Само слово «Одесса» у большинства из нас ассоциируется с морем, солнцем и юмором. В общем, положительно заряженное название, ничего не скажешь. Если брать формальные показатели, то на сегодняшний день это третий по величине (после Киева и Харькова) город «незалежной» Украины с населением чуть больше одного миллиона человек. Главный промышленный, культурный, транспортный и курортный центр Северного Причерноморья.
И конечно, самый крупный морской порт страны. А еще — база военно-морского и рыболовного флотов.
Тринадцать вузов города готовят специалистов практически для всех отраслей экономики. Здесь пять университетов (национальный политехнический, морской, педагогический, медицинский, экономический), а также несколько академий (холода, связи, строительства и архитектуры, государственного управления, юридическая, морская). есть институт внутренних дел.
Добраться сюда несложно — по воде, воздуху и суше (поездом, междугородным автобусом или на автомобиле). Потемкинская лестница, знаменитый на весь мир оперный театр и другие достопримечательности привлекают туристов, для которых предусмотрено немало возможностей потратить деньги (казино, дорогие рестораны и пр.). А вот курортная значимость города постепенно снижается. Воду в бухтах и лиманах Одессы местные жители чистой давно уже не называют.
История Одессы началась 212 лет назад, когда 27 мая 1794 года российская императрица Екатерина II своим рескриптом повелела основать новый портовый город на месте турецкой крепости Хаджибей, взятой в ходе очередной русско-турецкой войны пятью годами ранее. Примечательно, что первые строительные работы здесь велись под непосредственным руководством Александра Васильевича Суворова.
У Одессы не было ни единого шанса стать деревянным городом, поскольку только «степь да степь кругом». А привозной лес стоил очень и очень дорого. Выход нашли быстро: стали строить из пильного известняка, который лежал практически под ногами. Именно благодаря строительному буму одесские катакомбы (сегодня это одна из знаковых достопримечательностей города) достигли столь внушительных размеров. Их протяженность составляет около 2,5 тыс. км!
Город возводили по плану, составленному инженер-генералом русской армии Францем Деволланом. В строительстве принимали участие такие видные архитекторы, как Франческо Боффо, Феликс Гонсиоровский (ставшие, между прочим, жителями Одессы), а также зодчие из Петербурга — Тома де Томон и Абрам Мельников. Изначально генплан предусматривал геометрически правильную застройку улиц. Его создатель стремился ориентировать городские магистрали так, чтобы от моря к центру можно было попасть кратчайшим путем. На протяжении ХIХ века план неоднократно изменяли и дополняли, но принципиальные идеи оставались незыблемыми.
Достаточно взглянуть на современную карту Одессы, чтобы понять, что «жемчужина у моря» всегда была многонациональным городом. Здесь есть Молдаванка, Французский и Итальянский бульвары, Греческая, Болгарская, Еврейская, Польская и Немецкая улицы. Действительно, кроме русских и украинцев с самого начала значительную часть населения составляли выходцы с Балкан и из стран Западной Европы.
К 1910 году Одесса с ее более чем полумиллионным населением становится третьим по величине после Петербурга и Москвы городом Российской империи. Однако последовавшие затем революционные события и гражданская война нанесли городу существенный урон. Четверть домов и многие предприятия были разрушены. А население к 1924 году сократилось практически вдвое.
В советское время место локомотива городской экономики — торговли — заняли металлообрабатывающая и машиностроительная промышленности. В этот же период Одесса превращается в значимый культурно-оздоровительный центр. Постановлением правительства здесь формируются три курортные зоны. Северная зона включает в себя Хаджибейский и Куяльницкий лиманы, приморская — Аркадию и Фонтаны, южная — Люстдорф.
Серьезное испытание выпало на долю города во время Второй мировой войны. Долгие 73 дня осады, а затем почти два года оккупации, конечно, не могли не сказаться на внешнем облике Одессы. Руины были повсюду. Однако уже через семь лет после освобождения, в 1951 году, город удалось восстановить.
Разнообразие стилей домов в старой части города просто поражает. Здесь есть практически все — от ренессанса до ар-нуво. В связи с этим вспоминается исторический анекдот, который местные краеведы любят рассказывать туристам.
Когда-то на заре строительства города одесские купцы пригласили лучших архитекторов для того, чтобы те построили им здание купеческого собрания. Когда же мастера спросили у заказчиков, какой стиль предпочесть, торговые люди, подумав и посовещавшись, ответили: «Денег у нас много, так что валяйте во всех».
Легкая анархия чувствуется здесь до сих пор. Это выражается в том, как «соблюдают» правила дорожного движения некоторые водители. В том, как сверкают многочисленными огнями казино и дорогие рестораны, а рядом стоят представляющие историческую ценность дома, которые, кажется, вот-вот рухнут. Украина как государство в целом пока еще переживает сложный переходный период, что уж говорить про отдельные, пусть и явно выдающиеся города.
