Уверен, что любой сумеет обосновать несомненную важность этого этапа автоматизации. Но, когда дело доходит до реального взаимодействия внедренца и заказчика, начинается обсуждение стоимости работ - техническое задание сразу же теряет свою важность. С этим интересным явлением и я, и множество других людей моей профессии думаю сталкивались не один раз. Что для заказчика техническое задание? Для него - это детальное описание его собственных мыслей, идей и т.д.
- не более. А зачем платить за то, чтобы кто-то написал это на бумаге (самому однозначно делать это некогда), если можно просто рассказать. И правда. Казалось бы как все просто. Конечно можно заплатить немного, тысячи три-пять максимум.
Вот с этого момента при данном подходе и начинаются проблемы, заканчивающиеся либо расторжением договора и окончанием взаимоотношений, либо компромиссом одной из сторон. Например, исполнитель представил на рассмотрение заказчику один из этапов работ, готовых к внедрению на предприятии:
Перед началом работ составлялось техническое задание - заняло это, как всегда бывает, два-три дня, стоило тоже немного: Заказчик видит, что в ряде вопросов был неверно понят исполнителем, либо, увидев уже готовое решение, придумал гораздо более действенный и эффективный способ реализации данной задачи. За доработку, равно как и за решение проблемы другим способом, придется платить дополнительно (причем неизвестно, что обойдется дороже). Техническое задание здесь обоюдоопасно, поскольку в равной степени к нему легко могут 'придираться' и исполнитель (такого не оговаривалось), и заказчик (вот этот и этот пункты не выполнены). По идее - оба правы. Исполнитель отклонился от технического задания (а легкое отклонение - это неизбежно, причем чаще по просьбе заказчика), а заказчик не получил того, что ему было нужно (ему уже не важно кто виноват, деньги заплачены - а результата нет). Тупик.
Теперь конечно можно привести блестящий контрпример взаимодействия сторон при грамотном, детальном составлении технического задания. Описать как у них потом все хорошо получилось и жили они потом долго и счастливо, называя своих детей именами друг-друга. Но данная статья - не сказка, а объяснение сути технического задания, причем не только заказчику (Это Вы, читатели, бухгалтера, руководители отделов, директора предприятий), но и исполнителю (Это тоже Вы, читатели, программисты, постановщики, внедренцы).
Итак, Техническое задание - это детальное описание выполняемых исполнителем работ, цель которого, помочь сторонам (исполнителю и заказчику) лучше понять:
В чем состоит проблема предприятия, которую должен устранить исполнитель с помощью данного проекта. Это - основная задача технического задания. Понимание проблемы заказчика - 80% успеха при внедрении проекта - не меньше. Не только исполнитель будет действовать более эффективно, но и заказчик сумеет оценить для себя важность устранения данной проблемы в денежном эквиваленте, и решить - стоит или нет соглашаться с ценой, обозначенной исполнителем.
Вот это и есть основная задача технического задания. Исполнитель понимает, чего хочет заказчик, и, как он хочет, чтобы это было реализовано. А заказчик, поняв, чего именно он хотел, легко определит степень выполнения работ, их стоимость и т.д.
Проблемы на этом не заканчиваются. Грамотно составить техническое задание тоже нужно уметь. Человек, который составляет техническое задание должен не только иметь большой практический опыт, этот опыт должен быть разносторонним (финансы, экономика, бухучет, управление). Это необходимо, чтобы он мог общаться с представителями заказчика 'на одном языке'. Хорошо, если есть отработанный готовый шаблон для составления технического задания. Тогда действовать намного легче и заказчику и исполнителю.
Источник: Урал Софт.
Статья получена: Клерк.Ру