Анастасия Голицына
Для малого и среднего бизнеса появились специальные решения-системы «все в одном»
Создавать спецпроекты для малого и среднего бизнеса становится все более модно. «Киты» ИТ-рынка разработали целый ряд продуктов и решений для небольших компаний, которым не под силу сразу приобрести все дорогостоящее оборудование и программное обеспечение.
Компьютеры для «маленьких»
Согласно исследованиям агентства США по международному развитию и Ресурсного центра малого предпринимательства, в России небольшие компании с персоналом до 200 человек составляют 93% от общего числа предприятий. А на каждые восемь человек экономически активного населения приходится одно малое предприятие. При всем при этом маленькие компании порой почти не «окультурены» информационными технологиями.
Зачастую они работают на устаревшем оборудовании и пользуются не самыми новыми системами управления. Так, среднее количество компьютеров на одного работника в России составляет всего 0,29, тогда как в Германии этот показатель превышает 0,55. «Одна из причин такой ситуации состоит в низком приоритете ИТ в направлениях развития малых предприятий, а также в нехватке информации об ИТ-решениях, приносящих реальные преимущества в бизнесе»,- считает менеджер по связям с общественностью Intel Всеволод Семенцов. При этой далеко не радужной ситуации на рынке перед производителями ИТ-решений и продуктов все-таки открываются большие возможности. Рынок крупного бизнеса в России, впрочем, как и во всем мире, уже давно насыщен ИТ. На «фронте» среднего бизнеса ситуация немного лучше, но этот сегмент постепенно заполняется. Самой незанятой нишей пока остаются малые фирмы. Они, по сути дела, настоящее «золотое дно» для производителей «железа» и ПО, поэтому все крупные вендоры за последние пару-тройку лет срочно переориентировались на «средних и малых».
«Игроки рынка SMB в последнее время становятся все более заметными и финансово устойчивыми,- говорит руководитель отдела по работе с организациями среднего бизнеса российского представительства Microsoft Виталий Постолатий.- К тому же они стали больше доверять ИТ и применять новые методы управления, которыми раньше пользовались лишь крупные компании». Он признается, что именно малый бизнес видится наиболее перспективной нишей для ИТ-компаний и, в частности, для Microsoft . Об этом же свидетельствует и маркетинговая политика мирового ИТ-гиганта Sun Microsystems . Отдельные продукты для SMB компания выпускает довольно давно, но глобальную программу создания целых решений для этого сектора Sun начала только в прошлом году. « Такие решения включают серверы Sun Fire на процессорах AMD Opteron , „легкие” системы хранения данных Sun StorEdge , программное обеспечение уровня предприятия,- сообщает менеджер по маркетинговым коммуникациям российского представительства Sun Microsystems Екатерина Горон.- В се это доступно по цене и практически не уступает по производительности большим системам».
Малые фирмы предпочитают «все в одном»
Еще недавно для ведения бизнеса небольшим компаниям было достаточно приобрести несколько компьютеров, поставить на них пиратский Office от известного производителя за 300 рублей, мини-АТС за несколько сотен долларов и систему автоматизированного учета 1С ($200–400). В принципе в таком режиме и по сей день трудятся сотни тысяч фирм. Однако конкуренция на этом рынке столь велика, что десяток-другой пропущенных звонков или взломанный хакерами сервер в состоянии не просто лишить недельной прибыли, но и «зарубить» весь бизнес на корню. Так, по словам менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems в России и СНГ Алексея Лукацкого, больше половины мелких западных компаний становились банкротами после того, как в течение недели были лишены доступа к своей информации. Больше того, сейчас по-настоящему процветает бизнес хакеров-шантажистов, которые взламывают ИТ-инфраструктуру компании, блокируют доступ к базам данных и требуют деньги за получение новых паролей. При этом однократная выплата злодеям отнюдь не гарантирует, что шантаж не повторится через неделю. Поэтому сегодня даже самая мелкая фирма вынуждена задумываться не только о паре компьютеров и факсе, но и о серверах, системах безопасности на них, антивирусах и других полезных, но дорогих ИТ-удовольствиях. Покупать отдельно оборудование разных фирм, отдельно программное обеспечение «малышам» не под силу. Да и собрать единую систему из всего этого «зоопарка железок и программ» - занятие неблагодарное. Поэтому большой популярностью пользуются решения-системы по принципу «все в одном», на основе которых можно выстроить целую ИТ-инфраструктуру. В стандартный набор обычно входит сервер, маршрутизатор, точка доступа в Сеть, принтер, компьютеры и лицензии на программное обеспечение для нескольких рабочих мест. В нестандартный может быть включено любое оборудование и ПО в зависимости от специализации и сиюминутных нужд компании. О средней цене таких комплектов производители предпочитают не говорить, ссылаясь на то, что решения каждый раз подстраиваются под конкретную фирму. Такие готовые системы предлагает сегодня большинство крупных ИТ-компаний. Так, Sun Microsystems также предлагает российскому рынку наборы, которые дают возможность компании сразу получить готовую ИТ-инфраструктуру. «Они включают в себя ОС, приложения уровня предприятия, системы хранения данных и серверы,- говорит Екатерина Горон,- при этом экономия достигает 30–40% в зависимости от выбранного варианта». И что немаловажно, в отличие от Microsoft сама «операционка» ОС Solaris 10 распространяется бесплатно. «Следует отметить, что такие наборы полностью сертифицированы компанией SAP AG под специальное решение mySAP All - in - One для среднего и малого бизнеса»,- говорит Екатерина Горон. Стоимость своих «малых» решений в Sun также не называют, говоря, что она напрямую зависит от того, покупает ли компания какие-то бизнес-приложения, приобретается ли только сервер или еще рабочие станции к нему в придачу.
Другой крупный вендор компания Hewlett - Packard , довольно долго медлившая с выходом на рынок SMB , месяц назад предложила собственную программу «для самых маленьких» « HP Smart Office Важный Клиент» . Это тоже своего рода пакет «оборудование плюс ПО», но со своими приятными особенностями. Готовый набор можно приобрести как полностью, так и по частям, ничего не потеряв в цене. Пакет от HP состоит из сервера HP ProLiant ML 110 или ML 150, маршрутизатора, точки беспроводного доступа, стационарных и мобильных ( Pocket PC ) рабочих мест, принтеров и устройства для хранения информации. Купив хотя бы одно устройство, компания получает карту постоянного клиента и скидки. В отличие от конкурентов HP сразу называет цену комплекта. За минимальный ИТ-набор придется заплатить около $1300, а скидка по карте составит $65, то есть 5% от общей суммы.
Microsoft предлагает для небольших фирм готовые решения Small Business Solutions . Стоимость в компании традиционно не называют. «Конечная цена всегда зависит от системы лицензирования, количества лицензий и от того, сразу или в рассрочку покупается решение»,- говорит Виталий Постолатий. Ценовой диапазон таких комплектов, в общем, достаточно широк - от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Среди систем управления предприятием от Microsoft крупному и среднему бизнесу наиболее близка «тяжеловесная» Axapta . Малый бизнес предпочитает более легкие системы Microsoft Navision и Microsoft CRM . Специально для «маленьких» (компании до 75 компьютеров) у Microsoft есть решение для построения сетевой инфраструктуры Windows Small Business Server 2003. По мнению экспертов, это решение могут развернуть у себя на предприятии даже пользователи, не обладающие высокой квалификацией. «Не секрет, что одна из основных проблем малых компаний заключается в том, что у них нет выделенного штата ИТ-специалистов, иногда ИТ-специалист является приходящим и специалисты в таких компаниях не обладают достаточно высокой квалификацией,- говорит руководитель направления инфраструктурных решений для малого бизнеса компании Softline Игорь Корман.- Настроить Small Business Server 2003 можно с помощью готовых удобных мастеров настройки: мастер подключения новых пользователей, мастер подключения к интернету, мастер настройки электронной почты и т. д.». Минимальная стоимость программного решения от Microsoft - $520. Полный пакет ( Windows Server 2003, Exchange Server 2003 плюс Outlook 2003, ISA Server 2000(4), SQL Server 2000, Share Point Service , Microsoft Share Fax Service , Front Page 2003 плюс пять клиентских лицензий) стоит $1250. Правда, это цена только за программное обеспечение. Полное решение с оборудованием обойдется компании в несколько раз дороже.
Внедрение - отдельная тема для профессионалов
Говоря о решениях «все в одном», эксперты отмечают их очевидные плюсы. В частности, ответственность за внедрение и бесперебойную работу ложится на одного единственного поставщика. Небольшой фирме не нужно думать о том, как соединить воедино разнородные устройства, да еще таким образом, чтобы они корректно работали. Некоторые программные продукты может настроить даже обыкновенный приходящий системный администратор. Правда, более сложные комплексные системы должны внедрять профессионалы, специалисты по определенному ПО. Вообще, внедрение - это отдельная тема. Просто купить готовый продукт или даже решение недостаточно, нужно еще установить его и «подстроить» под бизнес-процессы компании. Занимаются внедрением, как правило, уже не сами производители, а их непосредственные партнеры - системные интеграторы. Стоимость такого внедрения напрямую зависит от размера компании. Так, например, внедрение систем чисто программных систем управления типа Microsoft Navision или SAP обойдется компании в сумму от нескольких десятков тысяч долларов. Это в случае некрупной компании. Для более серьезных игроков среднего бизнеса такое внедрение будет стоить сотни тысяч долларов.
Статья получена: Клерк.Ру