Квартиры с тремя спальнями с видом на океан в «Лас Олас Ривер Хаус», здании нового кондоминиума, расположенного на пляже Форт-Лодердейл в американском штате Флорида, обычно продаются по цене $1,8 млн, если только вы не Дэн Марино — бывшая звезда американского футбола.
Чтобы как-то выделить этот 42-этажный высотный жилой дом на 278 квартир на фоне окружающих его конкурентов, компания-застройщик Tarragon предоставила известному телевизионному комментатору, а в прошлом — защитнику, чье имя занимает почетное место в Зале славы американского футбола, скидку свыше 15% на квартиру площадью 3382 кв. фута (1032 кв. м). По крайней мере, так утверждают информированные о сделке источники.
Представители Tarragon подтвердили, что скидка была предоставлена, отказавшись, однако, сообщить точную сумму.
Взамен Марино согласился принять участие в рекламе здания — и вот знакомое всем лицо появилось на уличных щитах и рекламных объявлениях в журналах. Факты свидетельствуют о том, что это окупилось. Более 80% кондоминиумов «Лас Олас» уже распроданы, причем по большей части именно благодаря звездной поддержке.
Застройщики жилья уже давно используют множество самых разнообразных уловок для привлечения внимания — а заодно и покупателей с толстыми кошельками — к своим зданиям. Шикарные званые ужины, шоу фейерверков и цирковые выступления стали привычным сопровождением ввода в эксплуатацию зданий по всему миру от Москвы до Майами. Но учитывая, что высотные жилые дома класса люкс растут как грибы после дождя, а неспокойная ситуация на финансовых рынках уже начала отпугивать особо недоверчивых покупателей, очередным хитроумным маркетинговым ходом стало привлечение знаменитостей не только для участия в рекламе, но и в качестве покупателей, даже если для этого приходится предоставлять им весомые скидки.
В Куала-Лумпур имя модельера Джимми Чу теперь связано с «Тиффани бай и-Дзен» — строящимся кондоминиумом в фешенебельном районе Монт-Кайара. Представители компании-застройщика Ireka отказываются говорить, обошлась ли известному модельеру его квартира с тремя спальнями несколько дешевле обычной стоимости, но, по словам агентов по недвижимости, компания, бесспорно, извлекла выгоду от освещения покупки в прессе.
В Великобритании застройщики делают ставку в первую очередь на футболистов премьер-лиги, так как они полагают, что участие спортсменов — учитывая толпы боготворящих их фанатов — будет способствовать резкому увеличению числа продаж. С точки зрения компании-застройщика The Beetham Organization, появление в прессе сообщений о том, что Гари Невилл из команды «Манчестер Юнайтед» купил две квартиры в городской высотке «Битхэм Тауэр» и собирается сделать из них квартиру из двух уровней, соединенных спиральной лестницей, является одной из причин того, что квартиры в этой стеклянной башне были полностью распроданы. При этом компания отказалась назвать сумму, в которую обошлась известному футболисту его покупка. «Нравится это кому-то или нет, но сегодня покупателей привлекают знаменитости, — говорит Эдвард Льюис, лондонский агент по недвижимости, занимающийся новыми объектами застройки. — Любой объект недвижимости может действительно выиграть от того, что с ним будет ассоциироваться известное имя».
Этим фактором пользуются: например, в «Скай Баре» отеля «Хилтон», который занимает нижние 23 этажа здания «Битхэм Тауэр» высотой 171 м, подают напитки, названные в честь игроков «Манчестер Юнайтед».
Пожалуй, неудивительно, что данная тенденция преобладает прежде всего на переполненных американских рынках, в особенности в Нью-Йорке, где, по словам представителя издательского дома по недвижимости Йела Роббинса, в течение этого и следующего годов планируется построить 20 000 новых квартир в кондоминиумах, кооперативах и домах для сдачи в аренду. Дональд Трамп признал, что на протяжении многих лет он не единожды предоставлял скидки на квартиры в модных домах Манхэттена некоторым известным артистам. А две высотки на Пери-стрит, спроектированные архитектором Ричардом Майером, даже окрестили «приютом знаменитостей», так как там купили квартиры актриса Николь Кидман, модельер Кельвин Кляйн и основательница медиаимперии Марта Стюарт, хотя застройщик уверяет, что никому из них скидки предоставлены не были.
Совсем недавно американский поп-певец и телезвезда Ник Лейчи купил за $1,4 млн квартиру с двумя спальнями в «Ателье», новом проекте-кондоминиуме на Таймс-сквер. Компания Monian Group, которая вела строительство, признает, что эта сумма несколько ниже стандартной стоимости таких квартир — обычно они обходятся покупателям в $1,5 млн и более. Несколько месяцев спустя Ник Лейчи и его подруга Ванесса Миннилло позировали папарацци на гала-открытии здания.
Тем временем модель Наоми Кэмпбелл принимает активное участие в маркетинговой кампании «Чиприани Клаб Резиденсез» — нового объекта недвижимости класса люкс на Уолл-стрит. Мы видим, как она готовит коктейли вместе с Джузеппе Чиприани, партнером-застройщиком. Вероятно, таким образом она собирается отметить выгодную покупку квартиры — ведь ей удалось неплохо сэкономить: по сообщениям информированных о сделке источников, квартира обошлась ей как минимум на 10% дешевле рыночной цены. Скидку получил и актер Микки Рурк, который также принимал участие в рекламных акциях.
Подробности сделок застройщиков со знаменитостями редко предаются огласке, однако манхэттенский публицист Стивен Ларкин, который вхож в круги агентов по недвижимости, утверждает, что скидки «могут доходить до 20%, особенно если знаменитости участвуют в качестве принимающей стороны на мероприятиях по открытию кондоминиумов или вносят в проект какой-либо творческий вклад».
Кто-то из звезд собирается использовать новоприобретенную недвижимость для отдыха или в качестве «постоялого двора», другие же рассматривают ее как выгодный объект капиталовложений. Даже если они никогда по-настоящему и не въедут в эти квартиры, то, получив их по сниженной цене, они смогут через пару лет довольно выгодно продать их, использовав в том числе и тот факт, что здание теперь связано с их именем (впрочем, пройдет такой фокус на сегодняшнем непредсказуемом рынке или нет — вопрос спорный).
Иногда сделки организуются таким образом, что квартира остается собственностью застройщика либо в качестве покупателя выступает корпорация. По заключении сделки звезда может дать разрешение рабочей группе по проекту, которая отвечает за связи с общественностью, пустить об этом слух в прессе или даже опубликовать официальный пресс-релиз. Такие случаи разительно отличаются от большинства полноценных сделок по приобретению недвижимости знаменитыми людьми — в большинстве случаев они настаивают на заключении соглашений о конфиденциальности.
С наибольшим размахом кампания звездной поддержки разворачивается на активно растущих новых перспективных рынках, например в Лас-Вегасе, где, по оценками городских властей, на стадии планирования находится 62 600 новых квартир в кондоминиумах. «Панорама Тауэрс», комплекс из четырех зданий, расположенный рядом с местным кварталом развлечений, который привлек множество покупателей как из США, так и из-за рубежа, тоже ассоциируется с именами знаменитостей, среди которых Памела Андерсон, Тоби Магуайр и Леонардо Ди Каприо.
Вместо того чтобы размещать информацию анонимно в отдельных изданиях, как это обычно происходит в Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, застройщик Лоренс Хэллиер делает официальное заявление о каждой покупке. Андерсон купила квартиру в пентхаусе, которая стоит чуть больше $2 млн, Магуайр приобрел две смежные квартиры с двумя спальнями — обе обошлись ему примерно в $1,9 млн, а Ди Каприо стал обладателем квартиры площадью 3300 кв. футов (1007 кв. м) по цене около $1,5 млн. Хэллиер ничего не говорит о скидках, однако Памела Андерсон участвовала в качестве принимающей стороны на фуршете в честь начала продаж квартир в здании.
«Вне всякого сомнения, известные имена помогают привлечь внимание к зданию, — говорит Хэллиер. — Но хотелось бы верить, что и предлагаемые дополнительные удобства — бассейны и купели с подогревом, корты, кинотеатры с широким экраном и 24-часовая служба консьержа, а также местоположение — тоже играют в этом не последнюю роль».
Иногда звезды могут и случайно оказаться участниками рекламной кампании, не получая никакой финансовой выгоды. Джеки Чану, звезде боевиков, уже на протяжении многих лет принадлежит квартира с тремя спальнями в «Грэнджфорд Апартментс» в сингапурском квартале Леони, славящемся хорошим отношением местных жителей к иностранцам. Компания-застройщик Hong Fok активно использует его имя для увеличения числа продаж, хотя агент актера утверждает, что тот не получает за это денег.
Схожим образом специалисты, отвечающие за маркетинг «Ателье», недавно разместили в нью-йоркских и лондонских таблоидах, а также в журнале US Weekly несколько фотографий с изображением Орландо Блума и Линдсей Лохан на выходе из здания, хотя ни один из актеров не давал официального согласия на использование своего имени в рекламных целях. «Каждый застройщик хочет, чтобы с его зданиями ассоциировались громкие имена, даже если никто не давал им на это разрешения, — говорит гонконгский агент по недвижимости Джуди Чай. — Ведь когда это происходит, здание сразу же становится темой для разговоров».
А вот влияет ли как-то участие знаменитостей в рекламе здания на цены квартир в нем? Специалисты по недвижимости утверждают, что не всегда. «Небольшой рост возможен, но лишь на короткий срок, и сложно доказать, влияет ли это на продажи в долгосрочной перспективе, — говорит Эдвард Льюис. — Разумные покупатели понимают, что “клиентура” здания совсем не обязательно оказывает влияние на рост или снижение стоимости».
«Готов поспорить, что несколько лет спустя вряд ли кто-то будет говорить: моя квартира такая дорогая, потому что здание, в котором она находится, нравится Орландо Блуму», — уверен Джонатан Миллер.
Андрэ Балас, который привлек французского архитектора Жана Нувеля для проектирования нового высотного здания в Манхэттене, согласен с мнением специалистов. «Понимающие покупатели знают, что для привлечения внимания к проекту не нужны знаменитости, — говорит он. — Хорошая проектировка и дополнительные удобства как элементы жизненного стиля гораздо важнее с точки зрения вложения денег».
Иногда ассоциации с известными лицами могут сослужить и плохую службу. В том же Форт-Лодердейле, где цены на кондоминиумы пребывают в состоянии свободного падения вследствие чрезмерно высоких темпов нового строительства и слабого спроса, у застройщиков компании «Лас Олас» возникла еще одна проблема. Их рекламная звезда Дэн Марино съехал из здания, продав свою приобретенную со скидкой квартиру за $1,25 млн в соответствии с оформленными документами. Как отмечает местный агент по недвижимости Тодд Глейзер, «очень сложно привлечь к проекту новых покупателей, когда самый известный из жильцов вдруг собирает вещи и уезжает». (FT, Мария Гаврилова)
Трой Макмуллен Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU