Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Аутичный ребенок

 

Аутичный ребенок

 

 

Вряд ли найдется человек, который не видел фильм «Человек дождя», где главным героем, в исполнении неподражаемого Дастина Хофмана, стал человек, страдающий аутизмом. Главный герой фильма еще маленьким мальчиком был помещен в специализированное учреждение для детей, страдающих синдромом раннего детского аутизма. После выхода этой киноленты на большой экран весь мир узнал, что существуют люди, которые с большим трудом могут общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Мы увидели характерные для данного синдрома особенности поведения: избегание взгляда «глаза в глаза», замкнутость, сложность установления контакта и дальнейшего общения, трудности в построении целенаправленного действия, многочисленные страхи и тревоги, ранимость, стремление к стереотипным действиям, постоянные пристрастия, хорошую механическую память. Причины же такого непонятного окружающим поведения и способы помощи аутистам и семьям, в которых растут и развиваются «аутята», остались, к сожалению, за кадром.

загрузка...

 

 

Об этом мне бы хотелось поговорить поподробнее.

Почему мы их боимся?

Мое знакомство с аутичными детьми произошло шесть лет назад, еще в студенческие годы. В течение нескольких лет я училась особенностям работы с «аутятами» в процессе реальных занятий с детьми, страдающими этим заболеванием. Я хорошо помню мои ощущения перед первым занятием. Стоя в узком, мало освещенном коридоре перед закрытой дверью игровой комнаты, я мучительно вслушивалась в звуки. Я все никак не решалась присоединиться к занятию. Волнение переполняло меня: «Что я увижу? Как мне себя вести? Как мы будем общаться, если он меня заметит и подойдет?». Откровенно говоря, мне было страшно. Участие в коррекционно-развивающих занятиях помогло мне немного приблизиться к пониманию сложностей каждого ребенка, я стала задумываться о проблемах, с которыми приходится сталкиваться малышам в своем развитии, о том, что чувствуют и переживают «аутята». Сейчас я точно могу сказать, что чувство страха, неловкости, а иногда и неприятия, возникает при встрече с аутичным ребенком потому, что мы не понимаем причин парадоксального, непонятного поведения малыша. Вспомните, что вы чувствуете, когда видите необычного ребенка, который едет с мамой в транспорте, или когда «странный» ребенок оказывается в одной песочнице с вашим малышом. Скорее всего, вы отвернетесь или уведете своего ребенка чуть в сторону. Таким образом поступит любой человек, который не знает, как себя вести, который не понимает и боится. Ведь порой даже самые старательные и любящие родители особенного ребенка теряются, опускают руки, не понимая свое чадо, не зная, как с ним заниматься и чем помочь. Давайте постараемся понять этих особенных детей и научимся хотя бы немного взаимодействовать с ними

Какие они?

Ребенок, страдающий синдромом раннего детского аутизма, развивается иначе, нежели обычный малыш. Развитие ребенка, во-первых, задерживается, а во-вторых, искажается вследствие нарушения контакта с близкими людьми и с внешним миром.
Отрешенные

Самые тяжелые формы аутизма заключаются в полной отрешенности от окружающего. Такие дети очень пассивны по отношению к окружающему миру. Они как бы не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод. Такие малыши не говорят, но могут внезапно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже прокомментировать происходящее вокруг, они никогда не смотрят «собеседнику» в глаза, их взгляд скользит по окружающим предметам, нигде не останавливаясь.

Отвергающие

Недуг проявляется у таких малышей как активное отвержение мира. Взаимодействовать с внешним миром такие «аутята» могут только в привычной, стереотипной ситуации, используя уже освоенные действия и слова. Например, вы можете услышать, как малыш цитирует огромные куски из книг, но в тоже время не может самостоятельно ответить на самые простые вопросы. Им присуща речь штампами, в инфинитиве или во втором и третьем лице. Они стараются любой ценой сохранить привычные условия: распорядок дня, обстановку в комнате, любимую одежду и т. д. Даже самые незначительные изменения обстановки вызывают у «аутят» страх. Чтобы заглушить неприятные ощущения от взаимодействия с изменяющейся средой, такие дети вырабатывают разнообразные способы «защиты». Например, малыш может, стоя на месте, раскачиваться из стороны в сторону, или многократно трясти шуршащим пакетиком около уха. Эти действия доставляют малышу удовольствие и помогают заглушить те неприятные ощущения, которые он получает, взаимодействуя с окружающим миром. Мне очень запомнился следующий случай из практики. Во время занятий с аутичной девочкой у меня никак не получалось установить даже мимолетный контакт. Она, приходя на занятие, брала тапочки в ручки, и, хлопая ими друг о друга, бегала по кругу. Она никак не реагировала на мое присутствие, совершенно не вступала в какое-либо взаимодействие до тех пор, пока я не стала бегать вместе с ней, стуча собственными кроссовками. С этого эпизода началось наше знакомство и успешная совместная работа.

«Ходячая энциклопедия»

Аутизм может проявляться и как увлеченность собственными переживаниями. Такие «аутята» чаще всего многократно воспроизводят пережитые ситуации. Страшную или неприятную для себя ситуацию малыш старается научиться контролировать. Однажды испугавшись, ребенок повторяет «страшную» ситуацию: например, с хохотом заглядывает в темную комнату или многократно из года в год фантазирует, проигрывает, рисует одни и те же сюжеты на «страшные» темы. Среди рисунков «аутят» можно встретить картины бушующего пожара, сцены убийства, автомобильные катастрофы и т. д. Таким малышам свойственно многочасовое изучение книг на излюбленные темы, или чтение томов энциклопедий. Именно таких аутистов родители называют «ходячей энциклопедией», часто они говорят «как взрослые», но, к сожалению, зачастую, воспользоваться накопленными знаниями без специальных занятий они не могут.

Малообщительные

В самой меньшей степени аутизм проявляется у детей в виде сложности организации общения. Свое общение с внешним миром такие дети могут строить через близкого взрослого. Такие малыши нуждаются в постоянном одобрении собственных действий со стороны мамы.

Как помочь аутичному ребенку?

Аутичному ребенку нужно помогать строить свои отношения со сложным, изменяющимся, непредсказуемым окружающим миром. Во многом результативность коррекционно-развивающих занятий зависит от того, насколько рано или поздно были замечены особенности развития малыша. Чем раньше родители обращаются за квалифицированной помощью психологов, психоневрологов, психиатров и педагогов, тем лучше для ребенка, страдающего от данного недуга.

Чаще всего за помощью специалистов обращаются родители детей-аутистов в возрасте 2-3 лет. Именно в этот момент становится очевидно резкое отставание как в развитии речи, так и в общем ходе психического развития. Зачастую, понимание всей серьезности ситуации, оказывается очень тяжелым моментом для семьи «аутенка». Еще недавно одаренный, необычный, способный в некоторых вещах ребенок, оказывается, по мнению врачей, «больным». Семьи, а чаще всего мамы «аутят», остаются один на один с проблемами ребенка. Более того, обычно окружающие, близкие, друзья и родственники не оказывают моральной поддержки семья аутистов потому, что ничего не знают о проблемах малыша и не понимают причин его необычного поведения. Как же можно помочь развиваться малышу-аутисту?

Помощь специалистов в работе с «аутенком», естественно, необходима. Но самая важная и большая часть психологической работы с ребенком ложиться на плечи семьи. Именно близкий взрослый может помочь малышу построить осмысленную картину мира и научиться более активным контактам с людьми.

Установление эмоционального контакта

Прежде чем приступать к совместным занятия, необходимо как бы настроиться на одну эмоциональную волну с ребенком. Без установленного эмоционального контакта все усилия взрослого будут бессмысленны и безрезультатны. Как раз именно установление контакта для аутичного ребенка порой оказывается самой сложной задачей. Например, внимание ребенка можно постараться привлечь, медленно выдувая мыльные пузыри, или спокойно переливая воду из одного стаканчика в другой. «Аутята» любят наблюдать за движениями юлы, солнечными зайчиками на стене, крутящимися колесами машины. Совершая приятное для ребенка действие, мы, так или иначе, привлекаем его внимание к себе.

Совместное осмысление происходящего вокруг

Как только взрослый почувствует, что настроился на одну эмоциональную волну с малышом, можно приступать к дальнейшим действиям. Для развития аутичного ребенка очень важны эмоциональные подъемы. Как показывает практика, «аутята» совершают новые попытки взаимодействия с окружающим миром именно в моменты душевного подъема. Со-переживание, т. е. совместное «проживание» и осмысливание событий обыденной жизни помогает повысить активность малыша и сподвигнуть к постепенному освоению мира. Взрослый может вносить смысл во все действия ребенка. Например, стереотипное раскачивание из стороны в сторону, мама может прокомментировать: «Как качели, как качели ты качаешься. Из стороны в сторону. Кач-кач!!!». Получается, что в изначально бессмысленное для ребенка действие, взрослый вносит смысл, встраивая действия ребенка в общую картину мира. Комментирование действий ребенка в идеальном варианте должно быть непрерывным. Все, на что обращает внимание малыш, должно быть совместно осмысленно.

Режим дня

Для аутичного малыша приобретение нового опыта – сложная задача. Даже полученные знания с большим трудом используются в обыденной жизни. Для того, чтобы полученные знания, умения и навыки не исчезали бесследно, а использовались и совершенствовались, необходимо особым образом структурировать режим дня. Общей задачей является не только создание понятного, предсказуемого для малыша режима дня, но и структурирование и осмысление всего жизненного хода. Поскольку для «аутенка» мир изначально не воспринимается как нечто гармоничное и целое, это ощущение должна развивать в ребенке семья. Постарайтесь сделать жизнь малыша упорядоченной и предсказуемой, заранее сообщайте о возможных изменениях в сложившимся режиме. Организуйте пространство ребенка: для каждого домашнего дела должно быть свое место. Привыкнув к установленным правилам, малыш, перемещаясь с места на место, будет проще переключаться от одного занятия на другое. Вечером каждого дня проговаривайте вместе с ребенком основные события дня, заостряя особое внимание на успехах малыша. Можно так же планировать события будущего дня. Такое совместное проживание уходящего дня и планирование будущих событий помогает маме и малышу эмоционально сблизиться и получать удовольствие от совместной деятельности.

Усилия родителей в развитии и адаптации «особенного» ребенка должны обязательно подкрепляться рекомендациями детских психологов и психоневрологов, а так же обсуждением общих проблем с другими семьями. Стоит также родителям «обычных» малышей помнить об особенностях развития и поведения «аутят». Семьи, в которых растет аутичный ребенок, зачастую сильно изолированы и замкнуты. Дети, страдающие аутизмом, не опасны; это заболевание не заразно, такие дети не агрессивны и вообще не представляют ни какой опасности для окружающих. Постаравшись понять аутят и поддержать их родителей в борьбе с недугом ребенка, мы поможем им стать нормальными членами общества. Они такие же люди, как и мы.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Аутичный ребенок":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Комментарии (1)

ЗАЛИНА, 4 мая 2011, 21:47

ЗДРАВСТВУЙТЕ У МЕНЯ СЫН ЕМУ СКОРО БУДЕТ ВОСЕМЬ ЛЕТ,НАМ СТАВЯТ ДИАГНОЗ ТУБЕРОЗНЫЙ СКЛЕРОЗ С ЭЛЕМЕНТАМИ АУТИЗМА.ОН ПЕРЕСТАЛ РАЗГОВАРИВАТЬ В ДВА ГОДА И ПО СЕЙ ДЕНЬ РЕЧИ НЕТ.ПОЖАЛУЙСТА ПОСОВЕТУЙТЕ КАК С НИМ ЗАНИМАТЬСЯ!ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

ответить

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Colt: Он же ребенок!

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Colt Посмотреть другие фото (2) ... Но общаться интересно.

» Японские автомобили - 5162 - читать


Десятилетний ребенок Рунет

Как вы, наверное, заметили, новостей на прошедшей неделе было немного — виной тому был небольшой отпуск редактора новостей. Однако сейчас все полностью в строю, и наше издание продолжает работу в нормальном режиме. Не за горами —

» Интересное в сети - 2136 - читать


Заболел ребенок - вызывай врача

Новорожденный до его появления на свет находился в совершенно иных условиях существования. У него был другой способ питания: все необходимые вещества в уже переработанном и очищенном виде поступали прямо в кровь. Иначе происходило дыхание — легкие расправились только с первым вдохом и криком.

» Заболевания - 3189 - читать


Помоги себе и ребенку справиться с гриппом и простудой

Погода, да еще такая как в нынешнем году, ведет к целому ряду неприятных последствий. Резкие перепады температуры воздуха провоцируют простудные заболевания, инфекции и эпидемии гриппа. Особенно страдают от этого наши дети.

» Здоровый образ жизни - 5316 - читать


Деревянная чурка оставляет на память профиль ребёнка

Нет, это не спортивный кубок. И не ножка от стола или стула. Фирма, производящая такие деревянные изделия, говорит, что каждый продукт – человек.

» Бизнес идеи - 3088 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Аутичный ребенок

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru