Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Платформа для эффективного бизнеса

 

Платформа для эффективного бизнеса

 

 


Андрей Шерман, iOne

"Вы на какой платформе стоите?" Скоро этот ключевой для ИТ-директора предприятия вопрос потеряет всякий смысл. На какой бы аппаратно-программной платформе ни исполнялись отдельные бизнес-процессы компании, ее бизнес сможет развиваться в едином информационном пространстве. В роли всеобщего объединителя выступит интернет.

На российских предприятиях сплошь и рядом корпоративная ИТ-система это вовсе не "система", а, как любят выражаться айтишники, "зоопарк", состоящий из несвязанных между собой и несовместимых приложений, функционирующих в разных операционных средах и на компьютерах разной архитектуры. Отсутствие единого информационного пространства -- это, пожалуй, главная проблема CIO и других руководителей российских компаний.

загрузка...

 

 

Из-за этого, например, данные приходится многократно переносить из одной системы в другую, зачастую набивая их вручную с распечатки. Мало того что эти процедуры отнимают массу времени, они еще неизбежно порождают ошибки, а если данные из разных систем оказываются противоречивыми, то приходится тратить время и на поиск истины. Говорить о повышении скорости принятия обоснованных решений и эффективности автоматизации в таком случае не приходится. И хотя многие давно уже поняли, что интеграция между приложениями и подсистемами, предназначенными для автоматизации бизнес-процессов, столь же необходима, как и интеграция самих процессов, решить эту проблему долго не удавалось. Не было надлежащей "платформы". Впрочем, в ходе эволюции ИТ само это понятие претерпело серьезные изменения.

Длинные перегоны
Сначала платформой называли саму ЭВМ. Эта "железная" платформа стояла "на земле": приложения работали только на конкретном компьютере и при его замене их нужно было переписывать полностью. При переходе на новую аппаратную платформу приходилось еще осваивать и новый язык программирования. Не удивительно, что срок промышленной эксплуатации программы порой оказывался меньше, чем время, затраченное на ее создание. С появлением операционных систем и универсальных языков программирования переносить приложения с одной ЭВМ на другую стало немного проще -- по крайней мере, отпала необходимость каждый раз переписывать все "с нуля". Платформа приподнялась над землей и превратилась в программно-аппаратную. Затем в операционные системы стали встраивать поддержку объектно-компонентных моделей с компонентами "многоразового использования". Программисты наконец смогли перейти от бесконечного перекодирования одного и того же функционала к его развитию, однако создание целостной корпоративной ИТ-системы из приложений и разрозненных систем оставалось процессом сложным и длительным. Платформа хоть и стала заметно выше, но по-прежнему служила основой для отдельных приложений, а не единого информационного пространства.

Выпускаемое некоторыми компаниями специализированное программное обеспечение промежуточного слоя -- middleware, или EAI-решения (enterprise application integration), оказалось малопригодно для интеграции множества приложений в комплексную систему предприятия и тем более для межкорпоративной интеграции. Да и цена таких программ высока: по оценкам Gartner, на интеграцию с помощью middleware уходит до 40% бюджетов проектов по комплексной автоматизации, а увязка двух ИТ-подсистем от разных поставщиков требует 12 месяцев работы и минимум $500 тыс. Так что большинству компаний приходится бороться с "кусочной" автоматизацией подручными средствами, создавая локальные связи только там, где в них есть острая необходимость. Это все равно что протягивать от своего телефона отдельный провод к каждому абоненту, с которым вы хотите общаться. Чем больше на предприятии приложений, которые необходимо интегрировать, тем больше становится таких "ниточек": затраты растут непомерно, а возникающий в результате конгломерат теряет динамику развития -- внесение изменений в одно из приложений (например, переход на новую версию) требует модификации всех его связей, иначе нормальной работы не будет. Вместо единого информационного пространства образуются "острова", а сложность корпоративного ИТ-хозяйства достигает такого уровня, что на его содержание и развитие требуется слишком много ресурсов. Так и складывается парадоксальная ситуация, когда внедрение и развитие корпоративных ИТ-систем становится тормозом, а не инструментом повышения эффективности бизнеса.

Настоящим камнем преткновения проблема интеграции оказывается при слиянии компаний. В этом случае необходимо заставить работать как единое целое несколько ИТ-решений, развивавшихся автономно в течение десятилетий. Зачастую они почти полностью функционально дублируют друг друга, но быстро избавиться от одного из них нельзя -- придется останавливать бизнес и заниматься переносом данных, обучением пользователей, а то и переоснащением рабочих мест. Львиная доля ИТ-бюджета уходит на поддержание работоспособности и борьбу с хаосом, а руководство требует быстрее сократить расходы -- ведь ради этого и проводилось слияние.

Одним словом, проблема назрела. Между тем, у всех перед глазами есть пример чрезвычайно успешного решения сходной задачи. Благодаря web-технологиям пользователи самых разнообразных устройств -- настольных компьютеров, ноутбуков, КПК, смартфонов и т. п.-- обращаются к ресурсам интернета через web-браузер, даже не задумываясь о том, на какой программно-аппаратной базе размещен ресурс и какой web-сервер его обслуживает. Этот универсальный механизм оказался настолько удобным, что его стали использовать не только в интернете, но и во внутрикорпоративных сетях (интранетах) и даже в качестве пользовательского интерфейса локальных приложений. Ведущие ИТ-компании занялись созданием технологий и стандартов, которые позволили бы превратить интернет в универсальную платформу для построения комплексных ИТ-систем. Так появилась концепция web-сервисов и первые очертания того, что нынче принято называть стратегической платформой.

Следующая платформа -- "Стратегическая"
На новом витке ИТ-эволюции все источники информации, в том числе базы данных и неструктурированные хранилища, а также разнообразные исполняемые программы будут существовать в "облаке интернета" в форме так называемых web-сервисов, доступных через простой универсальный интерфейс. Разработчики берут за образец сценарии работы в World Wide Web. Например, они создают специальные каталоги или "поисковые машины", куда приложение сможет обратиться за справкой о наличии, адресе и правилах пользования тем или иным сервисом. Предположим, приложению для финансовых расчетов требуется валютный курс. Обнаружив на поисковой машине web-сервис ЦБ, биржи или профильного информагентства, оно запросит и получит нужную информацию. Одним из очевидных и перспективных направлений применения web-сервисов в межкорпоративном взаимодействии многие называют также централизованную аутентификацию пользователей. Занять эту нишу уже спешит Microsoft, предлагая web-сервис под названием .NET Passport.

Использование единых стандартов более высокого уровня в концепции web-сервисов способно обеспечить полный отрыв функции от реализующих ее инструментов. Стратегическая платформа взлетит так высоко, что окажется полностью "отвязанной" от аппаратной базы, операционной системы, языков программирования, особенностей представления данных и т. д. ИТ-системы станут намного надежнее и гибче: обращение к web-сервисам происходит ровно в тот момент, когда они требуются, адаптация ко всем изменениям осуществляется "на ходу". Модификация web-сервиса не помешает работе приложения с ним точно так же, как изменение дизайна web-сайта или его перенос на новый "движок" не становится помехой для доступа к контенту. Даже если web-сервис окажется недоступным, поисковая машина сама найдет альтернативу или эквивалентную по функциональности комбинацию из нескольких сервисов.

Бизнес-тест
Не правда ли, с технологической точки зрения все выглядит красиво. Но концепция web-сервисов выдерживает тест и на прагматичность. Что дает стратегическая ИТ-платформа для бизнеса компании? Прежде всего -- возможность построения хорошо интегрированных комплексных систем из уже существующих приложений, которые ранее были несовместимыми. Разработчики особо акцентируют внимание клиентов на сохранении ранее сделанных инвестиций в ИТ. Кроме того, повышается и эффективность использования имеющихся ресурсов благодаря организации более простого и удобного доступа к ним. Снижается совокупная стоимость владения ИТ-ресурсами. Использование стандартных технологий интеграции приводит к усилению конкуренции между поставщиками: продукты дешевеют, а предприятия уже не рискуют попасть в зависимость от одного из поставщиков. Сокращаются расходы на услуги консультантов и обучение. Совокупную стоимость владения можно снизить также за счет объединения усилий по созданию и эксплуатации решений с дружественными организациями сходного профиля. Сложные системы можно будет быстро компоновать из готовых блоков, а новые компоненты внедрять просто путем публикации сведений о новом web-сервисе в каталоге. Разработкой новых компонентов эксперты-предметники могут заниматься так, как им удобно, без оглядки на существующие приложения и системы.

Большие выгоды реализация концепции web-сервисов сулит для фронт-офиса компании. Автоматизация бизнес-процессов, связанных с взаимодействием с внешними партнерами и клиентами (решения для управления цепочками поставок, b2b-площадки, CRM), принесет больший эффект, поскольку за счет стандартизации партнеры легко смогут наладить связи друг с другом -- вплоть до агрегирования своих бизнес-процессов и создания общего виртуального бизнеса. Ну а исполнение бизнес-процесса, отданного на аутсорсинг, будет выглядеть так же, как если бы он оставался сугубо внутренним процессом компании. Многого можно добиться и в качестве обслуживания клиентов. Так, одна крупная торговая компания смогла за счет применения web-сервисов сократить срок обработки заказов с двух дней до 20 минут. Разработанные для внутреннего пользования web-сервисы могут стать для компании и источником прямых доходов, если предоставлять их за плату другим фирмам. Биллинг и взаимные расчеты при этом самим изобретать не надо -- их можно реализовать с помощью сторонних web-сервисов. В пример можно привести онлайновую "дочку" розничной сети Nordstrom, которая, обеспечив с помощью web-сервисов интеграцию своей ERP-системы с работающей на мэйнфрейме ИТ-системой родительской компании, затем открыла доступ к этим сервисам другим партнерам Nordstrom. После чего реализовала web-сервисы для учета скидок и бонусов, предоставляемых в онлайне при покупках в обычных магазинах сети, и наоборот.

Если вернуться к аналогии с телефонной сетью, то концепция web-сервисов позволит вместо прокладки отдельных проводов к каждому необходимому для дела "абоненту" построить в интернете (или интранете) "коммутатор" ИТ-ресурсов. И тогда действительно будет сформировано единое информационное пространство, в котором легко получить доступ к требуемому источнику данных, приложению или иному ресурсу.

Билет в обе стороны
Web-сервисы -- отнюдь не туманная перспектива. Хотя процесс разработки web-стандартов еще далек от завершения, поставщики "стратегических платформ" активно продвигают на рынок свои первые продукты. Помимо Microsoft, сделавшей стратегическую ставку на свою .NET, к числу основных игроков на этом поле относятся Sun Microsystems (платформа SunONE) и IBM (платформа WebSphere). Отметим и недавнюю инициативу ведущего поставщика корпоративных комплексных ИТ-систем SAP AG, объявившего о разработке концепции по интеграции технологических платформ SAP NetWeaver и альянсе по этому проекту с IBM и Microsoft (имеется в виду полная совместимость с WebSphere и .NET). По сути, SAP признает право клиента работать с разными ИТ-решениями и программно-аппаратными платформами и берет на вооружение лозунг "кооперация вместо вытеснения существующих решений".

По оценкам исследовательской компании ZapThink, объем рынка услуг по интеграции ИТ-систем с помощью web-сервисов в 2001 году составил $435 млн, а к 2006 году вырастет до $6,2 млрд. Почти два года назад Forrester Research предсказала, что началом эпохи победного шествия web-сервисов станет 2003 год, причем на первом этапе они будут применяться в основном для внешних коммуникаций, в частности для управления сложными цепочками поставок. С другой стороны, по данным Giga Group, 60% CIO западных компаний считают, что в первую очередь с помощью web-сервисов нужно решать задачи по более тесной интеграции внутрикорпоративных систем, а уже потом выходить за пределы организации. При таком подходе освоение новой технологии можно начинать с небольших проектов, что снижает риски и позволяет быстрее получить отдачу. Эта позиция ближе и CIO российских компаний, где ИТ-"зоопарк" состоит даже не из разных промышленных систем, а из "самописных" решений, созданных в разное время разными людьми. Но независимо от того, какую интеграционную платформу и стратегию ее реализации выберут CIO, освоение новой технологии будет иметь далеко идущие последствия для экономики и общества в целом. Возможность быстро и дешево организовать эффективное взаимодействие ИТ-систем приведет к тому, что через несколько лет изменится сам характер ведения бизнеса.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Платформа для эффективного бизнеса":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Выбор сайта для вашего бизнеса

Проблема выбора Попробуем разобраться, каковы же критерии выбора типа сайта для вашей компании. Как лучше оценить требуемые масштабы вашего интернет-офиса? Для простоты в статье объединены понятия сайта-представительства и сайта-витрины, поскольку на практике разницы между ними практически не осталось.

» Интересное в сети - 1672 - читать


Поблажки для малого бизнеса

АГ «РАДА» / Необходимость своевременно сдавать декларации и платить налоги висит над фирмами и предпринимателями как дамоклов меч. Ведь если этого не делать, штрафов не избежать. Однако из этих правил есть приятные исключения.

» Юриспруденция и Право - 1878 - читать


Азиатские бизнес-школы — тоже платформа для отличной карьеры. Но пока только в Азии

Бизнес-образование в странах Азии появилось относительно недавно. С момента основания бизнес-школы этого региона создавали и воплощали в жизнь свои учебные планы на основе американской системы. Стремление подражать основателям программ МВА пошло азиатам на пользу: всего за 15 лет им удалось пройти путь, на который Запад в свое время потратил полвека.

» Бизнес идеи - 2200 - читать


Джонни Кекс. Как школьное прозвище стало поводом для открытия бизнеса

Шесть лет назад к Джонни Эрли приклеилось прозвище Кекс (Cupcakes). Вместо того чтобы обижаться, он решил на этом заработать и основал компанию по пошиву футболок, изображения на которых всячески обыгрывают эти кондитерские изделия. Например, изображение статуи Свободы с кексом в руке или рисунок кекса со скрещенными костями.

» Бизнес идеи - 2287 - читать


Intel vPro - платформа для бизнеса

24 апреля корпорация Intel официально представила новую торговую марку Intel vPro, под которой будут поставляться платформы для сборки персональных компьютеров, предназначенных для корпоративных клиентов. Платформа vPro объединяет в себе новейшие технологии Intel: двуядерные процессоры с микроархитектурой Core, технологии удаленного администрирования Active Management и виртуализации VT, а также пакет технологий безопасности. Кроме того, в состав платформы будет входить гра ...

» Комплектующие - 1852 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Платформа для эффективного бизнеса

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru