Обращаясь в глубь веков и цивилизаций, мы с удивлением обнаруживаем, что в истории человечества практически не было времени, когда бы человек не рисовал. Во мраке пещер палеолита и на безводных просторах Сахары, на бивнях мамонта и на кожаных шаманских бубнах, на каменных ножах и на примитивных, грубо слепленных керамических посудинах ученые находят рисунки наших далеких предков. Пожалуй, можно сказать, что человек начал рисовать, как только стал осознавать себя человеком. А так как давно известно, что в своем развитии каждый ребенок проходит путь, который преодолело человечество, то и одним из самых первых проявлений личности малыша становится желание покрывать художественными шедеврами все поверхности, находящиеся в его распоряжении: обои, свежевыстиранные простыни, полированную дверцу шкафа, собственное пузо…
Когда начать?
Сегодня большинство психологов, педагогов и опытных родителей единодушно утверждают, что начинать заниматься с малышом рисованием можно и нужно уже на первом году жизни.
Приступать к занятиям можно, когда малыш научится хорошо сидеть без поддержки (в среднем это происходит в возрасте около полугода). Расстелите на полу (лучше предварительно застеленном пленкой) лист ватмана или дешевых обоев для потолка и расположитесь вместе с юным художником прямо на бумаге. Чтобы не было потом мучительно больно за безнадежно испачканный костюмчик, лучше всего на время занятий живописью раздеть маэстро до памперса или, во всяком случае, одеть что-то, с чем вам не жалко будет потом расстаться. В принципе есть и другой вариант: посадите малыша в высокий стульчик и рисуйте прямо на съемной доске-столике (но в этом случае он должен быть белого цвета). Некоторые мамы рисуют с малышами… в ванной, прямо на кафеле или стенке ванны.
Трудно передать, какой восторг испытывает шестимесячный кроха, впервые увидевший яркие баночки с разноцветными красками. Запустив ладошку в баночку, он с любопытством наблюдает, как яркие струйки стекают с пальчиков, с наслаждением размазывает краску пятерней по бумаге. Во избежание неприятностей покупайте маленьким детям только нетоксичные безопасные материалы, специально предназначенные для детского творчества. Заказать товары для детского творчества с доставкой на дом вы можете здесь. Хотя, в принципе, можно изготовить такие краски самим на основе мучного клейстера или манной каши, подкрасив их куркурмой, паприкой, свекольным соком, шпинатом.
"Неужели размазывание красок руками (а то и ногами!) по листу бумаги может принести ребенку хоть какую-то пользу?", – спросят меня недоуменные родители. Безусловно, может! Именно во втором полугодии первого года жизни у крохи активно развивается цветоощущение, мелкая моторика, формируется связка «глаз-рука». И игры с красками очень и очень помогают в развитии этих навыков.
Кистью или пальцем?
После года стоит начинать учить малыша пользоваться кисточкой. Выберите мягкую кисть самого большого размера, обрежьте ее ручку так, чтобы малышу было удобно держать, а сверху наденьте обычную резиновую соску, чтобы он не поранился острым кончиком. Удобнее всего, если кисточек будет столько же, сколько и красок. В этом случае вам не придется тратить время на полоскание, ведь «урок живописи» будет длиться считанные минуты, и жаль потерять хотя бы несколько из них. Для начала не стоит давать малышу больше одной краски за раз. Обмакните кисточку в краску и назовите ее: «вот красная краска», потом повторите еще несколько раз: «Как хорошо Ваня рисует красной краской» и т.д. Позже можно попробовать предложить ребенку выбор: «ты возьмешь красную краску или синюю?» Лишь когда ребенок свободно станет управляться с двумя-тремя красками, ему можно будет предложить сразу целую коробку.
Предлагайте малышу и другие материалы для творчества: мягкие карандаши, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. Чем больше разнообразных материалов использует ребенок, тем интереснее и выразительнее будут его рисунки.
Мои научные опыты
На втором году жизни малыш, даже если вы его до этого ничему такому не учили, с изумлением обнаруживает, что при помощи кисточки, фломастера или пальчика можно делать очень интересные вещи: капнешь на бумагу – получится клякса, проведешь фломастером по обоям – останется смешная загогулина… Ого-го: вот это фокус!
Ругать юного исследователя за «наскальную живопись» абсолютно бесполезно. Лучше всего заклеить нижнюю часть стены в детской белыми листами бумаги и предоставить ему полную свободу творчества.
Этапы большого пути
К двум годам хаотичные линии на обоях превращаются в волнообразные кривые, палочки точки. И хотя для непосвященного это такие же, каракули, как и раньше, на самом деле, в голове у маленького человечка идет напряженная работа: он пытается найти связь между движениями руки и получающимися на листе «загогулинами».
Если в распоряжении малыша есть не только бескрайние просторы обоев, но и листы ватмана, вскоре он обнаруживает и еще одну важную вещь: оказывается, у листа бумаги есть край.
Бяка-закаляка рогатая
К двум с половиной - трем годам графические эксперименты превращаются в творчество: кроха начинает интрепретировать свои произведения. Разве вы не видите – вот собачка побежала, а это папа едет на машине на дачу. Поощряйте малыша рассказывать, что он нарисовал, и ни в коем случае не говорите, что, к примеру, слон вовсе не похож на слона. Обязательно подробно подписывайте рисунки. Через год-полтора вы ни за что не вспомните, что имел в виду кроха.
…Получился человечек!
Если вы с готовностью слушаете, как малыш интерпретирует свои шедевры, не за горами и еще одно великое открытие: нарисованный им кружок похож… правильно, на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется «головоног», который станет важнейшим этапом самопознания малыша и началом его сознательного творчества. Наступает эпоха «семейных портретов»: самый лучший «головоног» - это, конечно, сам малыш, самый красивый – мама, самый сильный – папа…
У головоногов внимательные глаза-блюдца, улыбающиеся рты, а вот носов и ушей нет. На наш, взрослый взгляд – явная недоработка, но с точки зрения малыша уши и нос – вовсе не такие уж важные части тела, ведь они не участвуют в процессе общения. То, что уши нужны, чтобы слышать, ребенок осознает намного позднее.
Со временем головоножка обзаведется прической, пальцами на руках (их может быть от двух до десятка на каждой руке), а слетом появится, наконец, и туловище: сначала просто палочка, а затем – и знаменитый «огуречик». Девочки рано начинают наряжать человечков в шикарные туалеты, а мальчики вручают мужественным воинам достойное оружие: мечи, пистолеты, луки…
Творец – значит преобразователь
К четырем годам малыш ощущает себя настоящим волшебником, по мановению руки которого скучный альбомный лист превращается в переливающуюся всеми цветами радуги чудесную страну. Даже явные неудачи ничуть не разочаровывают, а кажутся удивительными метаморфозами: хотела нарисовать бабочку, а получилась птичка… нет, вовсе не птичка, а тучка… тучку превратим в цветочек… игра может длиться бесконечно.
Пространство в этой зачарованной стране подчиняется особым законам. Ни один ребенок дошкольного возраста по своей воле не нарисует перспективу, где предметы становятся меньше, удаляясь «вглубь» листа, не закрасит поверхность листа цветом, как нередко требуют педагоги в детских садах и изостудиях.
Пространство детского рисунка структурировано по вертикали: земная твердь обозначена непрерывной коричневой линией, на ней шелестит густая зеленая трава или лежат пышные сугробы, высятся разлапистые мощные деревья, ветви которых упираются прямо в синеву тверди небесной. Между коричневой линией земли и синей линией неба – воздушная легкость, пронизанная теплом солнечных лучей, наполненная разнообразной живностью: бабочками и птицами, людьми и ухмыляющимися котами и псами.
Вам кажется, что так рисовать – неправильно? Рассмотрите внимательно памятники древнего искусства: наскальную живопись пещеры Ласко, древнеегипетские росписи, греческую краснофигурную и чернофигурную вазопись, древнерусские иконы, фрески эпохи раннего средневековья, и вы убедитесь, что ваш малыш – достойной продолжатель живописной традиции, которой человечество следовало на протяжении многих тысячелетий.
Как и для художников древности, для вашего малыша картина – не только и не столько «портрет» того или иного предмета, сколько символ, смысл которого подчас гораздо шире и глубже воплотившей его материальной оболочки. Поэтому любой нормальный ребенок расположит в центре на переднем плане самое главное (самого себя, любимую игрушку, объект своих страхов и т.д.). И, конечно же, то, что достойно особого внимания, будет нарисовано крупнее, выделено цветом. Так что не удивляйтесь, если собака, о которой мечтает ваш малыш, окажется выше папы и будет ярко-красного цвета.
Ну, а если в центре листа расположился страшный динозавр с безобразной бабой-ягой, а себя ребенок нарисовал крохотным-крохотным, спрятавшимся в углу, насторожитесь. Скорее всего, малыша мучают страхи и ему необходима помощь психолога.
По своим законам изменяется в этой стране и время. Нарисуем зеленую траву, а сверху закрасим белой краской: зима наступила. Развеселые головоноги в плавках резвятся на пляже. И вдруг дождик – срочно рисуем всем зонтики и резиновые сапоги, чтобы головоноги не вымокли и не простудились… нередко на одном листе будут соседствовать два этапа одного и того же явления: собака, которая с аппетитом уплетает косточку и она же – просящая добавки. Катя, когда она была маленькая в колясочке, Катя-большая девочка и Катя-тетя. Рисунок разворачивается во времени, превращаясь в своего рода комикс или даже разбитую на кадры кинопленку. Опять же вспомним далекое прошлое: фризы и метопы античных храмов, средневековые иконы-триптихи…
Не менее причудливым для непосвященных может показаться и цветовая гамма детского рисунка, подчас абсолютно не соответствующая нашим представлениями от реальности. На вопрос, почему небо оранжевое вы получите туманное объяснение «потому что мы с папой ели апельсины», а поинтересовавшись, почему кот малиновый услышите еще более загадочный ответ: «потому что он хороший».
Мой первый вернисаж
Очень важно, чтобы малыш понимал, что вам нравятся его рисунки. Самые удачные произведения стоит оформлять (хотя бы просто прикрепив на лист белой или контрастной бумаги) и развешивать на стенах. Поскольку экспозиция вашей выставки будет постоянно обновляться, заранее позаботьтесь о том, чтобы не портить стены следами скотча или булавок. Можно прикрепить на стене детской длинную деревянную рейку с крючками. Можно использовать пробковую или магнитную доску для записок. А можно просто натянуть леску и развешивать на ней картины при помощи обычных канцелярских скрепок. А еще обязательно примите участие в нашем конкурсе детского рисунка. Участвовать в нем могут малыши от двух до пяти лет.