В среднем, взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тыс. слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.
Американский педиатр Сюзен Канизарес\Susan Canizares, опубликовавшая ряд книг о том, как научить ребенка читать, считает, что чем больше ребенок знает слов, тем выше вероятность того, что ребенок быстрее начнет читать и писать, ему будет легче учиться в школе и, в результате, из него вырастет человек с высоким интеллектом.
По подсчетам Канизарес, в возрасте 2-3 лет ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет словарный запас увеличивается до 500 - 1.2 тыс. слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1.5 -2 тыс. слов. После достижения шестилетнего возраста среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов. Канизарес считает, что для того, чтобы расширить словарный запас ребенка, его родители прежде всего должны сделать свою речь как можно более богатой и выразительной. Кроме того, не стоит забывать, что ребенок нуждается в том, чтобы с ним часто болтали и вежливо поправляли допускаемые им неточности. Важно, чтобы ребенок не просто знал слова, но и применял их на практике. Это он может сделать только разговаривая со взрослыми. Рекомендуется отвечать на вопросы малыша развернуто. Канизарес рекомендует делать это следующим образом. Ребенок: "Собачка говорит гав-гав?" - Взрослый: "Да, собачка говорит гав-гав. Так собачка лает. Наверное она злится потому, что ей еще не дали косточку".
Второй основной источник пополнения словаря - чтение. Чем больше книг читают ребенку, тем быстрее пополняется его словарный запас, и тем более правильной становится его речь. Особенно полезны в этом отношении стихи: ребенок - очень музыкальное создание, и стихи для него звучат, как музыка. Слушая и повторяя стихи, он учится "напевать" слова, что значительно облегчает процесс заучивания новых слов. Очень важно, отмечает Канизарес, что стихи приучают ребенка к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием, и разные слова с одинаковым значением. Кроме того, очень важно приучить ребенка к пониманию того, что знак и звук взаимосвязаны. Для этого достаточно предложить ребенку рисовать картинки, чтобы изобразить слово или понятие. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму.
Канизарес считает, что ребенка необходимо немедленно показывать к специалистам, если в 3-4 летнем возрасте он произносит отдельные слова чаще, чем связанные фразы, затрудняется запоминать новые слова, чаще повторяет часть заданного ему вопроса, чем отвечает на него, испытывает трудности, показывая называемые взрослым предметы в книжке с картинками. Для родителей детей 5-6 лет тревожным сигналом должны быть следующие факты: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как ребенок младшего возраста, испытывает трудности с подбором слов для выражения своих мыслей, если не может запомнить трехшаговые указания (пойти сперва направо, потом прямо, потом налево), если он не способен пересказать простую историю.