Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и внутренние органы.
Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности, на гормональный уровень в крови. Под действием музыки может изменяться тонус мышц, моторная активность. Прослушивание некоторых мелодий способно стимулировать выделение пищеварительных соков. Кроме всего этого, музыка способна устанавливать общее настроение, изменять чувства и эмоции, успокаивать или возбуждать нервную систему.
Музыка способна влиять на наше здоровье посредством воздействия вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Считается, что отделы головного мозга, как и другие органы человека, имеют свои индивидуальные частоты вибраций. Поэтому если звук или музыка совпадают по частоте и резонируют с каким-либо органом, то это может оказывать на него определенное воздействие.
Существует множество научных исследований, доказывающих, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития. Даже во время внутриутробной жизни малыш способен воспринимать звуки и соответствующе реагировать на них. Уже на пятом месяце беременности у ребенка начинает развиваться слух. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Эти звуки он воспринимает как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Он уже может различать голоса, «запоминать» отдельные слова, реагировать на громкость и ритм мелодий. Через нейроэндокринную систему музыка оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника.
Еще в утробе матери дети по-разному реагируют на различную музыку. Они с удовольствием слушают классические структурированные мелодии (Вивальди, Моцарта, Шуберта, народную музыку, детские песни) и не очень любят басовые, низкие звуки (Бетховен, Бах, Лист). На УЗИ врачи наблюдали, как плод реагирует непроизвольными движениями на ритмичную музыку, как учащается его сердцебиение, изменяются дыхательные процессы.
Малыши могут узнавать и более активно реагировать на ту музыку, которую они «слышали» еще до рождения. Поэтому Вы сможете приучить своего ребенка к ритуалу ночного засыпания, если будете регулярно соблюдать определенную последовательность действий, например: ужин, душ, колыбельная. Есть некоторая вероятность, что такой ритуал, знакомый малышу с внутриутробной жизни, поможет ему в дальнейшем успокоиться и заснуть.
Информация, которую ваш малыш получил в период внутриутробного развития, оказывает существенное влияние на его дальнейшую судьбу. Именно поэтому формирование центральной нервной системы можно стимулировать при помощи музыки. Несмотря на то, что ребенок еще не родился, вы можете каждый день предлагать ему слушать различные мелодии. Эти музыкальные сеансы полезны не только малышам, но и их мамам.
Кроме всего прочего, музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Под ее воздействием формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление и интеллектуальные способности, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни, что способствует воспитанию доброты и отзывчивости. К тому же приучение ребенка к музыке еще до рождения в значительной мере развивает его музыкальный слух.
Например, если ребенок возбудим, то рекомендуется прослушивать музыку сразу или через 20-30 минут после кормления, а вялым детям – перед кормлением. Можно включать музыку на минимальной громкости и во время сна, а также во время кормления, что способствует усилению пищевой доминанты. Для недоношенных и маловесных детей наиболее полезно слушать пение, находясь на руках у поющей матери, при этом хорошо, если она будет смотреть на лицо ребенка, обращаться непосредственно к нему, слегка поглаживать его в такт пению.
Продолжение следует…
Автор: Пугачева Мария
Прочтений: 844
Текущий рейтинг:
Статья о беременности и родах получена: www.myJane.ru