Педагогика нашей страны, основываясь на учениях о формировании человека, утверждает, что развитие человека представляет собой очень трудный процесс, который протекает под неизменным влиянием биологических, социальных факторов и воспитания.
Обычно считают, что каждый педагог должен обнаружить у своего воспитанника всевозможные индивидуальности его умственных способностей, которые даны ему природой. Это нужно для того, чтобы реализовать намеренно направленный процесс обучения, отталкиваясь от социальных причин индивидуального развития.
Благодаря обилию физиологических и анатомических задатков, малыш способен войти в наиболее сложные отношения с окружающей его средой, преобразовывать и совершенствовать ее.
К большому сожалению, данные задатки являются только основой всех возможностей формирования для малыша, выступая основополагающим условием.
Сфера обитания малыша, а именно находящиеся вокруг него люди, друзья, семья, одноклассники и школа, имеет характеризующее значение в личном формировании ребенка. Но даже наиболее способствующая и благоприятная формированию личности малыша среда, не даст никакого полезного влияния на создание его личности, если она без руководства, цель которого состоит в управлении детской жизнедеятельностью. Все потому, что целенаправленное воспитание ребенка играет основную роль в формировании человеческой личности.
Специальными экспериментами было доказано, что формирование малыша обусловлено различными видами деятельности. Даже те дети, которые находятся в одинаковой среде, имеют впоследствии различный уровень развития.
Именно для того, чтобы личность ребенка успешно развивалась, нужно основательно организовать его деятельность, верно подобрав форму и вид ее организации. Важным является и метод осуществления похожей организации вместе с регулярным контролем над ее действием и результатами.
Главными видами деятельности малыша являются не только игры, но и трудовая деятельность, учебный процесс.
Разумеется, игра имеет основное значение как для самого малыша, так и его развития, т. к. выступает первоисточником окружающего его мира. Игра вырабатывает талант малыша в области творчества, создавая привычки поведения, знания, расширяя кругозор, постепенно наполняя чашу для знаний и умений.
Педагоги вместе с психологами работают над общественной природой игр, над ее ролью в развитии ребенка. Они говорят, что игра для ребенка имеет такое же огромное значение, насколько работа для взрослого человека. Характерной чертой игры является отсутствие в ней моральных и культурных ценностей, однако одновременно игры учат деток адаптироваться к тем условиям психического и физического характера, которые требуются в работе.
Игры делятся на спортивные, дидактические, сюжетные, ролевые и предметные. Главнейшим средством для интеллектуального развития малыша считаются дидактические игры, потому что обучение в качестве вида деятельности проявляет наибольшее воздействие на личность малыша и на ее формирование.