НА ВОПРОС отвечает заведующая отделом Центра психического здоровья доктор мед. наук, профессор Галина КОЗЛОВСКАЯ.
— Раннее плавание, действительно, широко внедряется в педагогическую практику. Однако логика обоснования этого эксперимента очень слабая. В том, что младенец умеет плавать, ничего удивительного нет. Этой способностью обладают детеныши многих животных: и щенята, и крысята. Однако в природе мы никогда не видим, чтобы детеныши теплокровных животных воспитывались в воде. А уж для человека это тем более непривычная среда обитания. Теории, что «водоплавающий ребенок» якобы возвращается в прежнюю ипостась, в которой человек когда-то был рыбой, не выдерживают никакой критики. Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы? В младенческом возрасте это трата сил на неадекватные жизненные условия. Перед маленьким ребенком стоит грандиозная задача приобщения к окружающему ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ миру, понимания его. Когда придет время, он научится плавать, и будет делать это для своего удовольствия, а не ради выживания. Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это КРАЙНЕ СТРЕССОВАЯ ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов.
Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.
Я думаю, тут дело не только в плавании. Вообще, когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа природосообразности и начинают подстегивать развитие ребенка, это истощает запас его сил. Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно, ребенка можно с помощью определенной искусственной стимуляции сделать акселератом. Можно обучить его в три года математике или приемам айкидо. Особенно легко поддается он обучению интеллектуальным играм (например, на компьютере). Мозг ребенка очень пластичен и готов воспринять огромное количество информации. Но ведь ребенку и без того нужно осознать много информации, чтобы вырасти и усвоить тот опыт человечества, который ему могут передать родители. Это и опыт личный, и национально-культурный, и в определенной степени исторический. В течение первых 5–6 лет ребенку приходится как бы галопом проскакать через столетия. До экспериментов ли тут? Дай Бог освоить самое необходимое! Мозг ребенка в этот период жизни работает с большой отдачей и мощностью. Конечно, его можно загрузить дополнительно, и ребенок будет опережать детишек, которые играют с обычными игрушками в то время, как он уже говорит на двух языках. Но все приходит к своему концу. Ребенок, который в детстве много играл, идет в школу и с удовольствием учится, а этот, физически и интеллектуально перегруженный в раннем детстве, испытывает к школе отвращение. Ему ничего не интересно, у него возникают апатия, депрессия, невротические состояния. Он начинает отставать от сверстников. Так проявляется защитная реакция организма на агрессию окружающей среды с ее излишней интеллектуализацией, однако реакция эта патологическая, и последствия ее весьма плачевны. Голова бывшего вундеркинда слабеет, мозг начинает работать в упрощенном режиме. А ведь ребенок подходит уже к тому возрасту, когда ему необходимо накапливать знания, выбирать профессию, сдавать сложные экзамены. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов с ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны.
Татьяна ЯКИМАНОВА
Статья получена: www.Mamochka.kz