Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » Обучение любовью

 

Обучение любовью

 

 

Затаив дыхание, я сижу под вешалкой около входной двери в прихожей и прислушиваюсь к скрежету и грохоту нашего допотопного лифта. Остановился… сердце радостно замирает… нет, это опять не на нашем этаже. Кажется снова кто-то вызвал… нет, показалось. Время близится к шести, а я уже достаточно большая, чтобы знать, что скоро вернется с работы дедушка, мой самый большой друг. И начнется главное чудо, которого я жду уже давным-давно, с самого утра, весь бесконечно долгий день.

загрузка...

 

 

И вот, позади мой радостный приветственный визг, съеден ужин, мы укладываемся на огромной, в полкомнаты, дедовой тахте, уютно укрываемся пледом… «Ну, что сегодня? Опять Карлсона? А не надоело?..» Ну, конечно же, не надоело! Да и книгу я еще с обеда припрятала под мохнатой диванной подушкой! И вот, вожделенная книга раскрывается, и самый родной в мире голос уносит нас обоих в волшебную страну…

Сегодня, хоть и прошло больше тридцати лет с тех удивительных вечеров, я не только помню чуть ли не наизусть и «Карлсона», и «Буратино», и сказки Андерсена. Я во всех деталях вижу каждую картинку в книгах моего детства, чувствую их запах и безошибочно определю, какой была на ощупь бумага в «Сказке о царе Салтане», а какой – в «Аленушкиных сказках».

Сколько времени пробродили мы по зачарованным местам? Не знаю: мне все равно, прошло десять минут или два часа: в нашем волшебном мире время идет по своим. сказочным законам! Но вот, книга подошла к концу, замолк дедов голос. Мы лежим, прижавшись друг к другу, освещенные теплым светом настольной лампы, а бесконечно огромная комната теряется, растворяясь в вечерних сумерках.

И вдруг меня осеняет: «Дедушка, я угадала! Ты – добрый волшебник!» Ну, конечно же, он – волшебник, в пузатом кожаном портфеле которого хранятся до поры, до времени все эти ковры-самолеты и скатерти-самобранки, прячутся мудрые звери и веселые человечки. И разве смогла бы я, маленькая, глупая, с вечной дыркой на коленке и обкусанными ногтями, оказаться без его волшебства в тех заоблачных мирах, во всех этих тридевятых царствах, тридесятых государствах, в маленьком приморском городке, где увидел свет Буратино, в Джунглях, где Маугли сражался с Шер-Ханом или на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, на крыше которого поселился необычный человечек с пропеллером за спиной. Разве стали бы знаться со мной, сопливой, застенчивой, неуклюжей, Кай и Герда, Винни-Пух, и Пятачок, Иван-Царевич и Василиса Прекрасная, если бы не его связи в этом зачарованном мире! И я знаю, пока он рядом, добро всегда победит: гном расколдует Нильса, Сидбад вернется домой из опасного путешествия, а маленькая Дюймовочка доберется до страны эльфов. Ведь мой добрый волшебник не допустит, чтобы злые победили беззащитных и слабых! Ну, а поверженных врагов мы не добиваем: пусть исправятся и живут себе!

Как бы я хотела сама стать волшебницей! Научиться этому колдовству: разбирать непонятные черные закорючки, сплошь покрывающие страницы любимых книг, эти тайные заклинания, открывающие двери в страну чудес! Тогда бы я, наверное, по праву входила бы в сказочное королевство.

Кажется, меня как-то учили читать: смутно, но грани младенчества припоминаю какие-то кубики с Арбузами и Барабанами, азбуку с Аистом на обложке, по которой пыталась учить меня моя прабабушка (о ней речь еще впереди…). Но, то ли учили не слишком настойчиво, то ли не так, как надо, то ли я была слишком мала, но, кажется, проку от тех уроков было мало. Я не видела абсолютно никакой связи между непонятной Кирой, у которой (о, счастливица!) есть Косы, чьей-то (явно не моей!) Мамой, неизвестно зачем моющей Раму, и страной чудес, что скрывалась под корешками наших с дедом книг и в которую я так стремилась.

Я отчетливо помню тот день, когда научилась читать: один из тех редких дней, что запоминаются во всех деталях и остаются в памяти навсегда. Кажется, мне четыре или чуть больше. Я сижу на полу в детской и держу в руках книгу, я даже запомнила, какую именно: Бунин, «Детство», сборник стихотворений. Привычно перелистываю страницы, разглядывая давно знакомые картинки. И вдруг я обнаруживаю, что среди черных закорючек, которые еще вчера казались мне каким-то орнаментом, равномерно покрывающим книжные страницы, есть знакомые мне слова. Я не «собираю» их из букв, не прочитываю по складам, а именно узнаю целиком, сразу: «тень», «окно», «зима», «береза»… Еще и еще – теперь уже целенаправленно – я всматриваюсь в закорючки на листе. Ага, вот еще: «река», «лужи», «утро»… Словно приоткрылась та волшебная дверь и подглядываю в щелку: еще немного и я пойму, догадаюсь, сама, без посторонней помощи проберусь в сказочное царство. А если попробовать подряд? Да тут целый стих! И я могу САМА его прочитать!

И хотя это были, конечно, знакомые, много раз слышанные стихи, завораживал сам магический, колдовской процесс: как по мановению волшебной палочки черные малопривлекательные «козявки» превращаются в прекрасные звучные слова, из которых складываются стихи. Вот, дедушка, я и разгадала твой секрет!

Вдруг ожила знакомая Сретенка. По дороге в детский сад я теперь успеваю узнать очень многое: за окном троллейбуса проносятся вывески, еще вчера – немые и чужие, а сегодня – родные и знакомые: «Мясо», «Грибы-Ягоды», «Табак», «Лесная быль», «Авторучки»…

Через несколько дней я уже читала запоем, не переставая, все, что попадалось под руку: от кулинарной книги до старых газет, упиваясь своей новообретенной властью над колдовскими значками. Кстати, читать вслух я выучилась позже, чем про себя, а в первом классе никак не могла взять в толк, как это можно читать по слогам, и получала… тройки по чтению!

Были в моем детстве и другие книги: тяжелые, в тисненых переплетах, с золотым обрезом, с плотной, кремовой, хрупкой бумагой: старинные. Их берут только чисто вымытыми руками и читают сидя за столом, ни в коем случае не лежа на диване или, не дай Бог, на полу. Я уже давно умею читать, а с ними справляюсь с трудом: противные еры и яти не дают с привычной легкостью пробираться сквозь текст. Эти книги дает мне прабабушка, бывшая курсистка, с гордой осанкой и старинной прической. Она, кажется, так до самой смерти курсисткой и оставалась, с гордостью неся по жизни почетный титул, присвоенный всему их выпуску женских Политехнических курсов: первые русские женщины-инженеры.

Это сейчас издаются и переиздаются «Маленький лорд Фаунтлерой», «Леди Джен или голубая цапля», «Таинственный сад», «Маленькая принцесса», «Без семьи», а тогда они считались буржуазными, слащавыми и были, казалось, навек вычеркнуты из круга детского чтения.

Приносят мне книги старухи, такие же удивительно красивые, прямые и статные, с такими же старинными прическами, как и у моей прабабушки. Они сохранили эти томики своего детства вместе с поредевшей горсткой фамильных украшений, пронесли их через пламя революций и войн, не поддались соблазну променять на буханку хлеба в голодные годы или кинуть в «буржуйку», чтобы хоть чуть-чуть согреть стылую комнату. От книг этих пахнет иными временами, иным детством. Я слишком мала, чтобы это понять, но не могу не почувствовать, не уловить эту особую ауру старины и запретности.

Не считаясь с мои дошкольным возрастом, прабабушка, так и не расставшаяся с наивными демократическими иллюзиями своей юности, читает мне вслух Некрасова, в таком же солидном зеленом, с золотым тиснением переплете, с черными ятями на плотной коричневатой бумаге. Я и по сию пору помню наизусть «Русских женщин», пронзительную поэму о любви и верности, поразившую меня в шесть лет…

А что же мой мудрый проводник? Он по-прежнему ведет меня по дорогам волшебной страны. Уже прочитан Жюль Верн и Диккенс, Гюго и Дюма, и, хоть мне скоро двенадцать, я по прежнему приползаю вечером с книжкой в обнимку: слушать дедово чтение. Хотя тогда, на пороге отрочества, я и под пыткой не призналась бы, что мне до сих пор читают вслух.

Говоря современным «научным» языком, дед определял для меня «зону ближайшего развития»: то, что я не могла еще прочесть и осознать самостоятельно, читал мне он. Ухватив книгу, которая была еще мне «не по зубам», я шла к нему, и вместе дело шло веселее.

Собственно, все детство и отрочество я провела за книжками. Нет-нет, в этом не было ни йоты от усердия пай-девочки. Я читала запоем, до одури: в детском саду под одеялом во время тихого часа, в школе на переменах и на уроках. Я врезалась в фонарные столбы, потому что читала на ходу, я опаздывала в школу, потому что, зачитавшись, проезжала нужную остановку. Читала на физике и химии, литературе и географии. Я разыгрывала в куклах романы Диккенса в тринадцать лет и мысленно живописала романтическую историю собственной жизни в пятнадцать. Я в седьмом классе заучивала километрами стихи Ахматовой и Мандельштама, а в девятом килограммами выдавала собственные.

Как ни странно, я не стала ни книжным червем, ни синим чулком и даже ухитрилась вынести кое-какую информацию из школьной программы, которая, казалось, мирно катилась где-то на иных параллелях, куда не ступала я. Но книги и слова, околдовав меня в раннем детстве, стали моей судьбой.

Что нужно делать, чтобы приучить ребенка читать? – часто спрашивают меня родители. Или еще хуже: как заставить его любить книги? В с популярных статьях для родителей вы найдете немало советов технического характера: мы попытаемся разобраться, каковы современные тенденции в обучении малыша навыкам чтения, в каком возрасте нужно начинать воспитание читателя, которые помогут вам выбрать книги, подобрать методики обучения. Но все же, главного не найдешь ни в одном методическом пособии, не распишешь на карточках. Лишь сила вашей любви может помочь малышу приоткрыть волшебную дверцу, за которой простирается удивительная сказочная страна. А не будет волшебства – лишь уныло скрипнет ржавая калитка, открывая пыльную тропу в Царство Скуки.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Обучение любовью":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda Civic, Renault Megane, Volkswagen Jetta: Трехобъемная любовь

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic, Renault Megane, Volkswagen Jetta Поставьте перед среднестатистическим европейцем седан и хэтчбек гольф-класса, и он наверняка выберет трех- или пятидверную версию. Отечественный автолюбитель же, наоборот, любит трехобъемные кузовы.

» Японские автомобили - 3227 - читать


BMW X3, Lexus RX: Любовь - не вздохи на скамейке

В тесте участвуют автомобили: BMW X3, Lexus RX Посмотреть другие фото (14) Их объединяет многое – размеры, объем двигателя, престиж, но предназначены они совершенно разным людям. Догони меньшого брата Дорогие паркетные вседорожники на рынке нынче весьма ходовой товар.

» Немецкие автомобили - 2185 - читать


Peugeot 406: Роковая любовь

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 406 Peugeot 406 Coupe: для истинных ценителей красоты Можно с уверенностью сказать, что Peugeot 406 Coupe, впервые показанный в конце 1996 года, покупают в большинстве случаев не для установления рекордов скорости или прохождения поворотов в контролируемом заносе. Французское купе обычно приобретают только по любви, причем с первого взгляда.

» Французские автомобили - 3500 - читать


Обучение в автошколах подорожает в несколько раз

Министерство внутренних дел (МВД) России начинает реформу автошкол. По оценке экспертов, это повысит стоимость обучения в несколько раз. МВД намерено сократить число образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке водителей, запретить вечерние группы и разработать новую методику сдачи экзаменов.

» Разное - 3412 - читать


Женщина + автомобиль = любовь

Материал предоставлен сайтом nanya.ruВстречаЯ ждала его у окна. Стояла и подолгу смотрела вдаль. Приезжали и уезжали машины, бегали дети, ходили люди - но его всё не было.

» Разное - 2661 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Дошкольное образование » Обучение любовью

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru