В силу различных причин (социальных, религиозных, культурных) в большинстве стран сложилась традиция начинать систематическое обучение не раньше 6-7 лет. Но, почему-то, едва переступив порог школы, большинство детей с трудом овладевают знаниями, теряют к учебе интерес. Лишь отдельным счастливчикам учеба доставляет удовольствие.
Процесс обучения почти всегда был связан с подавлением воли ребенка и, хотя в просвещенном ХХ веке школа отказалась от столь «эффективного» педагогического приема как порка, современные способы запугивания и унижения – плохие оценки, «проработки» на родительском собрании… - ничуть не меньше ранят детское самолюбие и никак не способствуют любви к учебе.
Лет 30-40 назад, в США, Западной Европе, Израиле попытались было совсем отказаться от репрессивных методов педагогики и дать ребенку возможность самому выбирать чему и как учиться.
И что же? Сегодня научная и педагогическая общественность этих стран хватается за голову и кричит, что едва ли не половина выпускников школ попросту неграмотна. Так как же быть: пороть – плохо, предоставить свободу выбора – еще хуже…
А выход очевиден!В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до 3-х лет, когда детский мозг «запрограммирован» на ннтенсивнейшее обучение (физиология этого процесса просто и понятно объяснена в книге «После 3-х уже поздно» М.Ибука, в серии книг «Как воспитать гения» Г.Домана, которые частично есть в разделе БИБЛИОТЕКА).
Итак, к трем годам ребенок должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: к своему третьему дню рождения малыш овладевает родным языком (или больше, в двуязычной среде, например). У него создаются представления о пространстве и времени, цветах, формах, количестве, родственных отношениях..
Чем больше раздражителей поступает в это время в головной мозг, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками – нейронами, и чем больше этих связей, тем выше базовый интеллект человека. А чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Получается взаимосвязанный процесс.
Что такое раннее развитие и с чем его едятИ тут не то, что мы, родители, вся современная педагогика (!) распадается на два враждующих лагеря!
Противники раннего развития, педагоги-консерваторы опасаются следующего:
Кто же прав? Как водится, истина находится посередине. Попробуем, рассуждая, ответить на эти вопросы.
Раннее или своевременное?Итак, самое главное – детский мозг прекрасно защищен от перегрузок, и если только будет предложен материал, к восприятию которого ребенок еще не готов, или занятие надоест - он попросту откажется заниматься.
Здесь самое место вспомнить М.Ибука: «нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что зачастую ее слишком мало… Малышу в возрасте до трех лет нетрудно выучить то, что его интересует, и вас не должно беспокоить количество сил и энергии, затраченных при этом».
Если в первые месяцы жизни, когда мозг обладает поистине феноменальными возможностями, младенец большую часть дня проводит, лежа на спине в кроватке, и разглядывает лишь белый потолок или капюшон коляски; если его туго пеленают и одевают в распашонки с «варежками», не давая пощупать окружающие предметы, малыш не сможет получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире. В результате его мозг будет развиваться не так быстро как мог бы.
Кроме того, условия должны опережать развитие. Обзаведемся спортивными снарядами для самых маленьких, ежедневно будем разглядывать большие и маленькие книжки с яркими картинками, позаботимся о том, чтобы под рукой вовремя оказались краски, клей, пластилин, на стенах квартиры развесим красивые картины, с момента пробуждения будем «купаться» в красивой музыке. И ребенок начнет сидеть, ползать и ходить, рисовать и петь, читать и писать, плавать и кататься на коньках гораздо раньше, чем это предписано официальной медициной и педагогикой.
Вот, на мой взгляд, один из важных моментов, из-за которых возникают споры: ЧТО имеется ввиду под ранним развитием?
А имеется ввиду то, что ребенок будет развиваться не раньше соседского мальчика, а раньше, чем развивался бы он сам, если им меньше занимались. С этим утверждением, как водится, не поспоришь
Не вредит ли раннее развитие здоровью?Многие опасаются, что слишком ранние интеллектуальные занятия могут привести к сколиозу, гиподинамии, близорукости.
Если заставлять двухлетнего ребенка читать букварь, а четырехлетку посадить за прописи, то именно этим все и закончится. Для маленьких детей нужны особые пособия и особые методики. А главное, раннее развитие по-настоящему возможно лишь при активном развитии двигательного интеллекта: физические занятия способствуют активному росту мозга, развитию верхних его отделов.
Если ребенок будет сочетать изучение букв с прыжками на батуте, рассматривать географическую карту, раскачиваясь на канате, то гиподинамия ему не страшна. А вот в школе-то как раз созданы все условия для сколиоза и близорукости: короткие перемены, во время которых нельзя бегать и шуметь, нелепые, устаревшие требования к каллиграфии...
Зачем маленькому ребенку читать, считать, играть на скрипке?Зачем «мучить» малыша раньше времени? СТОП! Вот еще один камень преткновения, который стоит между сторонниками и противниками раннего развития. Если ребенок мучается от занятий, то это не раннее развитие; если мама каждый раз героически мобилизует себя, чтобы сделать «очень нужные» пособия – это никому не нужная жертва. Ребенок не может стать невротиком из-за занятий, которые ему и родителям доставляют удовольствие.
Что лучше: карточки Домана или кубики Зайцева? Что предпочесть: Монтессори-садик или садик-Вальдорф?В России все большую популярность завоевывают кубики Зайцева и все чаще вспоминают семью Никитиных, в Италии преклоняются перед заслугами Марии Монтессори, в США дают «энциклопедические знания» по Доману, в Германии продолжают набирать популярность идеи Рудольфа Штайнера, в Японии безоговорочно верят Масару Ибука, что «после 3-х уже поздно».
Вопрос - какая методика лучше, вызывает не менее ожесточенные споры. И правда, что выбрать? Как это не удивительно, но в данном вопросе спорящие стороны преследуют одну и ту же цель – дать своим детям самое лучшее.
Кто-то ответит, что в каждой методике есть свои плюсы и минусы. Но я бы сказала, что в вышеперечисленных методиках НЕТ МИНУСОВ. Да, да, все дело в том, ЧТО именно подходит для каждой конкретной семьи. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – это всего лишь схема, из которой можно почерпнуть то, что вам понравится.
Главная ошибка, которую иногда совершают родители в своем стремлении дать детям все и сразу, - это использование ЧУЖИХ рецептов. Нежелание признать, что их ребенку эти «чудесные» кубики не интересны. От этого то и дело предостерегает Глен Доман: «ни в коем случае не делайте ничего того, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью», «если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого!»
Мы учимся не для школы, а для жизни«А зачем вообще ребенку энциклопедические знания и чрезмерно высокий интеллект?» - да, да, довольно распространенный вопрос.
Во-первых, с умным интереснее. С ним проще договориться. Во-вторых, богатый внутренний мир – лучшее противоядие против суррогатов, которые предлагает сегодня массовая поп-культура.
Что бы вы ни выбрали, запомните, что раннее развитие обязательно даст свои плоды!