Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » В очередь за деньгами

 

В очередь за деньгами

 

 

Актуальная проблема динамично растущей розничной торговли — отставание темпов развития инфраструктуры. Необходимость реализации масштабных инвестиционных проектов приведет ритейлеров на рынок ценных бумаг.

Ритейл — один из наиболее динамичных секторов экономики Урала: темпы роста в 2005 году составили 53% (для сравнения: средний показатель прироста по компаниям рейтинга — 35%). Эта тенденция характерна для всей России: предприятия розничной торговли в рейтинге «Эксперт 400» (№ 37 от 09.10.06) выросли за год на 52%. Основные сегменты ритейла, в которых работают гиганты отрасли, — продовольственная розница, бытовая техника и электроника, автомобили.

загрузка...

 

 

Для сетевого ритейла 2005 год прошел под знаменем крупномасштабной региональной экспансии. Начало ей положено еще в 2004м. На тюменском рынке заработала сеть «Эльдорадо», в Челябинске и Уфе — сеть универсамов «Патэрсон», в Екатеринбурге — гипермаркет «Гроссмарт». «Пятерочка» приняла решение о консолидации уральских активов, начав с выкупа франчайзинговых магазинов в Екатеринбурге. Впервые на уральский рынок вышел западный игрок: центры мелкооптовой торговли Metro Cash & Carry появились в Уфе и Екатеринбурге.

При этом прочные рыночные позиции сохранили все крупнейшие ритейлеры региона. К экспансии они начали готовиться еще в 2003 году, когда появились первые слухи об интересе инорегиональных компаний к Уралу. 2005−й не стал исключением. В предвкушении прихода таких гигантов, как IKEA и Auchan, местные сетевики весь год быстро осваивали новые территории и форматы. Основной прирост оборотов обеспечило открытие новых точек.

Если в 2004 году практически все сетевики работали только в рамках своего города или области, то в 2005м они массированно пошли в соседние регионы. Так, «Купец» открыл магазин в Кургане, «Монетка» — в Челябинске и Уфе, «Мегамарт» — в Тюмени. Расширяли присутствие и в «домашних» областях, преимущественно в городах с населением более 100 тыс. жителей. Некоторые компании рискнули пробиться на высококонкурентные столичные рынки: гипермаркет «Матрица» начал работу в Москве, алкогольные супермаркеты «НормаН» — в СанктПетербурге.

Наиболее динамично уральские сетевики развивали формат гипермаркетов: в этом новом для себя качестве попробовались сети «СемьЯ», «Незабудка», «Ижтрейдинг». Значительно усилилась конкуренция в формате дискаунтеров.

Заметно более привлекательным стало строительство торговых центров. Так, в 2005 году введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как «Парк Хаус» и «Гермес-Плаза» в Екатеринбурге (общая площадь — 55 и 17 тыс. кв. метров соответственно); вторая очередь «Премьера» и первая очередь «Гудвина» в Тюмени (23 и 21 тыс. кв. метров); «Алмаз», вторая очередь «Колизея» и «7 пятниц» в Перми (36, 25 и 21 тыс. кв. метров); «Незабудка» в Челябинске (18 тыс. кв. метров торговой площади).

В круг интересов инвесторов попали и автоцентры: вложения на молодом динамично развивающемся рынке обещали высокие дивиденды. Только за восемь месяцев прошлого года в регионе открылось 25 автосалонов. Многие автомобильные компании, выбрав мультибрендовую стратегию развития, должны были выстроить отдельные здания для каждой представляемой марки. Так появились новые автосалоны Hyundai, Mitsubishi, Ford, Chevrolet и Kia автохолдингов «УралАвтоИмпорт», «Машинный двор», «Автоленд». В итоге дилеры иномарок существенно укрепили позиции: объемы продаж машин на Урале выросли за год в среднем вдвое. Екатеринбург стал первым региональным городом, где начались официальные продажи Porsche. Свои силы на рынке опробовали китайские производители: с региональными компаниями заключены первые официальные дилерские соглашения.
Симптомы и рецепты

Бурный экстенсивный рост сетевого ритейла, продолжившийся в 2006 году, выявил ключевую проблему: за его развитием не успевает инфраструктура. Во-первых, несмотря на бум строительства торговых центров, качественных торговых площадей не хватает. Все стремятся быстро занять пустующие ниши, поэтому выбор помещения не всегда оптимален. В итоге страдает формат сети: позиционирование размывается, риски потери управляемости разнородными объектами возрастают.

Во-вторых, в ущербе логистика. Складские мощности перегружены. По различным оценкам, дефицит складов класса А только в Екатеринбурге составляет от 300 до 500 тыс. кв. метров. Понимание проблемы есть, а вот средств для ее решения — нет.

К тому же, если инвестиции в строительство торгового центра могут окупиться за парутройку лет, то для складского комплекса и четыре года — не срок.

— Чтобы построить хорошую логистику, обеспечивающую высокую эффективность и низкую себестоимость, нужно как минимум 50 — 60 млн евро. Распределительный центр должен обеспечивать несколько городов региона: связываться с меньшим проектом вряд ли есть смысл. Для этого нужны дешевые длинные деньги и преференции чиновников. Процессы строительства и реконструкции складских мощностей класса С и D будут идти параллельно: с нуля строиться выгоднее новым приходящим игрокам, уже работающие логисты будут также строить или «поднимать» старые помещения, — считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

Среди крупнейших компаний региона особое внимание вопросам логистики уделяют «Юниленд», «Монетка», «Матрица». Одной из основных целей создания «Пятерочки Урал» заявлена централизация закупочной политики и оптимизации логистики (на днях к объединенным магазинам сети в Екатеринбурге и Челябинске примкнули и пермские точки).

Хорошее решение в условиях необходимости реализации больших инвестиционных проектов — выход на рынок ценных бумаг. По данным cbonds.ru, объем облигаций в обращении, выпущенных российскими торговыми компаниями, составляет 2,1 млрд долларов: это примерно 8% от общего номинального объема бумаг. Планируется еще 2,5 млрд долларов. Среди уральских ритейлеров инструмент корпоративных заимствований использовали только «Машинный двор» (векселя на сумму 300 млн рублей), «Матрица» и «Монетка» (облигации на сумму 1,2 и 1 млрд рублей соответственно); «СемьЯ» уже погасила облигационный заем в 50 млн рублей, а «Незабудка» — векселя на сумму 275 млн рублей.

— Интерес к выпуску ценных бумаг у федеральных ритейлеров — от продовольственных сетей и бытовиков до металлотрейдеров — высокий. Многим компаниям, таким как «Копейка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Мир», «Техносила», удалось разместить бумаги под достаточно низкий процент, менее 10% годовых. Это показатель большой популярности вложений в динамично развивающуюся отрасль среди инвесторов. Местные лидеры розничной торговли также понимают: для дальнейшего развития, выхода за пределы региона, необходимо прибегать к внешнему заимствованию. Однако конкретных действий пока мало. Основная проблема — большинство из них закрыты: инвестору трудно оценить, что фактически представляет собой компания. IPO для уральского ритейла пока не актуально, но, возможно, в скором времени некоторые игроки проведут частное размещение акций — пакет или полностью бизнес будет продан стратегическому инвестору, — считает начальник отдела корпоративных финансов ИФК «Еврогрин» Антон Джуган.
На нас идет цунами

Наиболее вероятный сценарий развития событий в розничной торговле региона — волна слияний и поглощений, уже охватившая компании федерального масштаба (последняя крупнейшая сделка — слияние торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток»). Крупнейшие уральские ритейлеры с целью продать в конечном счете бизнес федеральным или зарубежным игрокам начнут поглощать мелкие и средние сети.

Возможны и крупномасштабные сделки региональных компаний. В середине октября начались переговоры о слиянии сетей «Матрица» и «Виват». Оба ритейлера рассматривают этот путь как «один из эффективных вариантов развития». Уже сейчас лидерами рынка интересуются. По словам руководства компании СемьЯ, «предложения о покупке сети поступают с завидным постоянством». В поле зрения сети «Патэрсон» и холдинга «Марта» сеть «Матрица». В некоторых сегментах ритейла процессы уже идут. Так, в середине сентября крупная федеральная аптечная сеть «Имплозия» приобрела 90% уфимской сети «Табиб», а «Аптеки 36,6» — оренбургскую «Вита+». Впрочем, владельцы региональных сетей продавать бизнес не спешат: они чувствуют потенциал дальнейшего развития и роста капитализации.


Светлана Ханафиева Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "В очередь за деньгами":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

За иномарками выстроились очереди

• Mitsubishi Lancer сейчас можно купить без проблемЗа первые полгода наши соотечественники приобрели около 150 тысяч иностранных автомобилей, что в два раза больше прошлогодних результатов. Однако даже при наличии необходимой суммы влиться в ряды счастливчиков не так-то просто, по крайней мере если речь идет об авто, входящем в пятерку самых популярных иномарок, на которые, кстати, приходится треть всех реализованных в России машин. На “вершине” по-прежнему остается всеволо ...

» Японские автомобили - 1861 - читать


Volkswagen Golf: Деньги из тумбочки

В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Golf Посмотреть другие фото (12) Когда в 1998 году в России появился «Фольксваген-Гольф» четвертого поколения, ажиотаж на рынке творился грандиозный. Казалось, все хотели купить только его.

» Немецкие автомобили - 2727 - читать


Mercedes CL-Class: Деньги напоказ

В тесте участвуют автомобили: Mercedes CL-Class В модельной линейке штутгартской «трехлучевой» компании роскошные купе серии CL давно и прочно закрепили за собой имидж эталона роскоши и индивидуальной красоты. Даже в первой половине 90-х годов прошлого века двухдверный «стосороковой», как его тогда величали, являлся едва ли не верхом совершенства.

» Немецкие автомобили - 1812 - читать


Volkswagen Passat, Citroen C5, Kia Magentis: Имя - деньги!

В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Passat, Citroen C5, Kia Magentis Посмотреть другие фото (39) Давно ли владелец любой новой иномарки выглядел баловнем судьбы. Сегодня импортные машины класса "жигулей" воспринимаются уже совершенно спокойно - планка престижа сместилась в средний класс - D.

» Французские автомобили - 2676 - читать


Гаишник взял деньги? Жалуйся!

ГИБДД объявило о начале очередной масштабной акции по борьбе со взяточниками на дорогах. Напомним, что по новому КоАП инспектора ГИБДД не имеют права брать деньги «на месте». Однако, как показывает практика, инспектора и водители по-прежнему предпочитают договариваться между собой, чем выписывать сложные протоколы.

» Разное - 1779 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » В очередь за деньгами

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru