вездеходы, престижные внедорожники и утилитарные пикапы имеют одного общего предка. Простой и надежный Willys JP был верным товарищем для бойцов антигитлеровской коалиции – и в России, и в Африке, и в Европе. Звездный час «джипа» пробил перед Второй Мировой войной, когда чины в армии США выяснили, что на вооружении нет машины, способной выполнять задачи лёгкого транспортера, разведчика и командирской машины.

» Французские автомобили - 3321 - читать


Частные инвестиционные фонды осторожничают

В России масса возможностей для частных инвестиционных фондов, но незнание местных особенностей и инвестиционные риски сдерживают толпы иностранцев. Фирма Baring Private Equity Partners, подразделение голландского банка ING Groep NV, стала одним из немногих иностранных игроков в России. В 1994 году она создала там предприятие, чтобы извлечь выгоду из программы приватизации.

» Управление и менеджмент - 1616 - читать


Треть «Голден Телекома» уехала на Кипр. «Альфа-Груп» оптимизирует управление активами

Вчера стало известно, что российский холдинг Altimo продал 29,3% акций альтернативного оператора « Голден Телеком» своей дочерней кипрской компании Sunbird Ltd. Перераспределение активов в Altimo объясняют оптимизацией управления телекоммуникационными активами «

» Управление и менеджмент - 1975 - читать


Департамент имущества намерен передать городскую недвижимость в доверительное управление частным компаниям - Силкин

Департамент имущества Москвы, крупнейший игрок на столичном рынке аренды нежилых помещений, намерен передать часть городской недвижимости в доверительное управление частным компаниям. Как заявил " Интерфаксу" в четверг глава департамента имущества Владимир Силкин, "мы намерены 1 января 2006 года начать эксперимент по передаче части московской недвижимости в доверительное управление профессиональным участкам рынка в трех округах города Москвы:

» Бизнес Недвижимость - 2033 - читать


Муниципальная недвижимость перейдет под управление частных компаний

Столичный рынок коммерческой недвижимости в ближайшие годы ждет серьезная реформа: департамент имущества Москвы передаст практически всю муниципальную нежилую недвижимость в управление частным компаниям. Задачи проекта - повышение качества сдаваемых площадей и увеличение поступлений от арендной платы. Управляющие компании департамент обещает отбирать на конкурсах.

» Бизнес Недвижимость - 2143 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Управление инвестиционными активами: от общего к частному

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru