На этот раз я предлагаю поговорить об одноразовых подгузниках (у нас прижилось название «памперсы» хотя это всего лишь торговая марка). Ко всему, что преподносит нам прогресс, следует относиться очень осторожно, особенно когда речь идет о маленьких детях. И потом нужен ли нам такой прогресс, если поколения до 90-х годов (уже прошлого века) учились пользоваться горшком к 1,5 годам и формировали у себя стойкий навык к 2-м годам, а многих современных детей в 3 года только собираются начинать учить пользоваться горшком?
Природой предусмотрен естественный механизм формирования многих функций, рефлексов, и навыков. Важную роль в развитии ребенка играют простые причинно-следственные связи (если делать так — получишь это, если чувствуешь это — далее происходит то и т.
д.). Какую же роль в формировании мочеиспускательного рефлекса и умения пользоваться горшком для ребенка играют одноразовые подгузники?
Как все происходит естественным образом? Рассмотрим процесс на примере животных — млекопитающих, живущих рядом с нами кошек и собак. Новорожденные щенки и котята часто нуждаются в материнской помощи для мочеиспускания и дефекации. Далее процессы налаживаются, щенки и котята испражняются самостоятельно, но еще не могут контролировать процесс. Именно в этот момент устанавливается первая причинно-следственная связь: сначала я чувствую данное напряжение, затем происходит расслабление и я лежу в луже. Поскольку оказываться в луже по несколько раз на дню холодно и противно — малыши довольно быстро учатся сползать с подстилки «на газетку». С возрастом животные все лучше обучаются управлять процессом мочеиспускания и дефекации, и начинают делать это в определенное время и в определенном месте.
Нечто подобное происходит, когда ребенок одет в обычные подгузники: у малыша быстро устанавливается причинно-следственная связь и уже к полутора-двум месяцам такой малыш проявляет беспокойство, когда собирается помочиться или покакать и внимательная мама может высаживать малыша над тазиком. Ребенок в такой ситуации быстро и надежно учиться управлять процессами дефекации и особенно мочеиспускания. Такие дети довольно рано перестают мочиться по ночам в постель и легко обучаются пользоваться горшком.
Что происходит, когда ребенок постоянно носит одноразовые подгузники? Момент мочеиспускания никак не отмечается, поскольку ощущения в подгузнике до и после практически идентичны. Малыш привыкает мочиться часто, небольшими порциями и не испытывает необходимого сигнального напряжения, а следовательно не осознает происходящий процесс и возможность его как-то контролировать. В моей практике встречалось очень много детей страдающих энурезом (недержанием мочи) и многие из них — это дети которые постоянно носили одноразовые подгузники до 2-х и даже до 3-х лет. Так же ко мне обращаются мамы 2-х и 3-х летних малышей, у которых трудности с приучением ребенка к горшку. Многие их этих детей отлично понимают, чего именно от них добиваются родители — мочиться в горшок, но они не знают, что для этого нужно сделать, так как не понимают, как это происходит. И тогда психотерапевту приходится за несколько недель проводить их через процесс формирования мочеиспускательного рефлекса и научения управлять сфинктерами своего организма (который естественным образом длится несколько месяцев).
Вторая важная вещь — психоэмоциональное развитие и соответствующее возрасту половое созревание. На каждом возрастном этапе ребенок проходит определенную стадию развития и важную роль в этом играет возможность знакомиться со своим телом и процессами в нем происходящими. Психоэмоциональное развитие напрямую связано с чувством удовлетворения, которое ребенок испытывает в различных ситуациях. Умение контролировать все большее число процессов — важная причина для детского удовольствия. Малыш должен иметь возможность рассматривать различные части своего тела, наблюдать процессы (мочеиспускания и дефекации), и рассматривать результаты своих трудов (многие дети с интересом не только рассматривают содержимое горшка, но и пытаются потрогать, размазать и попробовать на вкус). Все это важные вещи в развитии ребенка и если мы лишаем его таких возможностей мы делаем его развитие однобоким и в старшем возрасте ему придется столкнуться с достаточным количеством проблем.
И одно мое личное наблюдение, так как у меня 2-х летняя дочка то мне приходится довольно часто бывать на детских площадках. И наблюдая за детьми, я заметила одну особенность, которая тоже касается вопроса об одноразовых подгузниках: мальчики которые достаточно долго постоянно носят одноразовые подгузники (до 2-х лет и старше) не вырабатывают навыки поведения (обращения со своим телом) свойственные их анатомическим особенностям. Они привыкают, что у них между ног постоянно присутствует довольно толстая прокладка (подушка) и когда их начинают выводить гулять без подгузников они на протяжении 2-3-х недель нещадно бьются своими яичками о различные элементы детской площадки. У них нет навыка правильно садиться или перелезать через перекладину и им приходится учиться таким болезненным опытным путем.
Конечно, одноразовые подгузники очень облегчают жизнь родителям маленьких детей. Это очень полезная вещь, когда вы отправляетесь с ребенком в гости или к врачу или на прогулку. Но мне кажется не стоит использовать их постоянно и надо стараться расстаться с ними как можно быстрее (до 1,5-2-х лет). Необходимо дать возможность формироваться естественным навыкам и идти естественному развитию. На свете существует много одноразовых вещей, которые облегчают нашу жизнь, но мы пользуемся ими не постоянно, а от случая к случаю. И я предлагаю вам отнестись к «памперсам» ну скажем как к одноразовой посуде: ей удобно пользовать на пикнике или на даче, но никто не ест из нее постоянно.