Им кажется, что как только они перестанут оказывать учителям мелкие услуги, им немедленно начнут занижать оценки и всячески третировать.
Самая лучшая
Мотивация: быть самой первой во всем.
В школе: У них неплохие способности, и такие отличницы живут в режиме соревнования со всем, что движется.
Соревновательный инстинкт в них воспитывают взрослые: родители или учителя. Отличницы этого типа не смогут спокойно уснуть, зная, что в какой-то области они – не на первом месте. Следовательно, мирно спят они не так уж часто. Однако любая борьба их необычайно бодрит. У них мало подруг, и много недоброжелателей, общение их интересует только как сфера применения своих лидерских качеств, а поведение далеко от примерного.
После школы: таким отличницам некуда деваться, кроме как стать отменным профессионалом и поражать окружающих карьерным ростом. Однако личная жизнь у них в течение долгого времени не складывается: соревнующиеся отличницы очень требовательны не только к себе, но и к окружающим. С возрастом некоторые из них становятся мягче и терпимее. Но это редко добавляет им счастья: настоящая жизнь для них заключена только в соревновании.
Зубрила
Мотивация: терпение и труд к пятерке приведут.
В школе. Это обычно самые незаметные девочки в классе. Они, как и соревнующиеся отличницы, хотят быть первыми во всем, но у них попросту не хватает на это способностей. Поэтому их стратегия – взять свое «не мытьем, так катаньем». Такие отличницы объединяются с несколькими одноклассницами на почве круглосуточной зубрежки. Все эти отличницы послушны, бесконфликтны и почти не общаются за пределами своей компании. Разве что в глубине души завидуют ярким и общительным одноклассницам.
После школы: дальнейшая жизнь отличницы-зубрилы зависит только от ее тщеславия. Если его достаточно, то зубрила медленно, но верно будет карабкаться вверх по карьерной лестнице. Если у отличницы сильно занижена самооценка, то она сможет стать только трудолюбивым и ответственным исполнителем.
Самая сообразительная
Мотивация: очень интересно жить
В школе. У таких девушек миллион интересов, сотня друзей и, даже если они не очень привлекательны, десяток кавалеров. А все потому, что они общительны и интересуются всем подряд. Практически любой предмет они схватывают на лету, домашние задания делают на коленке в метро, пятерки для таких отличниц не главное. Главное – чтобы было интересно жить. Они охотно дают списывать, решают несколько дополнительных вариантов контрольной для всего класса – а все потому, что свой вариант уже сделан, и надо чем-то заняться до конца урока.
После школы. Главная проблема, которая встает перед такими отличницами после школы – определиться, чем же они хотят заниматься. Довольно часто они становятся «великими дилетантами», начитанными и нахватанными, но не способными остановиться на какой-то определенной сфере деятельности. Но если им удается найти дело, которое захватит их целиком и не наскучит через год, они будут совершенно состоявшимися и довольными жизнью.
У меня все хорошо
Мотивация: у кого в порядке книжки и тетрадки
В школе. Удивительный типаж. Для отличниц этого типа учеба стоит не на первом месте. Для них это составная часть имиджа «У меня все в полном порядке». То есть, отличные оценки им необходимы ровно настолько же, насколько нужна чистая отутюженная одежда, аккуратная прическа, порядок в комнате, благовоспитанный молодой человек. Когда у них что-то не так, отличницы просто физически некомфортно себя чувствуют.
После школы: Повзрослев, такие отличницы становятся идеальной аудиторией глянцевых журналов. Они устраивают свою жизнь наподобие домика куклы Барби, где все разложено по полочкам: стабильная работа, ухоженный муж, добротная иномарка. Такие девушки не стремятся к глубокому задушевному общению – слишком много сил у них уходит на то, чтобы поддерживать в равновесии все составляющие своего благополучия.
Подлиза
Мотивация: меняю деньги на стулья
В школе. Такие отличницы первыми бросаются вытирать с доски, искать мел для учителя и носить классный журнал. И, разумеется, за это их недолюбливают и избегают одноклассники. Среди таких отличниц процент стукачек по призванию ничтожен. Гораздо больше тех, кто стал жертвой ошибочной стратегии: ты мне – я тебе. Им кажется, что как только они перестанут оказывать учителям мелкие услуги, им немедленно начнут занижать оценки и всячески третировать. Отличницы-подлизы обычно неуверенны в себе и в учебных вопросах сильно не рассчитывают на свои способности.
После школы: К сожалению, сценарий, освоенный отличницей-подлизой в детстве, часто повторяется и во взрослой жизни. Она делает все возможное для сохранения хороших отношений с начальством – в этом, как она считает, залог ее безопасности. Максимум, до чего удается выслужиться подлизе – стать стервозным заместителем руководителя.
Интеллектуальный лидер
Мотивация: держать марку
В школе. Эти отличницы быстро становятся интеллектуальными лидерами в классе. Для этого им необязательно с одинаковым блеском учиться по всем предметам: достаточно знать глубоко всего несколько и обладать неплохой эрудицией. Таким отличницам важен авторитет у окружающих. Кстати, они умеют найти себе комфортную нишу среди одноклассников, сколотив компанию «своих» и поделив территорию с «чужими».
После школы. Большое преимущество таких отличниц в том, что они с детства знают, чем будут заниматься в жизни. Из них получаются хорошие управленцы, грамотные профессионалы и нередко – научные сотрудники. К тому же отличницы-интеллектуальные лидеры зачастую быстро находят себе партнера и образуют с ним стабильный союз.
Конечно, было бы нелепо каждую встреченную на пути отличницу жестко причислять к определенному типу. Но в любом случае, те стратегии достижения желаемого, которые мы выбираем в детстве, обязательно повлияют на нашу взрослую жизнь.