Новая волна интереса к наследию Макаренко — одному из немногих классиков истории педагогики, кто занимался в основном воспитанием, — связана со многими причинами.
Прежде всего, это современная ситуация в России в области воспитания. Фактически полный отказ государства от своих приоритетов в воспитании в пользу обучения (по крайней мере до 1999 года), рост преступности, беспризорности, размах безнадзорности существенно дегуманизировали социальную среду.
По мнению норвежского исследователя Анре Ролла значение теории и практики Макаренко столь велико, что только следующие поколения их по достоинству оценят.
Исследователи творчества Макаренко из России, Украины, Белоруссии, Германии, Венгрии, Польши, Италии, Вьетнама, Китая, США, объединённые с 1991 года в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют это мнение, стремясь приблизить эру Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении.
Международная макаренковская ассоциация за 12 лет своего существования не только защищала имя Макаренко от огульной и поспешной критики, но и налаживала конструктивный диалог и совместные исследования между Востоком и Западом.
В связи со 115-й годовщиной со дня рождения А.С. Макаренко по инициативе журнала «Народное образование» и Ассоциации с 1-го по 5-е апреля 2003 года в Москве была проведена Международная конференция «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства».
Она была поддержана Комитетом по образованию и науке Федерального собрания Государственной Думы РФ, Комитетом по общественным и межрегиональным связям, Комиссией по делам молодёжи и спорта Совета Федерации Государственной Думы, Министерством образования РФ, Аграрной партией России.
Существенная особенность конференции — её практическая направленность. Это стало возможным в связи с одновременно проведённым конкурсом, объявленным журналом «Народное образование» для средних учебных заведений России, занимающихся производительным трудом. В финал конкурса вышло 12 участников: сельские школы и сельский детский дом из Белгородской, Владимирской, Нижегородской, Московской, Омской областей, городские школы из Воронежа, Москвы, Ноябрьска, (Ханты-Мансийский автономный округ), Козьмодемьянска (Республика Марий Эл).
Международная макаренковская ассоциация ставит перед собой следующие цели и ближайшие задачи:
способствовать формированию гражданского общества России, доказывая преимущества «школы жизни», педагогики здравого смысла по сравнению со «школой учёбы», педагогикой досуга.
«реабилитировать» в общественном мнении коллектив как главный инструмент социального воспитания, способный гармонизировать взаимоотношения личности и общества;
содействовать распространению производительного социально ценного труда, всех видов продуктивной занятости, формированию единых коллективов педагогов и учащихся – практическому основанию макаренковской «педагогики жизни»;
преодолевать агрессивный индивидуализм, иждивенческую психологию в детской и юношеской среде, неуважительное отношение к труду, а также установку на заработок любой ценой вместо достойного труда, способствуя тем самым формированию (или коррекции) «социального заказа» на цели воспитания в России ближайшего будущего;
быть источником достоверной информации о жизни и творчестве великого педагога в контексте исканий общественной мысли 20–30-х годов ХХ века, побуждающим к самостоятельному социальному творчеству;
целенаправленно изучать современные воспитательные технологии, существующие в России и за рубежом, способствовать эффективному взаимодействию российской и международной педагогической общественности с участием государственных и политических организаций.
Первый день работы конференции был целиком посвящён производительному труду как инструменту воспитания, который рассматривался во всех аспектах: хозяйственном, педагогическом, этическом, экономическом, правовом и политическом.
Во второй и последующие дни обсуждались проблемы реабилитационно-педагогического направления в современной воспитательно-образовательной практике, реализации идей Макаренко в детском движении, в работе по месту жительства, в педагогических технологиях.
Большой интерес у них вызвало посещение единственного в стране педагогического музея А.С. Макаренко в Центре внешкольной работы, носящем имя педагога (директор Морозов Владимир Васильевич), Первой опытной станции по внешкольному воспитанию им. С.Т. Шацкого (директор Соколов Ричард Валентинович) и Центра образования им. А.С. Пушкина № 1402 ВАО г. Москвы (директор Иванов С.А.).
Желание организаторов максимально «насытить» участников встречи теоретическим материалом, живым опытом работы привело к новому перспективному решению: всем участникам конференции зачтено прохождение половины курса повышения квалификации, предусмотренных АПК и ПРО для руководителей департаментов образования, директоров школ. А вторая половина переподготовки педагогов, программа которой разработана кафедрой образования взрослых АПК и ПРО (зав. каф. проф. Ситник А.П., проф. Гордеева А.В.), запланирована и реализована в сентябре этого года и включала в себя не только курс лекций, но и посещение двух школ-хозяйств в Финляндии и Швеции.
Какие же проблемы выявлены в ходе обсуждений, дискуссий, обмена мнениями, какими средствами они могут быть решены? Назову лишь несколько.
К самым сложным, дискуссионным проблемам участники конференции справедливо отнесли работу всего общества по выработке целей (содержания) воспитания, а затем уже разработку и осуществление конкретных программ по их реализации, выполненную профессионалами.
Именно такая последовательность должна быть нормой в гражданском обществе. В этом случае следует надеяться на получение результатов воспитания. Однако в современном российском обществе, с его экономической и политической нестабильностью, при вызывающе-оскорбительном социальном расслоении, этнических и религиозных разногласиях возможно ли согласие в определении оптимума тех ценностей, которые и определят цели воспитания для будущей России?
Большинство участников склоняется к положительному решению этого вопроса, усматривая в форумах, подобных Международной макаренковской конференции, в публичных педагогических дебатах в средствах массовой информации, в учебных заведениях страны вплоть до общенационального референдума основные пути выработки решений, имеющих значение для национальной безопасности России.
Другой круг проблем связан с адекватным восприятием и освоением наследия Макаренко, без идеологической заданности или субъективной предвзятости. По мнению известного российского макаренковеда профессора А.А. Фролова, до последнего времени наследие Макаренко изучалось не «само по себе», в своей самоценности, а с позиции официально действующей педагогики в тот или иной период. Отдельные элементы системы Макаренко выборочно использовались лишь для подкрепления того, что на данном этапе в педагогике считалось общепринятым или актуальным. Но в отрыве от ценностных оснований, общепедагогических воззрений Макаренко его организационно-методические достижения воспринимались упрощенно, наполнялись иным смыслом. В итоге это приводило к искажению макаренковского опыта, порождая отрицательное отношение ко всему наследию.
Участникам конференции, директорам школ, интернатов, детских домов хорошо известны практические трудности, связанные с организацией производительного труда на современной законодательной основе. В этом смысле спокойнее «сидеть» на бюджете. Однако результаты воспитания в коллективе, сплочённом единой целью и трудом-заботой несопоставимы со «словесным воспитанием». Неудивительно, что всеми безоговорочно была поддержана «педагогика дела», параллельно вмещающая в себя обучение и переплетающая его новыми мотивами практики. Такая педагогика способна гуманизировать среду, наполнив каждого ученика чувством собственного достоинства, предоставив возможность личностного и социального самоутверждения.
Настоящим подарком для участников конференции и конкурса стал выход в свет нового издания «Педагогической поэмы» в таком виде, в каком ее еще никто не читал. Издание в полном объеме, восстановленное по прижизненным изданиям и рукописям Макаренко, опубликовано впервые (научный редактор Невская С.С., к.п.н.). Издательство ИТРК сделало России бесценный подарок в виде захватывающего учебника по педагогике на многие годы вперед.
Все участники конкурса увезли с собой награды и подарки, которые лишь в некоторой мере воздали должное педагогам-подвижникам, сумевшим на перепутье исторической судьбы России не только не растеряться, но напротив — создать нефиктивные системы собственного воспитания.
Организаторы конференции были вознаграждены словами директора городищенской средней школы Белгородской области Курчиной Валентины Дмитриевны: «Мы думали, Москва высокомерно роскошествует. А вот, оказалось - есть наша родная Москва, которой небезразлично, чем живет сельская школа и что всех нас ждет впереди».
Конференция «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства» приняла следующее решение:
1. Признать чрезвычайно успешным опыт совместного проведения теоретической конференции исследователей творчества А.С. Макаренко и конкурса образовательных учреждений, применяющих производительный труд, финансово-хозяйственную деятельность в качестве инструмента воспитания.
2. Считать необходимым проведение Макаренковского конкурса ежегодно на региональном и на общероссийском уровнях. Обратиться к зарубежным участникам Международной макаренковской ассоциации с предложением подготовить конкурсантов из своих стран.
3. Поддержать инициативу журнала «Народное образование» об учреждении ежегодных Международных Макаренковских чтений при участии Международной макаренковской ассоциации.
4. Поддержать реабилитационное направление в современной социальной педагогике как соответствующее духу и основным принципам учения А.С. Макаренко.
5. Рекомендовать Международной макаренковской ассоциации создать в интернете объединенный сайт, посвященный творчеству Макаренко. Просить модераторов независимых сайтов (Ю. Вакуленко – п. Текос, З. Тененбойм – г. Санкт-Петербург и др.) параллельно с размещением своих материалов по соответствующей тематике направлять их на объединенный сайт ассоциации.
6. Рекомендовать членам макаренковской ассоциации более активно использовать средства массовой информации для ознакомления общественности с наследием Макаренко и его значением для решения проблем современного детства.
7. Перерегистрировать межрегиональную общественную организацию «Международная макаренковская ассоциация» в соответствии с законодательством РФ об общественных организациях в течение 2003 года. Утвердить кандидатуры, вступивших в ассоциацию (список прилагается).
8. Рекомендовать Министерству образования РФ при разработке стандартов педагогического образования включить в них требования по знанию теории и практики А.С. Макаренко.
9. Отметить, что успешному использованию производительного труда в средних учебных заведениях мешает отсутствие должной законодательной базы. Редакции «Народное образование» и Международной макаренковской ассоциации подготовить и направитьсоответствующие предложения в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Министерство образования и Министерство труда.
10. В связи с тем, что руководство Международной макаренковской ассоциации в соответствии с ее Уставом перешло на 2002-2007 гг. к российской стороне (от представителя ФРГ) просить Правительство Москвы и Министерство образования РФ выделить для ассоциации и исполнительной дирекции конкурса им. А.С. Макаренко необходимое помещение, оргтехнику и минимальное количество (4-5) штатных единиц с учетом того, что основной объем работ выполняется на общественных началах.
Выразить благодарность журналу «Народное образование» (гл.редактор А.М. Кушнир) и Международной макаренковской ассоциации (президент Т.Ф. Кораблева) за инициативу совместного проведения конференции и конкурса в связи со 115-й годовщиной со дня рождения А.С. Макаренко, за содействие решению воспитательных задач современной России, а журналу «Народное образование» также за гражданскую позицию и многолетние публикации по наиболее острым проблемам воспитания.