Нынешние армейские вездеходы, престижные внедорожники и утилитарные пикапы имеют одного общего предка. Простой и надежный Willys JP был верным товарищем для бойцов антигитлеровской коалиции – и в России, и в Африке, и в Европе.
Звездный час «джипа» пробил перед Второй Мировой войной, когда чины в армии США выяснили, что на вооружении нет машины, способной выполнять задачи лёгкого транспортера, разведчика и командирской машины. Поэтому в 1940 году был объявлен конкурс на создание многоцелевого вездехода для армии США. Среди желающих получить доступ к «золотому дну» оборонных заказов оказалось целых 135 автомобилестроительных фирм.
Однако победителями вышли две фирмы – автогигант Ford Motor и неизвестная до того фирма Willys Overland.
После испытания пробных партий, заказчику стало ясно, что Willys MA значительно превосходит конкурента от Ford , и с 1941 года на вооружении осталась только одну модель. Оборонный заказ был роздан различным подрядчикам, и с 1942 года модифицированный Willys MB стал выпускаться под разными марками. Темпы производства внедорожников были беспрецедентными в автомобильной истории, а войны раскидала их по всему миру.
Первый джип за годы войны был выпущен в более чем 360.000 экземплярах, большая часть которых, кстати, убыла в Советский Союз. Кроме того, модель-близнец, Ford GPW, был растиражирован в 270.000 экземплярах.
Конструкция машины была проста и предельно функциональна: несложный, но надёжный бензиновый мотор, трехступенчатая коробка передач и полный привод. Вездеход весил немногим больше тонны, при этом вмещал четырёх человек (в реальности в «GP» часто умещалось и шесть, и более человек) и обладал отличной для тех времён динамикой – «максималка» равнялась 105 км/ч.
При разработке конструкторы, в погоне за технологичностью процесса производства, не заботились о внешнем виде своего творения, и вездеход получился составленным из рубленых плоскостей. За внешний вид Willys и получил одно из своих прозвищ, «Flatfender» («с плоскими крыльями») или, более ласково, «Flattie». Со временем техническая необходимость стала фирменным стилем и естественным атрибутом покорителей бездорожья.
Во время войны этот автомобиль стал не менее необходимым оружием, чем танки и самолеты: «джипы» вели разведку и эвакуировали раненых, перевозили корреспонденцию и грузы, служили командирской машиной и машиной связи, и даже участвовала в диверсионных операциях. О популярности этих машин говорит, например, тот факт, что когда в СССР Горьковский автозавод наладил собственное производство внедорожников, их сразу окрестили «Иван-Виллисами».
Однако, эти незаменимые машины никто не называл официальным именем. Из множества прозвищ наиболее распространённой стало словечко «jeep», созвучное армейскому термину «General Purpose» или, сокращённо, GP. «Автомобиль общего назначения» – так обезличенно называли в бюрократических документах будущий культовый автомобиль. А в широких народных кругах бюрократический термин быстро стал обиходным словечком, прочно войдя в десятки языков. Вот и в русском языке человек, употребляющий слово «джип», вряд ли знает историю Willys GP.
После окончания боевых действий и падения спроса на военную продукцию, фирма Willys начала свою конверсионную программу, запустив в производство семейство Willys CJ, сокращённо «Civilian Jeep». По сути это были те же армейские внедорожники, только без камуфляжа. Некоторые из этих джипов сохранились до сих пор, и в весьма приличном состоянии – запчастей за войну наклепали столько, что хватит ещё на сто лет.
Однако после войны Америка с удовольствием вернулась к автороскоши, и утилитарные машины стали не в чести. Прославленная на весь мир марка стала терпеть убытки. Парадоксально, но вдохновлённые примером американских внедорожников, в это же время возникли ещё два будущих внедорожных гранда. Через Атлантику, в Великобритании два энтузиаста стали собирать простой, но надёжный вездеход, вскоре окрещённый Land Rover. А на западном побережье Тихого океана, в побеждённой Японии, фирма Toyota стала собирать Toyota Jeep BJ. В 1954 году, из-за угрозы иска о нарушении прав на товарный знак, модель была переименована в Land Cruiser…