Поэтому разумный родитель не спешит отправлять свое чадо в сероватое трехэтажное здание в форме буквы "Н", расположенное в пяти минутах ходьбы от дома, а стремится подыскать заведение поприличнее, даже если ради этого придется ежемесячно вынимать из "кубышки" сотню-другую "зеленых", а ребенку - ежедневно мотаться за знаниями на другой конец города. Если ваши желания совпадают с вашими возможностями (материальными), а также с возможностями ребенка (физическими, умственными и проч.), остается лишь сделать выбор.
В Москве есть несколько сотен школ, имеющих хорошую репутацию, и главная проблема состоятельного родителя зачастую сводится к выбору между государственным и частным сектором.
Частные школы, официально именуемые негосударственными образовательными учреждениями (НОУ), существуют в России с 1992 года.
В Москве таких более 200 (почти треть всех российских), большинство имеет госаккредитацию, то есть право выдавать аттестат государственного образца. Считается, что наличие аккредитации - главный критерий, позволяющий "отсечь" заведомо слабые учебные заведения. В большинстве случаев это действительно так, однако есть исключения. Например, знаменитая Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Юрия Шичалина до сих пор не аккредитована, а ее популярность в интеллигентской среде исключительно высока (дети сдают выпускные экзамены в государственной школе, и не было случая, чтобы кто-то остался без аттестата).
Качество образования в частных школах не всегда на высоте - директора государственных школ любят рассказывать, как к ним переводятся пятиклассники-отличники из НОУ, не умеющие писать и читать. Конечно, среди частных школ попадаются такие, где главная забота директора - содрать с родителей побольше денег. В этом случае учителя стараются не научить и воспитать ребенка, а сделать его детство максимально счастливым. Часто родители восхищаются индивидуальным подходом частных школ - дескать, как здорово, что в классе два-три ученика! -забывая о том, что ребенок нормально развивается лишь в полноценном коллективе (скажем, в школе "Премьер" считают, что оптимальная наполняемость класса - 15 человек). Но есть и такие частные школы, где делают все возможное для того, чтобы и научить ребенка, и сформировать его личность. Залог успеха - материальная база, достойная зарплата учителей, нормальные условия для отдыха и занятий спортом. Наличие дополнительных услуг, в том числе индивидуального питания, школьного автобуса и проч., зависит оттого, сколько вы готовы платить. Диапазон цен в частных школах - от $200 до 2 тыс. в месяц, причем самая высокая цена вовсе не означает самое высокое качество.
Один из плюсов школ государственного сектора, несомненно, в том, что ни при каких обстоятельствах не возникнет проблемы с выдачей госаттестата. К тому же ребенка вряд ли кто-то будет гладить по голове, если он не дотягивает до требуемого уровня. У хороших государственных школ более давняя история, чем у частных, и, следовательно, более богатые традиции. В конце 80-х - начале 90-х годов многие из них стали называться лицеями, гимназиями, а некоторые даже поменяли номера в соответствии с новой классификацией (например, 67-я школа на Кутузовском проспекте стала 1567-й). На сегодняшний день внутри государственной системы сложилась каста привилегированных школ, дающих действительно хорошее образование: чаще всего они называются гимназиями и лицеями. Главное отличие лицея от гимназии - наличие связи с вузом, для которого старшие классы становятся эдакой "нулевой" ступенью (для гимназии связь с вузом необязательна).
О качестве образования в государственной московской школе кое-что может сказать ее номер. Если четырехзначный номер школы начинается с цифры 12, 13, 15 и в некоторых случаях с 16, туда очень трудно попасть, и к качеству образования ни родители, ни дети претензий обычно не имеют. Большинство таких школ находится на особом счету в Минобре: их в первую очередь оснащают компьютерной техникой и учебным инвентарем, учителя получают солидные надбавки к зарплате. В привилегированных школах, как правило, развиты "платные образовательные услуги" (довесок к базовой программе) и здесь можно встретить многие атрибуты жизни частных школ: от восточных единоборств и предмета "Социономика" до евроремонта и директорского "мерседеса".
За четырехзначным номером, начинающимся с цифры 12, обычно скрывается языковая спецшкола. Если номер начинается с цифры 15, эта школа инновационная (экспериментальная). Цифрой 16 обозначают УВК - учебно-воспитательные комплексы, состоящие из детского сада и школы, но престижными считаются лишь те УВК, которые по статусу приравниваются к инновационным школам (например, знаменитый УВК "Созвездие" в Орехово-Борисове для одаренных детей). Школы с четырехзначным номером "13**" могут быть как государственными, так и частными (номер в последнем случае существует лишь де-факто). На закате перестройки в Москве было открыто около двадцати частных школ, имевших статус общественно-государственных, и их номера начинались с несчастливого числа. После принятия закона об образовании 1992 года некоторые из этих школ получили статус НОУ, остальные перешли под крыло государства. Из числа государственных "13-х школ" образцово-показательным считается Культурологический лицей №1310: базовая учебная программа обрастает множеством нетрадиционных дисциплин, и преподают здесь известные ученые-гуманитарии из вузов и академических институтов. В огромном здании лицея в Перово московское правительство сделало евроремонт.
Директора частных школ порой говорят, что их контингент - ученики, от которых государственная школа давно отказалась. Это не совсем так: родители зачастую отдают туда вполне благополучных детей, будучи твердо уверены в том, что лишь платное образование бывает качественным. В частной школе - в зависимости от цены - учатся дети из строго определенного социального слоя. Поэтому плохо обеспеченной семье не стоит залезать в долги, чтобы отправить ребенка в дорогую частную школу: без "родных" джинсов Levi?s, кроссовок Reebok и впечатлений от отдыха на Канарах он будет чувствовать себя гадким утенком. Опасность частных школ заключается в том, что с помощью толстого папиного кошелька за одной партой с утонченным и развитым ребенком может занять место банальный дворовый хулиган или малолетний рокер, чьи интересы ограничиваются мотоциклами, пивом в подворотне и песнями группы "Кирпичи". Если вы можете позволить себе платить за обучение и обеспечивать чадо всем необходимым, опасайтесь попасть в новорусский лицей (см. передачу "Джентльмен-шоу"). Если в школе разрешают пользоваться мобильными телефонами на переменах, и тем паче на уроках, качество образования там всегда будет хромать. В то же время в Москве нетрудно отыскать частную школу, где сильна "воспитательная составляющая" учебного процесса: от учеников требуют безукоризненного поведения, и нарушения дисциплины, в том числе "пальцовка" перед учителями, чреваты немедленным отчислением.
Контингент престижных государственных школ неоднороден - здесь есть и дети преуспевающих родителей, и отпрыски средней интеллигенции, и "самородки" из рабочих семей. Всех их объединяет наличие недюжинных способностей, в противном случае осилить программу невозможно. Учителя таких школ редко сталкиваются с отсутствием культуры поведения и вообще с проблемами дисциплины. Правда, тот же недалекий рокер или хулиган имеет шанс очутиться здесь, если не слишком порядочный директор получил на лапу от его папы. Однако такие "кадры" в хороших школах задерживаются недолго - в коллективе они быстро становятся чужаками. Да и преподаватели вряд ли будут "натягивать" оценки закоренелым "двоечникам".
Как показывает практика, особо взыскательному родителю трудно найти подходящую школу. Бывает, что капризному ребенку не нравится ни там, ни тут, ни где-то еще, потому что вообще не нравится учиться (даже если есть способности). Эта проблема особенно остра в негосударственном образовательном секторе: порой встречаются несчастные дети, за пару-тройку лет поменявшие несколько учебных заведений, но так и не нашедшие школу своей или родительской мечты.
Критериев, определяющих выбор школы, очень много, и каждый родитель формулирует их, исходя из собственных представлений о том, каким должно быть образование. На наш взгляд, если ваш ребенок здоров, если он вундеркинд или хотя бы проявляет способности и интерес к наукам и искусствам, не раздумывая ведите его на вступительные экзамены в хорошую государственную школу: лицей или гимназию, обычную или языковую, специализированную или инновационную... Престиж выбранного заведения подтвердит народная молва и показатель конкурса прошлого года. Спонсорская помощь или даже взятка, которую от вас наверняка потребует директор, вряд ли превысит разумные пределы, так что качество образования не влетит вам в копеечку. Ежемесячные взносы (если они вообще есть) на "дополнительные образовательные услуги" в государственных школах, как правило, не превышают сорока-пятидесяти "зеленых" в месяц.
Если же ребенок не выдерживает большие нагрузки, если мотивация к учебе оставляет желать лучшего, если он плохо уживается с коллективом, если ему необходим индивидуальный подход, если вы хотите, чтобы условия учебы были комфортными, отдавайте его в частную школу. Если позволяют средства, лучше выбрать школу средней руки (до $1 тыс. в месяц), не имеющую репутации пресловутого новорусского лицея. Хороший показатель для частной школы - наличие конкурса и, следовательно, вступительных экзаменов: в этом случае есть гарантия, что критерием избранности ее учеников будут не только родительские деньги.
И в первом, и во втором случае предпочтительно выбирать школу по рекомендации знакомых, мнению которых вы доверяете. Даже если спустя четверть-другую ребенка оттуда выгонят, или он сбежит, или вы захотите забрать его сами, не отчаивайтесь. Объявите вашего советчика козлом отпущения и начинайте поиски снова.