Нередко от родителей можно услышать фразу: «Мой ребенок капризный». Большинство мам и пап именно так характеризуют свое чадо. Детские капризы растут как снежный ком, если родители потакают прихотям ребенка, стараются ему во всем угодить. А так ли много нужно малышу? Неужели тридцатая по счету игрушка принесет ему больше счастья?
Дети начинают проявлять требовательность в раннем возрасте. Еще не умея разговаривать, они настойчиво требуют родительского внимания. Любознательность и желание ребенка попробовать и узнать все на ощупь не знает границ. В раннем возрасте дети отказываются беспрекословно слушать родителей. Они пытаются проявлять собственную самостоятельность. Годовалого ребенка непросто забрать с игровой площадки или из магазина игрушек. Если родители отказываются купить ребенку новую игрушку, малыш в отчаянии закатывает истерику. Любящие родители, желая успокоить ребенка, идут на уступки и покупают ему вожделенную игрушку. Чадо мгновенно успокаивается, а мама и папа остаются довольными воцарившимся мировым соглашением. Таким образом, поступает большинство родителей, не понимая что, уступая ребенку, они поощряют новые капризы. А дети быстро усваивают первые уроки и делают свой вывод: с помощью крика мама и папа всегда исполнят его желание.
Когда истерики перестают давать желаемый эффект, ребенок находит новые методы воздействия на родителей. Он может отказаться от приема пищи, сделать вид, что заболел, притвориться расстроенным или недолго думая, упасть на пол и бить головой об пол.
Малыш должен уяснить, что все его прихоти не могут быть выполнены. Что очередную игрушку следует заслужить с помощью примерного поведения и послушания. Новая игрушка должна быть неким поощрением за поведение малыша, а не попыткой успокоить его. Родителям надлежит знать, что уступая детским прихотям, они потакают росту его капризности. Фиксируют в нем веру в то, что с помощью истерик и слез можно добиться многого.
Капризы нужно и можно остановить, если не идти на поводу детских истерик. В ответ на детские слезы и крики родители должны выражать максимум твердости и терпения. Необходимо объяснить ребенку как следует себя вести, и какие поступки недопустимы. Не откладывайте эти разговоры на «потом». Даже маленький ребенок, который еще не умеет разговаривать, уже прекрасно понимает речь, тон и интонацию своих родителей. Систематические разговоры о том, что позволено, а что нельзя развивают у ребенка правильное мировоззрение, искореняя в нем капризность.