В США даже вопрос такого рода не может быть поставлен на повестку дня. У вас могут быть проблемы с работой или с отсутствием денег, но не с жильем. В Америке всегда избыточное предложение готового жилья. Как же устроен американский рынок недвижимости?
Даже если вы не нашли дом, который подходит именно вам, вы можете построить свой дом сами или купить уже существующий дом и переделать его по своему вкусу.
Сотни тысяч строительных компаний ежегодно строят миллионы новых домов и квартир. Риелторы всегда готовы помочь клиентам в поисках жилья. Тысячи специальных сайтов в любую секунду готовы предоставить развернутую информацию по различным сегментам рынка недвижимости. Благодаря коммерческой системе MLS (Multiple Listing System Services), в которой задействована вся страна, можно моментально получить информацию о любом продаваемом здании, включая его историю, год постройки, площади комнат, применяемые конструктивные материалы стен, отделочные материалы, качество кухни, фото снаружи и внутри (а зачастую и видеоматериалы), величину налогов на землю и здание, код школьного района, срок нахождения в списке продающихся, когда он продавался раньше и многое другое. В любом городе или деревне всегда есть предложения для покупки дома, подходящие совершенно разным клиентам. Даже если вы не нашли дом, который подходит именно вам, вы можете построить свой дом сами или купить уже существующий дом и переделать его по своему вкусу.
Почему так происходит? Важное психологическое отличие: американцы не покупают дом на века. Дом для них в первую очередь выгодное вложение капитала. Практически все американцы «играют» на рынке недвижимости, как во всем мире люди играют на бирже. Отсюда достаточно прагматичный подход к покупке дома. Если американцу нравится дом – это он оценил свои будущие доходы от его продажи. А в том, что он его будет продавать, никто не сомневается.
Дом должен быть быстро построен и при необходимости также легко и быстро снесен или перестроен
Именно эта психология и является системообразующим фактором для рынка жилья в США. Никто не строит на века. Дом должен быть быстро построен и при необходимости также легко и быстро снесен или перестроен. Именно этот фактор заставляет американцев строить быстровозводимые деревянные дома и отказываться от прочих материалов, которые просто не выдерживают конкуренции на рынке недвижимости или из-за дороговизны, или из-за сложности применяемых технологий. Полностью кирпичных домов в Америке никто давно уже не строит. Причина проста – слишком дорого! Применяется только фасадная облицовка в «полкирпича» или наружная тонкая штукатурка или обшивка вагонкой. Простота конструкции каркасного дома делает его удобным для всех участников строительного рынка – от проектировщиков до домовладельцев.
Рынок диктует современной Америке количество, качество, тип и конструктивные особенности домов. Конечно, в Америке строятся (и в огромном количестве) многоэтажные многоквартирные дома из стекла и бетона. Но где и сколько их строить, диктует конъюнктура на рынке. Именно рынок вытесняет различные технологии малоэтажного строительства. В предыдущих статьях о рынке США мы рассказывали о многих ограничениях, накладываемых местными органами власти на застройщиков. Но, как правило, все эти ограничения исходят из экономической целесообразности той или иной идеи для потенциальных застройщиков. Поэтому никакому мэру или городскому совету в голову не придет заставлять девелоперов строить дом из кирпича, если этот дом никто у девелопера никогда не купит из-за его высокой цены. При выработке всяких ограничений местная власть все-таки во главу угла ставит экономическую целесообразность.
Немаловажно понимать также и тот факт, что мэрия не вкладывает свои деньги в производство домов или комплектующих к ним. Зато всегда и везде муниципалитеты вкладывают средства в создание инфрастуктуры, дорог, школ, рекреационных зон, парков, садов, зон спорта. То есть власть занимается созданием положительного имиджа территории и в результате повышением ее рыночной капитализации, что дает возможность впоследствии привлекать максимум средств девелоперов и создает интересную среду для серьезных инвесторов.
Очень важным фактором для принятия решения о покупке недвижимости в Америке является школьный округ
Благодаря системам массовой коммуникации вся информации о каждом городе или поселке доступна всем, и очень многие города стараются выложить на страницах газет, журналов, сайтах Интернета как можно больше информации о себе. Очень важным фактором для принятия решения о покупке недвижимости в Америке является школьный округ, точнее статус, известность школы, которая присутствует в этом округе. Поэтому все города активно занимаются развитием школ. Известная школа часто повышает стоимость недвижимости в школьном округе на 5–15%. Вложение средств в школу является очень выгодным для жителей округа, ведь в выигрыше оказываются абсолютно все! Родители спокойны за детей, которые ходят в хорошую школу, и таким образом престижная школа повышает стоимость домов домовладельцев, проживающих в этом школьном округе. В такие города и районы стремятся вложить средства и застройщики недвижимости, и крупные торговые компании, и серьезные производственные фирмы. Самогенерация повышения стоимости хорошего качества жизни ограничивается только покупательной способностью потенциальных жителей. Здесь сразу вступают в действие рыночные механизмы, заставляющие инвесторов искать более дешевые варианты строительства, что, как правило, приводит к началу строительства в других районах или городах. Все это мы сегодня наблюдаем и в России, на примере Подмосковья. Так заселяются территории, так работают рыночные механизмы решения жилищной проблемы.
Рынок заставляет всех действовать быстро, эффективно и экономически грамотно. Конечным результатом принимаемых решений является добавленная стоимость территории. И если местная власть действует против этого закона, она, как правило, очень быстро меняется на другую. Как решаются социальные проблемы в условиях американского рынка – читайте в следующей статье.
Владимир Петров Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU