Вряд ли найдется человек, который не видел фильм «Человек дождя», где главным героем, в исполнении неподражаемого Дастина Хофмана, стал человек, страдающий аутизмом. Главный герой фильма еще маленьким мальчиком был помещен в специализированное учреждение для детей, страдающих синдромом раннего детского аутизма. После выхода этой киноленты на большой экран весь мир узнал, что существуют люди, которые с большим трудом могут общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Мы увидели характерные для данного синдрома особенности поведения: избегание взгляда «глаза в глаза», замкнутость, сложность установления контакта и дальнейшего общения, трудности в построении целенаправленного действия, многочисленные страхи и тревоги, ранимость, стремление к стереотипным действиям, постоянные пристрастия, хорошую механическую память. Причины же такого непонятного окружающим поведения и способы помощи аутистам и семьям, в которых растут и развиваются «аутята», остались, к сожалению, за кадром.
Об этом мне бы хотелось поговорить поподробнее.
Почему мы их боимся?
Мое знакомство с аутичными детьми произошло шесть лет назад, еще в студенческие годы. В течение нескольких лет я училась особенностям работы с «аутятами» в процессе реальных занятий с детьми, страдающими этим заболеванием. Я хорошо помню мои ощущения перед первым занятием. Стоя в узком, мало освещенном коридоре перед закрытой дверью игровой комнаты, я мучительно вслушивалась в звуки. Я все никак не решалась присоединиться к занятию. Волнение переполняло меня: «Что я увижу? Как мне себя вести? Как мы будем общаться, если он меня заметит и подойдет?». Откровенно говоря, мне было страшно. Участие в коррекционно-развивающих занятиях помогло мне немного приблизиться к пониманию сложностей каждого ребенка, я стала задумываться о проблемах, с которыми приходится сталкиваться малышам в своем развитии, о том, что чувствуют и переживают «аутята». Сейчас я точно могу сказать, что чувство страха, неловкости, а иногда и неприятия, возникает при встрече с аутичным ребенком потому, что мы не понимаем причин парадоксального, непонятного поведения малыша. Вспомните, что вы чувствуете, когда видите необычного ребенка, который едет с мамой в транспорте, или когда «странный» ребенок оказывается в одной песочнице с вашим малышом. Скорее всего, вы отвернетесь или уведете своего ребенка чуть в сторону. Таким образом поступит любой человек, который не знает, как себя вести, который не понимает и боится. Ведь порой даже самые старательные и любящие родители особенного ребенка теряются, опускают руки, не понимая свое чадо, не зная, как с ним заниматься и чем помочь. Давайте постараемся понять этих особенных детей и научимся хотя бы немного взаимодействовать с ними
Какие они?
Ребенок, страдающий синдромом раннего детского аутизма, развивается иначе, нежели обычный малыш. Развитие ребенка, во-первых, задерживается, а во-вторых, искажается вследствие нарушения контакта с близкими людьми и с внешним миром.
Отрешенные
Самые тяжелые формы аутизма заключаются в полной отрешенности от окружающего. Такие дети очень пассивны по отношению к окружающему миру. Они как бы не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод. Такие малыши не говорят, но могут внезапно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже прокомментировать происходящее вокруг, они никогда не смотрят «собеседнику» в глаза, их взгляд скользит по окружающим предметам, нигде не останавливаясь.
Отвергающие
Недуг проявляется у таких малышей как активное отвержение мира. Взаимодействовать с внешним миром такие «аутята» могут только в привычной, стереотипной ситуации, используя уже освоенные действия и слова. Например, вы можете услышать, как малыш цитирует огромные куски из книг, но в тоже время не может самостоятельно ответить на самые простые вопросы. Им присуща речь штампами, в инфинитиве или во втором и третьем лице. Они стараются любой ценой сохранить привычные условия: распорядок дня, обстановку в комнате, любимую одежду и т. д. Даже самые незначительные изменения обстановки вызывают у «аутят» страх. Чтобы заглушить неприятные ощущения от взаимодействия с изменяющейся средой, такие дети вырабатывают разнообразные способы «защиты». Например, малыш может, стоя на месте, раскачиваться из стороны в сторону, или многократно трясти шуршащим пакетиком около уха. Эти действия доставляют малышу удовольствие и помогают заглушить те неприятные ощущения, которые он получает, взаимодействуя с окружающим миром. Мне очень запомнился следующий случай из практики. Во время занятий с аутичной девочкой у меня никак не получалось установить даже мимолетный контакт. Она, приходя на занятие, брала тапочки в ручки, и, хлопая ими друг о друга, бегала по кругу. Она никак не реагировала на мое присутствие, совершенно не вступала в какое-либо взаимодействие до тех пор, пока я не стала бегать вместе с ней, стуча собственными кроссовками. С этого эпизода началось наше знакомство и успешная совместная работа.
«Ходячая энциклопедия»
Аутизм может проявляться и как увлеченность собственными переживаниями. Такие «аутята» чаще всего многократно воспроизводят пережитые ситуации. Страшную или неприятную для себя ситуацию малыш старается научиться контролировать. Однажды испугавшись, ребенок повторяет «страшную» ситуацию: например, с хохотом заглядывает в темную комнату или многократно из года в год фантазирует, проигрывает, рисует одни и те же сюжеты на «страшные» темы. Среди рисунков «аутят» можно встретить картины бушующего пожара, сцены убийства, автомобильные катастрофы и т. д. Таким малышам свойственно многочасовое изучение книг на излюбленные темы, или чтение томов энциклопедий. Именно таких аутистов родители называют «ходячей энциклопедией», часто они говорят «как взрослые», но, к сожалению, зачастую, воспользоваться накопленными знаниями без специальных занятий они не могут.
Малообщительные
В самой меньшей степени аутизм проявляется у детей в виде сложности организации общения. Свое общение с внешним миром такие дети могут строить через близкого взрослого. Такие малыши нуждаются в постоянном одобрении собственных действий со стороны мамы.
Как помочь аутичному ребенку?
Аутичному ребенку нужно помогать строить свои отношения со сложным, изменяющимся, непредсказуемым окружающим миром. Во многом результативность коррекционно-развивающих занятий зависит от того, насколько рано или поздно были замечены особенности развития малыша. Чем раньше родители обращаются за квалифицированной помощью психологов, психоневрологов, психиатров и педагогов, тем лучше для ребенка, страдающего от данного недуга.
Чаще всего за помощью специалистов обращаются родители детей-аутистов в возрасте 2-3 лет. Именно в этот момент становится очевидно резкое отставание как в развитии речи, так и в общем ходе психического развития. Зачастую, понимание всей серьезности ситуации, оказывается очень тяжелым моментом для семьи «аутенка». Еще недавно одаренный, необычный, способный в некоторых вещах ребенок, оказывается, по мнению врачей, «больным». Семьи, а чаще всего мамы «аутят», остаются один на один с проблемами ребенка. Более того, обычно окружающие, близкие, друзья и родственники не оказывают моральной поддержки семья аутистов потому, что ничего не знают о проблемах малыша и не понимают причин его необычного поведения. Как же можно помочь развиваться малышу-аутисту?
Помощь специалистов в работе с «аутенком», естественно, необходима. Но самая важная и большая часть психологической работы с ребенком ложиться на плечи семьи. Именно близкий взрослый может помочь малышу построить осмысленную картину мира и научиться более активным контактам с людьми.
Установление эмоционального контакта
Прежде чем приступать к совместным занятия, необходимо как бы настроиться на одну эмоциональную волну с ребенком. Без установленного эмоционального контакта все усилия взрослого будут бессмысленны и безрезультатны. Как раз именно установление контакта для аутичного ребенка порой оказывается самой сложной задачей. Например, внимание ребенка можно постараться привлечь, медленно выдувая мыльные пузыри, или спокойно переливая воду из одного стаканчика в другой. «Аутята» любят наблюдать за движениями юлы, солнечными зайчиками на стене, крутящимися колесами машины. Совершая приятное для ребенка действие, мы, так или иначе, привлекаем его внимание к себе.
Совместное осмысление происходящего вокруг
Как только взрослый почувствует, что настроился на одну эмоциональную волну с малышом, можно приступать к дальнейшим действиям. Для развития аутичного ребенка очень важны эмоциональные подъемы. Как показывает практика, «аутята» совершают новые попытки взаимодействия с окружающим миром именно в моменты душевного подъема. Со-переживание, т. е. совместное «проживание» и осмысливание событий обыденной жизни помогает повысить активность малыша и сподвигнуть к постепенному освоению мира. Взрослый может вносить смысл во все действия ребенка. Например, стереотипное раскачивание из стороны в сторону, мама может прокомментировать: «Как качели, как качели ты качаешься. Из стороны в сторону. Кач-кач!!!». Получается, что в изначально бессмысленное для ребенка действие, взрослый вносит смысл, встраивая действия ребенка в общую картину мира. Комментирование действий ребенка в идеальном варианте должно быть непрерывным. Все, на что обращает внимание малыш, должно быть совместно осмысленно.
Режим дня
Для аутичного малыша приобретение нового опыта – сложная задача. Даже полученные знания с большим трудом используются в обыденной жизни. Для того, чтобы полученные знания, умения и навыки не исчезали бесследно, а использовались и совершенствовались, необходимо особым образом структурировать режим дня. Общей задачей является не только создание понятного, предсказуемого для малыша режима дня, но и структурирование и осмысление всего жизненного хода. Поскольку для «аутенка» мир изначально не воспринимается как нечто гармоничное и целое, это ощущение должна развивать в ребенке семья. Постарайтесь сделать жизнь малыша упорядоченной и предсказуемой, заранее сообщайте о возможных изменениях в сложившимся режиме. Организуйте пространство ребенка: для каждого домашнего дела должно быть свое место. Привыкнув к установленным правилам, малыш, перемещаясь с места на место, будет проще переключаться от одного занятия на другое. Вечером каждого дня проговаривайте вместе с ребенком основные события дня, заостряя особое внимание на успехах малыша. Можно так же планировать события будущего дня. Такое совместное проживание уходящего дня и планирование будущих событий помогает маме и малышу эмоционально сблизиться и получать удовольствие от совместной деятельности.
Усилия родителей в развитии и адаптации «особенного» ребенка должны обязательно подкрепляться рекомендациями детских психологов и психоневрологов, а так же обсуждением общих проблем с другими семьями. Стоит также родителям «обычных» малышей помнить об особенностях развития и поведения «аутят». Семьи, в которых растет аутичный ребенок, зачастую сильно изолированы и замкнуты. Дети, страдающие аутизмом, не опасны; это заболевание не заразно, такие дети не агрессивны и вообще не представляют ни какой опасности для окружающих. Постаравшись понять аутят и поддержать их родителей в борьбе с недугом ребенка, мы поможем им стать нормальными членами общества. Они такие же люди, как и мы.