Интересно, что в объявлениях о продаже недвижимости, публикуемых в одесских газетах, вы не встретите слова «коммуналка», хотя это явление советской жизни городу, естественно, было знакомо, и соответствующие предложения на местном рынке жилья, конечно, есть. А секрет в том, что данный товар здесь называется по-одесски изящно и неповторимо — «комната в коммуне».
Скромную однокомнатную квартиру в Одессе можно снять за 140 долл. в месяц, нескромную — за 350 долл., двухкомнатные предлагают по цене от 210 до 450 долл., трехкомнатные — по 260–800 долл. Есть и элитные варианты. В этом списке запросто можно увидеть двушку за 1700 долл. в месяц и трешку за 2500 долл. Активно здесь культивируется посуточная аренда квартир. В этом случае за однокомнатные хоромы придется выложить от 25 до 40 долл. в сутки, за двухкомнатные — от 30 до 70 долл. и за трехкомнатные — от 70 до 150 долл. Охотно сдают и «комнаты в коммунах» или просто комнаты в квартирах с хозяйкой. Стоимость месячной аренды такого жилья колеблется от 50 до 150 долл.
Инвестиционные компании предлагают жилье в строящихся домах по цене от 700 до 1400 долл. за 1 кв. м. Таким образом, минимальная стоимость однокомнатной квартиры в новостройке составляет примерно 33,5 тыс. долл., двухкомнатной — 45 тыс. и трехкомнатной — 50 тыс. долл.
Кстати, на сегодняшний день в городе насчитывается более 60 строящихся жилых домов. Сосредоточены они в основном в прилегающих к морю районах. Сразу около полутора десятков зданий возводят в непосредственной близости от Фонтанской дороги (Приморский район).
На вторичном рынке ситуация, естественно, попроще. Скромную «комнату в коммуне» в Малиновском районе можно купить и за 15 тыс. долл. В более же престижных районах надо ориентироваться на средний показатель в 30 тыс. долл. за одну комнату. Однокомнатные квартиры тянут на 35–80 тыс. долл.
По данным департамента аналитики и прогнозирования рынка недвижимости корпорации «Альянс», в Одессе 50–60 % квартир покупают в кредит. Во многом это происходит за счет того, что здесь вполне реально приобрести недвижимость с рассрочкой на 21 год, отдав в качестве первого взноса всего 5–10 % от полной стоимости жилья.
Специфика города такова, что недвижимость VIP-класса сосредоточена в Приморском районе. За 2005 год цены на новые квартиры данного уровня повысились здесь почти на 100 %. Аналогичный рост за тот же период был зафиксирован лишь в отношении новостроек экономкласса в Суворовском районе. Эксперты корпорации «Альянс» считают этот фактор признаком перспективности развития названного района. Кстати, новостройки экономкласса преобладают также в Киевском и Малиновском районах.
Отдельный разговор — об одесской земле. По некоторым оценкам, она здесь стоит даже дороже, чем в Киеве. Крупные риелторские компании уже сегодня открывают свои филиалы в пригородах Одессы, дабы в решающий момент быть в эпицентре сделок с землей, сулящих приличную выгоду. Так что эти 160 кв. км городской территории плюс окрестности можно считать весьма солидным и интересным рынком.
Просмотрев местные газеты по недвижимости (а их в Одессе выходит великое множество), нетрудно найти подтверждение приведенному факту. Так, участок в 21 сотку на знаменитом Французском бульваре с ветхим строением на территории хозяева оценили ни много ни мало в 2,5 млн долл. На продажу выставлен даже ипподром на Фонтанской дороге. За аренду на 49 лет площадки в 8,6 га просят 15 млн долл.
Кстати, именно со стоимостью земли многие связывают перевод Одесского института сухопутных войск во Львов. По мнению городских властей, целью Минобороны является реализация имущества вуза, которому принадлежат большая территория в одном из самых престижных районов города, а именно на четвертой — шестой станциях Большого Фонтана, а также полигон на берегу моря.
В рамках программы президента страны Виктора Ющенко «Жилье для молодежи в Украине» в Одессе началось строительство молодежного квартала на улице Академика Вильямса. Предполагаемый объем работ — свыше 25 тыс. кв. м (437 квартир) жилой площади. Сообщается, что молодежный квартал будет состоять из нескольких домов, имеющих по одиннадцать парадных (так называют подъезды и в Питере) в каждом из них. На сегодняшний день около 200 квартир в квартале уже сдано в эксплуатацию. Принять участие в программе могут молодые люди от 18 до 35 лет, и, если верить организаторам мероприятия, у них есть шанс сэкономить практически 50 % от рыночной стоимости конкретного жилья.
Торочкина Диана Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU