Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » К итогам конференции «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства»

 

К итогам конференции «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства»

 

 

Наследие великого педагога и социального реформатора Антона Семёновича Макаренко давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Однако восприятие идей Макаренко общественной мыслью, как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлёты и падения.

Новая волна интереса к наследию Макаренко — одному из немногих классиков истории педагогики, кто занимался в основном воспитанием, — связана со многими причинами.

Прежде всего, это современная ситуация в России в области воспитания. Фактически полный отказ государства от своих приоритетов в воспитании в пользу обучения (по крайней мере до 1999 года), рост преступности, беспризорности, размах безнадзорности существенно дегуманизировали социальную среду.

загрузка...

 

 



По мнению норвежского исследователя Анре Ролла значение теории и практики Макаренко столь велико, что только следующие поколения их по достоинству оценят.

Исследователи творчества Макаренко из России, Украины, Белоруссии, Германии, Венгрии, Польши, Италии, Вьетнама, Китая, США, объединённые с 1991 года в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют это мнение, стремясь приблизить эру Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении.

Международная макаренковская ассоциация за 12 лет своего существования не только защищала имя Макаренко от огульной и поспешной критики, но и налаживала конструктивный диалог и совместные исследования между Востоком и Западом.

В связи со 115-й годовщиной со дня рождения А.С. Макаренко по инициативе журнала «Народное образование» и Ассоциации с 1-го по 5-е апреля 2003 года в Москве была проведена Международная конференция «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства».

Она была поддержана Комитетом по образованию и науке Федерального собрания Государственной Думы РФ, Комитетом по общественным и межрегиональным связям, Комиссией по делам молодёжи и спорта Совета Федерации Государственной Думы, Министерством образования РФ, Аграрной партией России.

Существенная особенность конференции — её практическая направленность. Это стало возможным в связи с одновременно проведённым конкурсом, объявленным журналом «Народное образование» для средних учебных заведений России, занимающихся производительным трудом. В финал конкурса вышло 12 участников: сельские школы и сельский детский дом из Белгородской, Владимирской, Нижегородской, Московской, Омской областей, городские школы из Воронежа, Москвы, Ноябрьска, (Ханты-Мансийский автономный округ), Козьмодемьянска (Республика Марий Эл).


Международная макаренковская ассоциация ставит перед собой следующие цели и ближайшие задачи:

 способствовать формированию гражданского общества России, доказывая преимущества «школы жизни», педагогики здравого смысла по сравнению со «школой учёбы», педагогикой досуга.

 «реабилитировать» в общественном мнении коллектив как главный инструмент социального воспитания, способный гармонизировать взаимоотношения личности и общества;

 содействовать распространению производительного социально ценного труда, всех видов продуктивной занятости, формированию единых коллективов педагогов и учащихся – практическому основанию макаренковской «педагогики жизни»;

 преодолевать агрессивный индивидуализм, иждивенческую психологию в детской и юношеской среде, неуважительное отношение к труду, а также установку на заработок любой ценой вместо достойного труда, способствуя тем самым формированию (или коррекции) «социального заказа» на цели воспитания в России ближайшего будущего;

 быть источником достоверной информации о жизни и творчестве великого педагога в контексте исканий общественной мысли 20–30-х годов ХХ века, побуждающим к самостоятельному социальному творчеству;

 целенаправленно изучать современные воспитательные технологии, существующие в России и за рубежом, способствовать эффективному взаимодействию российской и международной педагогической общественности с участием государственных и политических организаций.



Первый день работы конференции был целиком посвящён производительному труду как инструменту воспитания, который рассматривался во всех аспектах: хозяйственном, педагогическом, этическом, экономическом, правовом и политическом.

Во второй и последующие дни обсуждались проблемы реабилитационно-педагогического направления в современной воспитательно-образовательной практике, реализации идей Макаренко в детском движении, в работе по месту жительства, в педагогических технологиях.

Большой интерес у них вызвало посещение единственного в стране педагогического музея А.С. Макаренко в Центре внешкольной работы, носящем имя педагога (директор Морозов Владимир Васильевич), Первой опытной станции по внешкольному воспитанию им. С.Т. Шацкого (директор Соколов Ричард Валентинович) и Центра образования им. А.С. Пушкина № 1402 ВАО г. Москвы (директор Иванов С.А.).

Желание организаторов максимально «насытить» участников встречи теоретическим материалом, живым опытом работы привело к новому перспективному решению: всем участникам конференции зачтено прохождение половины курса повышения квалификации, предусмотренных АПК и ПРО для руководителей департаментов образования, директоров школ. А вторая половина переподготовки педагогов, программа которой разработана кафедрой образования взрослых АПК и ПРО (зав. каф. проф. Ситник А.П., проф. Гордеева А.В.), запланирована и реализована в сентябре этого года и включала в себя не только курс лекций, но и посещение двух школ-хозяйств в Финляндии и Швеции.

Какие же проблемы выявлены в ходе обсуждений, дискуссий, обмена мнениями, какими средствами они могут быть решены? Назову лишь несколько.

К самым сложным, дискуссионным проблемам участники конференции справедливо отнесли работу всего общества по выработке целей (содержания) воспитания, а затем уже разработку и осуществление конкретных программ по их реализации, выполненную профессионалами.

Именно такая последовательность должна быть нормой в гражданском обществе. В этом случае следует надеяться на получение результатов воспитания. Однако в современном российском обществе, с его экономической и политической нестабильностью, при вызывающе-оскорбительном социальном расслоении, этнических и религиозных разногласиях возможно ли согласие в определении оптимума тех ценностей, которые и определят цели воспитания для будущей России?

Большинство участников склоняется к положительному решению этого вопроса, усматривая в форумах, подобных Международной макаренковской конференции, в публичных педагогических дебатах в средствах массовой информации, в учебных заведениях страны вплоть до общенационального референдума основные пути выработки решений, имеющих значение для национальной безопасности России.

Другой круг проблем связан с адекватным восприятием и освоением наследия Макаренко, без идеологической заданности или субъективной предвзятости. По мнению известного российского макаренковеда профессора А.А. Фролова, до последнего времени наследие Макаренко изучалось не «само по себе», в своей самоценности, а с позиции официально действующей педагогики в тот или иной период. Отдельные элементы системы Макаренко выборочно использовались лишь для подкрепления того, что на данном этапе в педагогике считалось общепринятым или актуальным. Но в отрыве от ценностных оснований, общепедагогических воззрений Макаренко его организационно-методические достижения воспринимались упрощенно, наполнялись иным смыслом. В итоге это приводило к искажению макаренковского опыта, порождая отрицательное отношение ко всему наследию.

Участникам конференции, директорам школ, интернатов, детских домов хорошо известны практические трудности, связанные с организацией производительного труда на современной законодательной основе. В этом смысле спокойнее «сидеть» на бюджете. Однако результаты воспитания в коллективе, сплочённом единой целью и трудом-заботой несопоставимы со «словесным воспитанием». Неудивительно, что всеми безоговорочно была поддержана «педагогика дела», параллельно вмещающая в себя обучение и переплетающая его новыми мотивами практики. Такая педагогика способна гуманизировать среду, наполнив каждого ученика чувством собственного достоинства, предоставив возможность личностного и социального самоутверждения.

Настоящим подарком для участников конференции и конкурса стал выход в свет нового издания «Педагогической поэмы» в таком виде, в каком ее еще никто не читал. Издание в полном объеме, восстановленное по прижизненным изданиям и рукописям Макаренко, опубликовано впервые (научный редактор Невская С.С., к.п.н.). Издательство ИТРК сделало России бесценный подарок в виде захватывающего учебника по педагогике на многие годы вперед.

Все участники конкурса увезли с собой награды и подарки, которые лишь в некоторой мере воздали должное педагогам-подвижникам, сумевшим на перепутье исторической судьбы России не только не растеряться, но напротив — создать нефиктивные системы собственного воспитания.

Организаторы конференции были вознаграждены словами директора городищенской средней школы Белгородской области Курчиной Валентины Дмитриевны: «Мы думали, Москва высокомерно роскошествует. А вот, оказалось - есть наша родная Москва, которой небезразлично, чем живет сельская школа и что всех нас ждет впереди».



Конференция «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства» приняла следующее решение:

1. Признать чрезвычайно успешным опыт совместного проведения теоретической конференции исследователей творчества А.С. Макаренко и конкурса образовательных учреждений, применяющих производительный труд, финансово-хозяйственную деятельность в качестве инструмента воспитания.

2. Считать необходимым проведение Макаренковского конкурса ежегодно на региональном и на общероссийском уровнях. Обратиться к зарубежным участникам Международной макаренковской ассоциации с предложением подготовить конкурсантов из своих стран.

3. Поддержать инициативу журнала «Народное образование» об учреждении ежегодных Международных Макаренковских чтений при участии Международной макаренковской ассоциации.

4. Поддержать реабилитационное направление в современной социальной педагогике как соответствующее духу и основным принципам учения А.С. Макаренко.

5. Рекомендовать Международной макаренковской ассоциации создать в интернете объединенный сайт, посвященный творчеству Макаренко. Просить модераторов независимых сайтов (Ю. Вакуленко – п. Текос, З. Тененбойм – г. Санкт-Петербург и др.) параллельно с размещением своих материалов по соответствующей тематике направлять их на объединенный сайт ассоциации.

6. Рекомендовать членам макаренковской ассоциации более активно использовать средства массовой информации для ознакомления общественности с наследием Макаренко и его значением для решения проблем современного детства.

7. Перерегистрировать межрегиональную общественную организацию «Международная макаренковская ассоциация» в соответствии с законодательством РФ об общественных организациях в течение 2003 года. Утвердить кандидатуры, вступивших в ассоциацию (список прилагается).

8. Рекомендовать Министерству образования РФ при разработке стандартов педагогического образования включить в них требования по знанию теории и практики А.С. Макаренко.

9. Отметить, что успешному использованию производительного труда в средних учебных заведениях мешает отсутствие должной законодательной базы. Редакции «Народное образование» и Международной макаренковской ассоциации подготовить и направитьсоответствующие предложения в Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ, Министерство образования и Министерство труда.

10. В связи с тем, что руководство Международной макаренковской ассоциации в соответствии с ее Уставом перешло на 2002-2007 гг. к российской стороне (от представителя ФРГ) просить Правительство Москвы и Министерство образования РФ выделить для ассоциации и исполнительной дирекции конкурса им. А.С. Макаренко необходимое помещение, оргтехнику и минимальное количество (4-5) штатных единиц с учетом того, что основной объем работ выполняется на общественных началах.

Выразить благодарность журналу «Народное образование» (гл.редактор А.М. Кушнир) и Международной макаренковской ассоциации (президент Т.Ф. Кораблева) за инициативу совместного проведения конференции и конкурса в связи со 115-й годовщиной со дня рождения А.С. Макаренко, за содействие решению воспитательных задач современной России, а журналу «Народное образование» также за гражданскую позицию и многолетние публикации по наиболее острым проблемам воспитания.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "К итогам конференции «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства»":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Маржинальная торговля - итоги конференции

Н. Е. Анненская, Автобанк, управление ценных бумаг, главный экономист Опубликовано:

» Банки и кредиты - 2341 - читать


Как получить наследство. Решение проблемы

Материал предоставлен компанией "Аудит МСК" / Со смертью человека возникают отношения, связанные с наследованием принадлежавшего ему имущества. При оформлении наследства возникает множество вопросов. В данной статье специалисты компании «Аудит МСК» готовы поделиться опытом решения ряда основных вопросов, возникающих на практике.

» Юриспруденция и Право - 2571 - читать


Как получить наследство? Решение проблемы (продолжение)

Материал предоставлен компанией "Аудит МСК" / Специалисты компании «Аудит МСК» продолжают делиться опытом решения ряда основных вопросов, возникающих на практике при наследовании имущества. Буланькова М. Н.

» Юриспруденция и Право - 3062 - читать


Altimo привлекает иностранных консультанов для решения проблем с активами накануне IPO

Компания Altimo, управляющая телекоммуникационным бизнесом " Альфа-групп", решила навести порядок в собственных активах в преддверии возможного размещения акций на бирже. Компания пригласила уважаемых западных экспертов, в том числе бывшего министра иностранных дел Британии и замгендиректора Vodafone, чтобы те посоветовали ей, как грамотнее распорядиться имеющимися активами.

» Бизнес идеи - 1710 - читать


Автономное решение проблемы

Логика развития современного мегаполиса приводит к возникновению в ближайших пригородах элитных коттеджных поселков, в которых предполагается самый высокий уровень комфорта. Соответственно, и нагрузка на окружающую среду в них весьма серьезная. Кухня с посудомоечным агрегатом, ванная со стиральной машиной, туалет со смывом, гараж с автомойкой, сауна, бассейн - в совокупности стоки только от одного дома несут в себе массу вредных для окружающей среды веществ, поэтому системы ...

» Разное - 1805 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » К итогам конференции «Педагогика А.С. Макаренко в решении проблем современного детства»

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru