И не имеет значения, какая именно игра, какие в ней правила и кто в ней участвует. Игр много. Например, игра природных стихий принесла в Европу ураган "Кирилл", а игра стихий высоких технологий принесла в мобильный мир цунами "iPhone".
Все это – части единого целого – мира, в котором мы живем, а потому мы не беремся утверждать, какое из стихийных бедствий важнее по влиянию на жизнь людей и на всю планету в целом.
Вы сомневаетесь, что iPhone - стихийное бедствие? Это ваше право, но его огромное влияние на жизнь многих людей очевидно, а плотина времени, до поры сдерживавшая бурный поток информации о сроках появления новинки, а также ее технологических особенностях, дает одну течь за другой. И, кажется, что нет спасенья от надвигающейся волны устройств, готовых изменить представление людей о самом понятии "сотовый телефон".
Но так ли это? Чем именно обернется выпуск iPhone в свободную продажу? Не тешим ли мы себя напрасными надеждами? Не окажется ли iPhone "пустышкой"? Эти вопросы мучают многих аналитиков. Они восхищаются внешним видом и начинкой новинки от Apple, но по долгу службы не могут заочно присвоить iPhone звание "Товар года" (многие порталы уже поставили его на первые места в своих регулярных списках лучших трубок - при том, что Apple-фон еще не вышел).
Эти вопросы вновь взбудоражили умы после финансового отчета Apple за последний квартал, а также осторожных прогнозов на следующий квартал. Рост продаж компьютеров Macintosh в три последних месяца 2006 года оказался значительно ниже, чем предполагалось. В результате прогнозируемый доход компании в три первых месяца 2007 года так же оказался ниже, чем первоначально полагали аналитики Уолл-стрит, что незамедлительно сказалось на стоимости акций компании, которые в четверг упали более чем на 5%. А на прошлой неделе акции Apple скакнули на 14%, установив тем самым, своеобразный рекорд стоимости – 97,80 доллара за штуку – знаменательное событие приурочено к презентации iPhone исполнительным директором Apple Стивом Джобсом.
Но восхищение вскоре сменилось тревогой: сможет ли iPhone повторить успех музыкальных плееров iPod? В первом квартале iPod обзавелись 21 миллион человек, то есть продажи выросли на 50%, неудивительно, что они составляют половину дохода компании.
И все же, несмотря на стабильный рост продаж iPod, который, скорее всего, сохранится в ближайшие несколько лет, рынок цифровых музыкальных плееров почти исчерпал себя. Уже сейчас три из каждых четырех плееров, которые продаются в США, имеют логотип Apple. На рынках Европы и Азии столь явного преимущества Apple пока не наблюдается, но доля продукции этой компании стабильно растет. Именно эти факторы вселяют в инвесторов надежду на то, что iPhone и новое устройство Apple TV займут столь же высокие положение в мире бытовой электроники.
Побочный эффект iPhone
Ирония в том, что агрессивная рекламная компания по продвижению iPhone может отвратить потенциальных покупателей iPod. А, если прибавить обычный спад покупательской активности после новогодней шумихи, то продажи iPod могут оказаться весьма незначительными в первом квартале 2007 года. Именно так считает аналитик Билл Шоуп из компании J.P. Morgan.
Аналитиков так же волнует, насколько быстро будет раскупаться iPhone, учитывая высокую цену, особенный дизайн и ограниченное количество устройств. Более того, Apple выходит на мировую мобильную арену, а здесь не гнушаются копировать самый удачный дизайн, лишь бы оттянуть на себя возможно большую часть покупательского одеяла.
Высокая цена iPhone – от 500 долларов – может стать единственным препятствием для быстрого старта Apple, что, вероятно, является частью стратегии компании. Скорее всего, Apple хочет оценить размеры спроса, прежде чем наращивать предложение, т.е. производство устройств, а ограниченное количество новинок будет естественным образом поддерживать цены на высоком уровне.
Риск заключается и в устройстве самого iPhone, призванного с легкой руки Стива Джобса "стать перерождением телефона". Дело в дизайне, а точнее в замене обычных кнопок сенсорной панелью. Опыт других компаний-производителей мобильных устройств в этом направлении оставляет желать лучшего. Особенно тяжело осваивают нововведение бизнесмены, которым выпуклые кнопки, гораздо милее плоской поверхности.
По словам аналитика Билла Хьюгса из компании In Stat wireless, сенсорные панели не дают тех тактильных ощущений, к которым мы так привыкли. Хотя он признает, что Apple частенько празднует победу там, где остальные потерпели фиаско.
Но и это еще не все, в течение нескольких лет iPhone будет работать исключительно в сети Cingular Wireless. Ограничивая использование iPhone в сети одного единственного оператора связи, Apple лишает себя, по крайней мере, 2/3 американского рынка сотовой связи.
Некоторые покупатели легко перейдут на Cingular ради iPhone, но не большинство. Только 20% абонентов беспроводных сетей в США тратят более 100 долларов на мобильные устройства, а миллионы людей связаны путами операторских контрактов, которые слишком дорого разрывать до истечения срока их действия.
К тому же, сеть Cingular уступает в скорости передачи информации и своим конкурентам Verizon Communications и Sprint Nextel.
Первый шаг – он трудный самый
Решение Apple работать только с Cingular определенно говорит о том, что раскрутка iPhone не будет столь же активной, как и iPod, даже несмотря на смелые заявления Джобса о "перерождении телефона".
Заокеанские планы Apple захватническими тоже не назовешь. В Европе iPhone появится только в конце 2007 года, а в Азии и того позже – в 2008. Это - огромная фора для телефонных гигантов вроде Nokia, Motorola и Sony Ericsson, чтобы разработать свои сенсорные модели, если, конечно, они действительно будут иметь успех.
"Я не вижу никаких технологических препятствий для разработки похожих телефонов", - считает Хьюгс, намекая на недавний пример компании Motorola.
Два года назад компания Motorola в едином порыве завладела большим сегментом мобильного рынка. Главной ударной силой новичка стал Razr – на тот момент самый тонкий телефон в мире. Но не прошло и года, как другие компании-производители мобильных устройств представили публике свои модели, которые подчас даже тоньше телефонов Motorola.
Хьюгс признается, что он был бы не против приобрести iPhone, но он сомневается, что толпы покупателей так и ринуться в магазины выкладывать свои кровные за новую игрушку. Он считает, что до поры до времени iPhone будет востребован лишь в относительно узком кругу состоятельных людей. Ситуация будет меняться по мере снижения цен и увеличения количества устройств в продаже.
Пока Джобс и Apple скрестили пальцы, чтобы не сглазить удачный дебют своего детища, компания ведет себя очень осторожно на словах и в делах, также, пожалуй, следует себя вести и инвесторам. Apple покладисто повторяет, что планирует продать 10 миллионов iPhone по всему миру в 2008 году, что составит скромный 1% мобильного рынка.
По материалам Dow Jones Newswires
Автор: Олег Писменов, Mobime.ruСтатья получена: Мобильный путеводитель