Малыш растет не по дням, а по часам, и коляски ему уже явно не хватает. Ну что ж, значит, настало время покупать новое средство передвижения, например, велосипед. Как сделать правильный выбор? Что предлагает маленькому велолюбителю отечественный рынок?
Имейте в виду, трехколесных велосипедов продается великое множество.
К сожалению, их абсолютное большинство произведено в Китае, который давно можно считать всемирной столицей недорогой, но зачастую некачественной продукции. Судя по тому, как лихо уже в первые дни отлетают декоративные элементы конструкции, логично предположить, что то же самое может произойти и с функциональными частями велосипедов — с педалями, колесами, спицами и т.д. Кроме того, колеса у дешевых велосипедов с родины Конфуция часто не резиновые, а пластмассовые. И это не прибавляет ездоку приятных ощущений.
Отечественные трехколесные велосипеды в несколько раз дешевле импортных. Правда, они менее красивы внешне, но зато за их надежность можно не беспокоиться. На этикетке написано, что велосипед выпущен оборонным предприятием. Такой «Дружок» прослужит вечно.
Вообще, конечно, изобретая велосипед, сложно придумать что-то новое, тем не менее, производители стараются вовсю. Так, у немецких моделей сзади под углом «торчит» длинная ручка, вроде трости, — чтобы катать ребенка. Багажник у велосипеда часто сделан в форме корзины, черпака, ковша или любой другой емкости, куда удобно складывать игрушки, сваливать песок и вообще класть всякие нужные и ненужные вещи. «Фасад» иногда оформляется в виде звериной морды — медведя, слона, тигра — или «под мотоцикл». Ну и, конечно, каждый велосипед снабжен различными «прибабахами» — клаксонами, погремушками, фарами и прочим.
Четырехколесные велосипеды более «взрослые» на вид. Покупая четырехколесник, прежде всего, обращайте внимание на тормоз. Некоторые из них снабжены ручным тормозом, блокирующим только переднее колесо — это небезопасно: при торможении на более или менее высокой скорости велосипед может перевернуться. В остальном модели обладают общими «признаками»: у них легко снимаются дополнительные колеса, регулируется высота сиденья и руля, цепь закрыта специальной крышкой, предохраняющей от попадания в нее штанин и ног.
Различия незначительны: сиденье бывает жестким или мягким, багажники могут быть разной формы, существует даже модель со специальным креплением для бутылки с водой. «Четырехколесный» друг бывает с рамой — мужская модель для тех, кто хочет обучать своего сына правильной езде с ранних лет.
Постарайтесь купить малышу не только средство передвижения, но и игрушку: велосипед, сделанный в виде мотоцикла, с откидывающимся багажником, с багажником-ковшом. Тот больше понравится ребенку, если он обнаружит, что может не только ездить на нем, но и что-то перевозить. Покатался, слез, загрузил чем-нибудь багажник, поехал дальше, остановился, разгрузил.
Что касается веса велосипеда, то это важно только в одном случае: если ребенок будет носить его сам. Если это не так, купите ту модель, которую малыш сможет пронести сам хотя бы один лестничный пролет.
Кататься нужно правильно.
Выбирать двух- или четырехколесного друга нужно исходя из особенностей поведения ребенка, его темперамента. Необходимо помнить и о том, что сажать на велосипед всех детей подряд нельзя. Так, например, не стоит этого делать с малышами, у которых еще не сформирована координация или слабые ножки. Кроме того, нельзя просто взять и посадить ребенка на двух- или четырехколесник, нужно обязательно научить его правильно падать.
Как это сделать? Надо просто не мешать крохе падать с раннего возраста, когда он еще только начинает ходить. Дайте ему «полетать», пока он два вершка от земли. Ведь природа дала малышу прекрасный механизм защиты от травм: чуть что не так, он сразу садится на попу.
Научите ребенка не выставлять руки при падении. Если он летит носом вперед, надо объяснить, показать, как выгнуться назад и приземлиться на коленку. Научите кроху кувыркаться вперед и назад, через бок. Можно играть «в подножки», конечно, не усердствуя излишне. Малыш должен быть готов к неожиданному падению. Это поможет ему избежать травмы.
В каком возрасте можно сажать ребенка на велосипед? Когда пересаживать его с маленького трехколесного на четырехколесный или отвинчивать дополнительные колеса? Возрастных рамок нет. Это зависит только от того, сформирован вестибулярный аппарат у маленького человечка или нет. Так, на трехколесный велосипед сажать можно с любого возраста. Если ребенок может сам достать до педалей этого велосипеда и сам себя повезти — пожалуйста.
Для маленьких детей лучше выбирать велосипеды с широким плоским сиденьем, сделанными стульчиком. И лучше, если оно будет жестким. Велосипедные варианты «как у взрослых» не подходят малышу.
Обязательно смотрите, чтобы цепь была прикрыта специальной крышкой. Если на взрослых велосипедах она прикрыта не всегда, то для детских это условие является необходимым. Таким образом вы убережете ребенка от попадания штанины в цепь. И, конечно, следите за тем, чтобы одежда и обувь были подходящими для катания.
У трехколесных велосипедов есть одна нехорошая особенность. Когда малыш, разогнавшись, поворачивает руль и, соответственно, колесо, то на повороте такой велик может легко завалиться. Поэтому обязательно покажите ребенку, как правильно держаться в этот момент, чтобы не упасть.
Теперь о двухколесниках или о велосипедах с колесами-запасками. Если у вас активный, подвижный ребенок, который замечательно прыгает, сохраняя равновесие, то он и в четыре года спокойно сядет на двухколесный. Мало того, чем меньше масса тела ребенка, тем ему проще сесть на такой велосипед.
Но сажать его надо так, чтобы ему было удобно. Общее правило подбора высоты сиденья для двухколесного друга: в нижней точке педали нога должна быть почти выпрямлена, а в верхней — не должна касаться руля. Нужно, чтобы малыш ставил ногу всей ступней на педаль. Не пяткой, не носком, а сводом. В соответствии с этими требованиями регулируется и высота руля. Его должно быть удобно держать вытянутой рукой даже на повороте. Но обратите внимание: повернутый руль не должен вставать под углом в 90 градусов. Это очень важный момент — если при падении малыша с велосипеда или при наезде на препятствие ручка руля окажется на уровне его живота, то ездок может получить серьезную травму.
Детям постарше можно купить велосипедный шлем, он защищает от самых серьезных травм.
Одна из ошибок, которую часто допускают родители, — они поднимают дополнительные колесики на четырехколесных велосипедах. Поверьте, что так ребенок никогда не научится нормально ездить без них. Это еще опаснее, чем одним махом снять «запаски». Малыш обязательно будет опираться на правое или левое колесо; соответственно, велосипед всегда будет под наклоном. Это отнюдь не придает ему устойчивости.
Правила юного велосипедиста.
Прежде чем вы разрешите ребенку «летать» с горки, гонять по мощеным тротуарам и вообще выезжать из зоны видимости — потренируйте его. Найдите такую горку, где он бы мог съехать в ложбинку, затормозить. Пусть новоиспеченный велосипедист поделает восьмерки на ровной площадке. Поставьте камушки, пусть он проедет «змейкой», в «воротики». Играя, вы научите его лучше владеть своим телом.
Еще одна опасность, которая подстерегает маленьких ездоков, — это дорога. Категорически запретите ребенку ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Даже если около дома проходит трасса, всегда найдется заасфальтированный пятачок, где нет машин: тротуар, тупик между домов или та же самая школьная площадка.
Кстати, переход на двухколесный велосипед может стать отличным поводом для того, чтобы начать учить ребенка правилам дорожного движения. Купите детскую книжку с правилами, положите её на видное место, и ребенок обязательно ими заинтересуется. Особо обратите его внимание на параграфы, посвященные велосипеду. Вот, например, вы знаете, как вести себя в такой ситуации? Мама, папа и малыш отправляются в парк на велосипедную прогулку. Все вместе на велосипедах подъезжают к дороге, сидят и ждут, когда загорится зеленый, проедут машины. Потом родители и, естественно, ребенок на велосипедах пересекают проезжую часть... А это категорически запрещено. Надо подъехать к дороге, слезть и, дождавшись зеленого света светофора, перейти дорогу, придерживая велосипед. Переезжать дорогу «верхом» нельзя, даже по пешеходному переходу.
Воспользуйтесь этими несложными рекомендациями, и тогда катание на велосипеде подарит ребенку ни с чем не сравнимые, незабываемые ощущения.
Статья получена: www.Mamochka.kz