Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Когда и как начинает мыслить ребенок?

 

Когда и как начинает мыслить ребенок?

 

 

Мышление, - пишет один из известных отечественных психологов С.Л.Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Это такой процесс, который соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения между вещами, обобщает получаемые в восприятии данные. Сначала мышление раскрывает существенные связи в окружающих предметах и явлениях, а потом на их основе обобщает. Задача мышления и заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи в окружающем мире и отделить их от несущественных. Всякое мышление обобщает и всегда на всех этапах развития связано с деятельностью человека.

загрузка...

 

 

Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением. Действие - это первичная форма существования мышления, которое имеет много и других функций, в частности - планирование.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность (мотив, интерес) что-то понять, поэтому мышление и начинается с вопроса (или с проблемы), поэтому оно всегда направлено на решение какой-либо задачи. Реальный мыслительный процесс связан практически со всеми психическими процессами. Мыслит не "чистая" мысль, а живой человек, -писали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, - поэтому в акт мысли включаются эмоции, воля. Мышление зависит от степени развитости личности, а мыслительный акт является активным, целеустремленным и волевым процессом.

Содержанием и единицей мышления является понятие, которое есть результат обобщения воспринимаемых явлений, предметов, и выражается оно в слове, в его значении. Мышление включает в свое содержание и предметные образы-представления. Поэтому человек может мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются носителями смысла, основной мысли, т.к. образ отражает реальный предмет. Наглядные образы, образы-представления - это все компоненты наглядно-чувственного мышления, но оно связано с логическим мышлением и составляет с ним единство. И все таки основное значение для мышления, его содержания, структуры и др. имеет слово, речь. Слово является не только формой существования мысли, но и средством ее формирования; мысль совершается и выражается в слове.

Когда и как начинает мыслить ребенок?

Трудно представить, что такой сложный психический процесс может начать формироваться у маленького ребенка уже на этапе его раннего детства. И тем не менее теперь уже широко известно, что маленький ребенок мыслит. В нем удивляет все, но самым удивительным является тот факт, что начиная с 1г. 2мес. - 1г. 7мес. ребенок начинает мыслить, это значит, что у него в этот период его развития уже формируется процесс мышления, и первичной его формой является предметно-действенное (или наглядно-действенное) мышление.

Ребенок, рождаясь, еще не обладает мышлением, умением мыслить, и познание окружающего мира осуществляется процессами ощущения и восприятия предметов, явлений. Все это и становится первой основой, на которой через восприятие и действия с предметами начинает формироваться мышление.

Разумность поведения ребенка в возрасте 1,5 лет была показана многими исследователями. Ребенок 1г.5мес.-1г.7мес. обнаруживает разумность и даже определенную логичность своих действий. Чем же она обусловлена? Ранний способ мышления и все задачи и проблемные ситуации, возникающие перед ребенком, решаются им путем практического действия с предметами. "Мышление - это деятельность, чтобы узнать, а о вещах ничего нельзя узнать, не проследив (в четко обозначенных условиях) что они делают и что с ними делают" (П.Я.Гальперин). Например, перед ребенком в определенной ситтуации, обозначенной взрослым, могут выступать такие задачи как:

  1. Как разобрать игрушку?
  2. Как ее снова собрать? Что нужно сделать, чтобы она снова стала целой.
  3. Что нарисовано на картинке?
  4. Две машинки похожи друг на друга, а еще одна не похожа на них. Чем она отличается?
  5. На картинке машинка, такая же или другая?
  6. Как достать конфету, которая находится далеко от рук? И т.д.

Однако не все окружающее ребенка выступает в качестве условий его мыслительной деятельности. Поэтому и возникает задача (или проблема) выявления и отбора специфических предметов и их характеристик, которые могут являться объектом мысли. Сначала эти операции должен выполнять взрослый и учить им ребенка, а позже ребенок уже самостоятельно сможет найти предмет мысли, задачу и ее решение. Это и есть первичная форма анализа окружающей действительности, а анализ - это одна из операций мышления. Но не всякое действие с предметом может быть названо проблемным и рассматриваться как начальная ступень развития мышления. Так, если 2-Зх летний ребенок, получив задачу открыть крышку коробочки или починить сломавшуюся игрушку, начинает просто играть с коробочкой или постукивать по ее крышке руками, а в сломавшуюся игрушку начинает засовывать другие игрушки и т. д., эти действия не имеют ничего общего с предметным действием, т. к. они не направлены на решение задачи, и ребенок не воспринимает данное ему задание как задачу, проблему. Такие действия -манипулятивные - не являются предметными мыслительными действиями.

Общим признаком мышления, начиная с его практической формы и включая высшую его форму - умственные действия - является направленность действий ребенка на решение определенной и понятной ему задачи. Однако на первых этапах развития мышления задача должна быть оформлена е речи, в вопросе взрослого. Дети с 1,5 до 2 лет жизни, еще не владея разговорной речью, понимают вопрос и часто понимают и знают что, как и для чего они выполняют то или иное заданное им действие. Эта осмысленность и проблемность (понимание задачи) характерны уже для ранних ступеней развития мышления.

Практическое мышление маленького ребенка является действенным и проявляется оно в разных формах деятельности с вещами, предметами, игрушками, например, в расчленении игрушки на части с последующими попытками объединить части в целое, в объединении предметов в однородные группы по какому-либо общему внешнему признаку (по цвету, позже - по форме и т.д.), в конструировании (собирание башни из колец, паровозика из кубиков). Это практически-действенное мышление появляется задолго до вербального мышления. Чтобы эта форма мыслительной деятельности получила свое развитие, необходима смена манипулятивных действий с окружающими предметами в возрасте 1-1,2 года на предметные действия, направленные на решение какой-либо задачи с использованием первичных форм анализа и синтеза предмета. (Например, разобрать башню из колец, а затем снова собрать, сломать машинку, а потом попытаться собрать (починить) и т.д.). Все это возможно лишь при участии взрослого, который должен в речи сформулировать задачу для ребенка ("разбери башню", "а теперь собери ее" и т.д.).

Приведем соответствующие примеры. Девочке Маше (1г.7мес.) мама дала три предмета - коробочку с крышкой, шарик, конфету и сформулировала задачу: "Маша, открой коробочку". Маша взяла коробочку и стала просто манипулировать с нею и с шариком. "Маша, открой коробочку и положи в нее шарик". Маша продолжает манипулятивные действия. В чем дело? Почему Маша не выполняет задание? Дело заключается в неправильном речевом оформлении задания, в нем есть задача, т.е. что нужно сделать, но не подсказаны пути - как это можно сделать, и нет информации, которая бы вызвала интерес, потребность к решению Машей задачи.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Когда и как начинает мыслить ребенок?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Депрессия: когда и какие препарата Вы должны использовать

Должен ли каждый человек в плохом настроении или депрессии, принимать антидепрессанты? Хотя депрессия достаточно широко распространена среди пожилых людей, не каждый человек с хронически плохим настроением или депрессией должен принимать эти сильнодействующие препараты. Разновидности депрессии Депрессия, вызванная применением лекарственных средств.

» Лекарственные препараты - 2585 - читать


Неустойка: когда и как ее можно взыскать

Судебная практика показывает, что уровень договорной дисциплины еще достаточно низок, поэтому в современных условиях роль и значение института неустойки как удобного и даже универсального средства упрощенной компенсации потерь кредитора продолжают возрастать. Юридический справочник руководителя № 9, 2004 г. Сюткина М.

» Юриспруденция и Право - 4832 - читать


Когда и как россияне смогут решить квартирный вопрос

О том, как будет реализовываться приоритетный национальный проект, рассказывает руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик. - Сергей Иванович, только на моей памяти сперва советским, а потом российским семьям несколько раз обещали по отдельной квартире. На том дело и заканчивалось. И вот появился национальный проект, о котором много говорится, опять-таки в общих чертах.

» Ипотека - 1783 - читать


Когда начинать читать ребенку детские книжки? С года, двух, трех лет? А может быть, гораздо раньше?

Моя подруга начала покупать их, еще будучи беременной. На мой недоумевающий вопрос - не рано ли? - она однозначно ответила: в самый раз! Читать малышу можно и даже нужно практически с самого рождения.

» Развивающие игры и игрушки - 3356 - читать


Когда и как приучать ребенка к горшку

Сложный вопрос, поскольку не существует строгих возрастных границ и правил, у всех детишек это происходит по-разному. Чем ребенок капризнее, тем позже он привыкает к горшку. Мальчик будет отставать от девочки, потому что ему труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

» Питание и уход за младенцами - 2090 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Воспитание в школе и дома » Когда и как начинает мыслить ребенок?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru