Встреча
Я ждала его у окна. Стояла и подолгу смотрела вдаль. Приезжали и уезжали машины, бегали дети, ходили люди - но его всё не было. Я знала -должен вот-вот подъехать. Звонил, предупреждал - дорога от Финляндии до Пермской области подходила к концу.
А какая она, ты думаешь, будет? - спросила я у дочери.
Я думаю красная. А ты?
А я думаю синяя или зеленая - ответила я. И ошиблась - она была красная. Когда они приехали мы не видели, выглянули на сигнал. Они стояли рядом - наша первая машина и муж. Обросший, запыленный, но счастливый. Я полюбила её сразу, когда шла на улицу, обходила её вокруг, гладила, трогала, открывала. А она стояла и поблескивала своими еще совсем не старыми боками, тихо остывала после дальнего путешествия. Она была японкой финского происхождения, её звали Тойота Хай Эйс или Хайс, или Хайсюша. Или красная помидорина - как окрестила её наша пятилетняя дочь. Для машины она имела солидный возраст 10 лет, пробег в двести тысяч километров, цвет рубин, два сиденья, кроме водительского, впереди, одно из которых можно смело назвать детским, двухлитровый дизельный мотор L, левый руль и крепкий кузов. И начались тихие радости автомобильной жизни омраченные, правда, двумя происшествиями.
И первое это конечно таможня, упорно пытавшаяся содрать с нас платеж превосходящий стоимость автомобиля! Почему то им пришло в голову, что наш бусик пассажирский...Мы удивленно замечали, что одна сторона кузова не имеет окон, а другая имеет одно на двери. Как же пассажиры будут смотреть? Что они вообще смогут разглядеть в темноте? На что нам было заявлено, что по их пониманию пассажирским является любой микроавтобус (хочется написать не доказавший обратное) имеющий хотя бы одно окно. А как только мы справились с этим на нас свалилось очередное "несчастье". Муж въехал в лужу и вода попала в двигатель, в результате гидроудара двигатель вышел из строя. Это был 1996 год, с запчастями еще была неразбериха и мы здорово приуныли. как же так? Не покатались, не насладились и на тебе. Подруга привезла нам из Турции вожделенные шатуны (именно их погнуло), оказавшиеся...шатунными вкладышами. Привет туркам! Спасибо за науку! Пришлось разыскивать самим. К этому времени уже все наши друзья и знакомые высказались на тему: Я же говорил надо брать Газель и т.п. Ну вот все трудности позади... или впереди?
Поездки
Поначалу я побаивалась садиться за руль. Машина-то не женская, да и прав у меня еще не было. Поездив с мужем пассажиром, изучив в нашем небольшом городе все знаки, запомнив на зубок где у нас главные дороги, а где второстепенные, привыкнув к машине - я решилась. Конечно бывало всякое. И повороты не в ту сторону, и заезды на тротуар, а особенно трудно было выучиться ездить назад. Выручали частые дальние поездки, в которые гнала нас профессия. Москва, Питер, Польша...На спокойных участках муж сажал меня за руль. Вот уж где не страшно! Гони себе по прямой, не то что в городе, где все трутся рядом с тобой, того и гляди поцарапаешь кого-нибудь- так думала, я крутя баранку. Только позже с опытом, после множества встреченных аварий, когда огромные фуры плющило, как детские игрушки побывавшие в руках озорника, когда накрывали одеялом тело на носилках, после постаментов около постов ГАИ, на которых стоят страшным укором жалкие останки некогда шикарных машин - я поняла. Трасса не место для необдуманных гонок, не место для показа шоферских амбиций и скоростных характеристик автомобиля. Вылетев на большой скорости из-за поворота можно просто не успеть среагировать на выезжающий, (было дело) не торопясь с полей, комбайн. На зазевавшегося, на пьяного, на неопытного.
Но всё-таки эти поездки дали мне многое. При малейшем изменении в ходе машины , спящий рядом муж открывал глаза, мне было жаль его и я старалась ехать ровно, не сбрасывая и не набирая скорость. Обычно он говорил мне : Вон видишь КАМАЗ (Вольво, Газель...) ведь за ним. Хотя сам терпеть не может ехать за кем то, засыпает. В дороге всякое случалось. Однажды зимой, по дороге в Питер, я сидела завернутая в одеяло (до пояса), на ногах шерстяные носки(из собачей шерсти) - печка в дороге забарахлила. И вдруг муж съезжает с МКАД и говорит - А хочешь я покажу тебе ночную Москву? Ну кто же не хочет? И мы поехали смотреть Москву! И я, в одеяле и носках! За спиной подушка! Ехала мимо ночных сияющих реклам, шикарных авто, казино и ресторанов! До пояса у меня был приличный вид, а ниже...И такая домашняя, уютная обстановка постоянно создавалась в Хайсюше. Делая путешествия не только полезными, но и очень приятными и запоминающимися.
Плюсы
А хорошо путешествовать на микроавтобусе летом! Лучше этого ничего не может быть! У каждой речки мы останавливались, купались, кушали, разводили костер, мыли машину. Огромным преимуществом было готовое спальное место в салоне. Мы брали матрас, подушки и одеяла и спали как дома с удобствами. А дома мы с удобствами устраивали пикники. Входит всё: стол, стулья, мангал и вся посуда.
Отдельная тема - это собаки. Собаки наши всегда отличались габаритами - мастино, кавказские овчарки. В шестерку свекра наша кавказиха влезала хоть и с удовольствием, знала куда едет, а вот вылезала с таким бешеным настроением...Еще бы проехаться в багажнике тесной легковушки. Зная это мы всегда смеялись: Не дай Бог гаишник остановит. И досмеялись, останавливает:
Откройте багажник.
У нас там собака, может не надо?
Откройте немедленно!
Хорошо муж успел поймать мохнатую голову в прыжке, с трудом удержав рвущиеся шестьдесят с гаком кг, он стал озираться в поисках стража порядка. А тот уже с другой стороны дороги кричал : Уезжай!
Так что появление микроавтобуса было встречено нашими собаками с "чувством глубокого удовлетворения".Жизнь значительно улучшилась.
Переезды всех родственников, доставка овощей, любые крупные покупки - это лишь маленькая часть полезных дел, производимых нашей Хайсюшей. А на чем бы я еще так научилась сдавать задом? Аж удивила инструктора в автошколе: Да ты что? Сдавать по зеркалам? Ты для начала хоть повернувшись и глядя в стекло научись. Но я уже умела. В бусике не повернуться и не поглядеть. Надо в магазин? - спрашивал муж - так бери машину и вперед. Я самоуверенно ехала в магазин, парковалась, делала покупки, выходила...вот тут вырисовывалась неприятная картина. Машина стоит носом к магазину, сзади течет транспорт, по бокам стоят другие машины. И потихоньку, потихоньку не обращая внимания на гудки, комментарии и озабоченный вид, не ожидавших подвоха, водителей соседних машин выехала. И только так и можно научиться- оставшись наконец одной. С накопленным опытом поездок с инструктором и со знакомой, удобной машиной. Такой как моя Хайс.
Вообще ездить на ней мне было достаточно легко: высокая посадка, хороший обзор, коробка хоть и механическая, но рычаг расположен на руле. Гидроусилителя нет, но руль легкий.
Приятно было видеть удивление у других водителей. Часто сигналили, улыбались, показывали поднятый вверх большой палец. Женщина за рулем всегда притягивает взгляд, а уж на большой машине тем более. Я заметила еще одну особенность если дама едет на крутой машине отношение у многих негативное - муж дал прокатиться или известно чем заработала. Редко кто подумает, что куплена на свои. А вот к женщинам (редко но встречающимся) на каких то микроавтобусах, грузовичках отношение более уважительное. Наверное кто-то подумал, что я зарабатываю на жизнь на машине и научилась её ремонтировать сама. Наверняка есть и такие женщины. Я, если честно сказать, никогда наверное не научусь ремонту. Да и зачем? При муже-то механике? Но кое-что делать всё же приходилось. Иногда весьма эффектно.
Как то в баке скопилось много грязи, при подъеме в гору она закупоривала топливопровод и машина глохла. Дотянув до стоянки автобусов я встала. В стоящем рядом Икарусе водитель обедал, я подняла сиденье, он заинтересовался: Девушка, вам помочь?
Не надо -гордо сказала я.
Сняла шланг с насоса и начала дуть в него через тряпку. Икарусник чуть не вывалился из окна. Я же завершив процедуру (не первую в этот день) торжественно уехала. Приходилось попадать и в более неожиданные ситуации. Муж уехал, солярка в бочках, надо ехать, но не решен вопрос - как топливо из бочки попадает в бак автомобиля? Закон сообщающихся сосудов я помнила, но бочка стояла на уровне бака, а глотать солярку не хотелось. Пришлось идти типично женским путем. У бочки была снята крышка и, пожертвовав кастрюлю, я налила таки солярки. Просто зачерпывала кастрюлей и выливала...Муж долго смеялся. Так незаметно я перехожу к минусам.
Минусы
Зима. Дизелистам сразу станет всё понятно. Двигатель старенький отчаянно не хотел заводиться уже при минус 15 градусах. Проходимость помидорины резко падала при первом же снеге, а Пермская область, знаете ли, одна из самых снежных в России. Иногда отчаявшись въехать в гору, приходилось делать громадные крюки. Правда печка грела хорошо...до минус 5. Когда столбик термометра опускался ниже, температура в кабине становилась равна окружающей. Иногда я отвозила дочь в школу протапливая себе ладошкой оконце в стекле. Задний привод вкупе с незагруженной машиной позволял выписывать замысловатые фигуры, пугать встречных водителей и не позволял штурмовать маломальские вершины.
Операторы на АЗС страшно не любят сообщать о том, что в их закромах летняя солярка еще не заменена на зимнюю. Из-за их "забывчивости" мужу как-то пришлось в прямом смысле спасать свою жизнь в зимнем лесу. Топливо просто превратилось в гель. Пугало и отсутствие "метра жизни" - то есть хоть какой-то «морды» впереди. Случись что - только тонкая полоска металла отделяет человека от возможного удара. К счастью Хайсюша полюбила нас и с ней не приключилось ни одного ЧП. Ну, если не считать того случая, когда я не заметила бетонный блок в траве и пропорола колесо и подножку. Конечно приходилось производить текущие работы - менять колодки, стойки, крестовины, торсионы, но это неизбежность. Как неизбежно было наше расставание...
Расставание
Наверное первая машина, как и первая собака, запоминается так, и любишь её так, как никогда уже не привяжешься ни к одной. Вот и мы продали свою помидорину, но не забыли её. У нового хозяина она как-то быстро зачахла. Отказывалась ездить, ломалась... Хотя перед продажей муж её подварил, выкрасил, подлатал. Словом без должного ли пригляда, или скучая по нас она стоит и не откликается на все попытки реанимации. Я слышала её опять хотят продать, уже не делая, как есть. Надеюсь, на её пути встретится умелый водитель и Хайсюша оживет. А у нас уже была покладистая Карина, на её место пришла труженица Легаси... Но уже нет того восхищения и привязанности, что были к Хайсихе. Мы уже не станем шептаться, чтобы машина не услышала, что её хотят продать. Мы стали старше, машина стала просто необходимостью? Не знаю... Но жду встречи с той, которая будет только моей! Мне не надо будет делить её с мужем, она будет полностью в моём распоряжении и днем, и ночью готовая отправиться в неизведанное. И вот тогда, я верю, - я полюблю её как когда-то Хайсюшу, со всеми её достоинствами и недостатками. Надеюсь и я придусь ей по вкусу. Счастливых дорог!