Сразу две громких архитектурных премьеры состоялись в начале декабря на Манхэттене в Нью-Йорке. В самом сердце «деловой Америки» были открыты два новых офисных здания, поражающих воображение необычными планировочными решениями и силуэтами.
Серая леди Нью-Йорка
Знаменитый итальянец Ренцо Пиано спроектировал 52-этажный небоскреб специально для редакции одной из самых известных и авторитетных газет США – «Нью-Йорк Таймс». Эта элегантная высотка с запоминающимся силуэтом уже получила от критиков прозвище «Серая леди» (кстати, так же в Америке принято именовать и саму газету), однако назвать его обидным никак нельзя. Наоборот, этот титул признает все изящество архитектурного решения, предложенного Ренцо Пиано.
Проектируя здание, в котором «творится летопись нашего времени», итальянский зодчий исходил из того, что журналистам, пишущим о происходящем в городе и мире, необходимо постоянно ощущать себя частью мегаполиса. Вот почему он постарался дать акулам пера как можно больше панорамных видов на улицы и небоскребы Манхэттена. Стеклянные навесы башни сделаны абсолютно прозрачными, а максимальное количество элементов конструкции довольно сильно отведены от поверхности здания, чтобы не заслонять вид на Нью-Йорк.
Чтобы такая открытость не сказалась на потреблении зданием электроэнергии, архитектор защитил свою постройку солнцезащитными экранами из специальных керамических трубок светло-серого цвета. Они не загораживают виды из окон, но задерживают до 50% солнечных лучей, нагревающих поверхности небоскреба. Внутри их дополняет автоматическая система жалюзи, также позволяющая экономить на кондиционировании.
Экраны продолжаются на высоту шести этажей над крышей башни, что создает необычный эффект тающего в воздухе силуэта. Кстати, если в пасмурный день небоскреб смотрится вполне традиционно графично, то в солнечный день 320-метровая башня выглядит светло-серой, а ее почти призрачный, легкий объем можно и не заметить в перегруженной амбициозными строениями манхэттенской панораме.
На уровне улицы здание максимально открыто для горожан: стены первого этажа, например, полностью прозрачны, и сквозь вестибюль можно увидеть соседнюю улицу. Одним из символов нижней «общественной» зоны здания стал атриум, в котором среди мха растут настоящие березки, и конференц-зал Times Center, решенный в традиционных «театральных» красных тонах.
Тех же, кто приходит на экскурсию в саму редакцию, поражает замысловатость планировки «журналистского царства». С одной стороны, здесь очень много звуконепроницаемых стеклянных боксов, в которых репортеры могут вести конфиденциальные телефонные переговоры. Словно прозрачные кубики детского конструктора, они разбросаны по всему пространству редакции, а разные ее уровни связаны внутренними лестницами, на которых устроены уютные площадки для неформального общения сотрудников газеты и их гостей.
«Серую леди» уже признали одним из лучших небоскребов Манхэттена, которому удалось создать новый стандарт офисного пространства, сумевшего стать полноправной частью города.
Парус над городом
Если Ренцо Пиано уже в третий раз строит в Нью-Йорке, то знаменитый деконструктивист Фрэнк Гери пробует себя в «деловой столице» Америки впервые. В манхэттенском районе Челси, на берегу реки Гудзон, он построил здание штаб-квартиры компании IAC/InterActiveCorp, принадлежащей медиамагнату Барри Диллеру.
Обладатель самой большой яхты в мире и фанатичный поклонник всего, что связано с парусным спортом, Диллер с самого начала искал архитектора, который согласится построить офисное здание в виде… корабля. Удивительно, что таким проектировщиком стал именно Фрэнк Гери, автор знаменитого музея Гуггенхайма в Бильбао и множества других «зданий-взрывов», на фоне которых нью-йоркская постройка смотрится очень скромно. Ее фасады необычной уступчатой формы имитируют складки ткани, а белый цвет призван рождать ассоциации со столь любимым заказчиком парусом.
При этом стены выполнены отнюдь не из бетона, как можно было бы предположить на первый взгляд, а составлены из панелей фриттованного стекла, которое вблизи кажется прозрачным, а издалека – пестрым. В результате в дневное время суток здание кажется полосатым, как зебра, а ночью напоминает огромный фонарь или искусно подсвеченную рубку гигантского морского лайнера. При этом интересно, что поверхность стеклянной навесной стены от уровня земли до крыши изгибается под углом в 150 градусов. Чтобы добиться столь необычной формы, для нее пришлось изготовить 1500 панелей разного размера и разной степени кривизны, которым окончательная конфигурация была придана уже на месте.
Внутренние пространства здания также решены экстраординарно. Например, ключевым элементом вестибюля стала огромная «видеостена» шириной 36 м, на которую проецируются фильмы, рассказывающие о деятельности InterActiveCorp, или просто абстрактные геометрические композиции. Основные этажи офисов объединены двухъярусным атриумом с лестницей из редкого тигрового дерева гонкало, проходящей вдоль стеклянной внешней стены с видом на реку. Еще более интересный вид открывается со служебной лестницы, проходящей вдоль заднего фасада здания, откуда виден почти весь Манхэттен. В распоряжении работников здания есть и две эффектных смотровых площадки – терраса шестого этажа и кафе на седьмом.
Глеб Перов Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU