Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела, кроме заботы о нём, и что в решении некоторых проблем он может помочь.
Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он чувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
Когда ребёнок станет чуть-чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
Подростковый кризис
Начинается примерно в 11-13 лет. Самой характерной чертой этого кризиса становятся строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил. Подходит окончательное осознание «Я уже не ребенок».
В этом случае вы не должны предпринимать крайних мер в воспитании вашего ребенка: не нужно быть слишком либеральными, позволяя все и везде отпуская, но и запрещать, не пускать, наказывать не надо. Самый лучший выход – это серьезный разговор «на равных», в ходе которого вы должны выслушать аргументы и чувства ребенка и попытаться объяснить свои. В результате вы должны прийти к соглашению, где удовлетворены будут обе стороны: здравое и авторитетное мнение родители и самостоятельное решение уже взрослеющего человека.
И не забывайте, что быть слишком мягкими и понимающими родителями, которые сами «несут на подносе» все прелести молодой жизни, не будет полезным для вашего ребенка, т.к. через борьбу за независимость подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Кризис юношеский
Проходит в период 16-18 лет (у девушек пораньше – в 16-17, у молодых людей чуть позже – в 17-18). В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, резко меняется социальная позиция и условия жизни (например (статья размещена на ), когда ребенок уезжает на учебу в другой город).
В этот момент идет перестройка всей личности. Происходит открытие возможности собственного авторства в творении своей жизни, обнаружение себя в качестве его главного героя – полноценное открытие собственного «Я». С другой же стороны, начинается осознание важности роли другого человека в формировании собственной личности (это могут быть друзья, первая любовь, родители, учителя). В это время ни в коем случае не становитесь назойливым советчиком, не принимайте решений за вашего отпрыска (куда ему идти учиться, с кем общаться), но обязательно помогите и поддержите, если к вам обратятся.
Когда вы сталкиваетесь с критическими моментами сами, прислушайтесь к этим рекомендациям, и вам будет легче их преодолеть.
Кризисы среднего возраста
Первый «звонок» вы можете услышать примерно в 30 лет. Женщины впервые начинают осознавать, что их молодая привлекательность «идет на убыль». В делах, карьере и жизненных планах возникает необходимость четкого определения: как, что и зачем будет проходить оставшуюся жизнь.
Второй серьезный критический период наступает примерно в 40 лет (но в зависимости от ситуации может проходить в период 37-45 лет). В это время возникает ощущение «уходящего времени», осознание, что впереди осталось чуть меньше, чем прожито. Происходит переосмысление всего прошлого опыта, прошлой жизни, достижений и неудач. На другом уровне чувствуется убывание физических сил и привлекательности, изменение сексуальной активности. В это время мы можем столкнуться со смертью родителей и взрослением детей и отделением их от общего дома.
Для того чтобы эффективно и безболезненно справиться с такими критическими моментами, попробуйте сделать следующее. Отнеситесь серьезно к своему здоровью: проведите полную диагностику, если что-то не так, займитесь лечением, ведь лучше предупредить болезнь, чем ее лечить. Примите решение, что пора систематически заботиться о своей внешности, подумать о диетах и режиме питания, посещать салоны красоты и покупать больше средств от морщин.
Не предпринимайте резких и бесповоротных решений, лучше всего не менять что-то в корне, а привнести в жизни какую-нибудь интересную мелочь. Например, вы можете пойти на курсы вождения, дизайна, кулинарии или любые другие, купить дачу и заняться садоводством, поехать в необычное путешествие.
Переформулируйте все свои идеи в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения: довольствуйтесь тем, что есть, радуйтесь этому и меньше думайте о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь.
Автор: Пугачёва Мария, психолог
Прочтений: 1103
Текущий рейтинг:
Статья о психологии получена: www.myJane.ru