СВОЮ точку зрения по этому вопросу мы предложили высказать заведующей отделом Центра психического здоровья, доктору мед.
наук, профессору Галине КОЗЛОВСКОЙ:
— То, о чем пишет Ирина, на мой взгляд, это неудивительно, ведь йога — абсолютно нетрадиционная практика для русской культуры. В последние годы все больше говорят о том, что человеку полезнее всего применять в пищу не экзотические плоды, а овощи и фрукты, растущие в той же климатической полосе, в которой живет он сам. То же относится и к лекарственным травам. Почему же с воспитательными и оздоровительными методиками должно быть иначе?
Для латиноамериканского ребенка прикорм апельсиновым соком абсолютно нормален. А у наших на него возникает аллергия. Ну, а йога, как говорится, штучка посильнее апельсинового сока. По моим наблюдениям, наши соотечественницы увлекаются ей чаще всего в последнем критическом возрасте — от 30 до 40 лет (его еще называют «кризисом 35 лет»). В более раннем возрасте такие увлечения не то, чтобы ненормальны, но, как свидетельствует моя клиническая практика, среди молодых адептов йоги нередко можно встретить людей психически неполноценных, с особенностями личности. Для них это некая реабилитация, ведь занятия йогой предполагает изоляцию от окружающего мира, сосредоточенность на себе, на своих ощущениях. Здоровые юноши или девушки в массе своей не тянутся к этому. Они лучше пойдут на танцы, побегают, атлетикой позанимаются, покатаются на коньках, на лыжах, поиграют в мяч.
Характерные для нас виды спорта принципиально отличны от йоги. Они подвижные, что вполне естественно для нашего сурового климата. Как говорил когда-то знаменитый фантаст Ефремов, у каждого народа свои гимнастические пристрастия, строго обусловленные природной целесообразностью. Например, африканцы — прекрасные бегуны. У них и строение ног, и вообще вся фигура как бы предназначены для бега. И это неслучайно. Иначе охотники не смогли бы добывать пропитание, и африканские племена давно вымерли бы. А у индусов совершенно другая фигура и другой национальный характер, приспособленный к совершенно иным условиям жизни, к иной культуре. Но мы-то не индусы. Для нас бэби-йога — типичный эксперимент, за который никто потом не несет ответственности. Пропагандисты скажут, что их не так поняли или неправильно применили хороший метод на практике. Родители будут рвать на себе волосы. А расплачиваться придется ребенку. Вполне возможно, что бэби-йога вызовет у него страхи или еще какие-то дисфункции психофизического развития.
А кто изучал отдаленные последствия подобных новшеств? Как это аукнется через двадцать-тридцать лет?
Статья получена: www.Mamochka.kz