Почему так? Потому что это мероприятие, пожалуй, за всю многолетнюю историю компании было посвящено не столько анонсу новых и, безусловно, милых решений (хотя и они тоже были), сколько презентации новых сервисов и уникальных возможностей.
Но это уже – сказка, а мы начнем по порядку, с присказки.
Прошлое
А началось все достаточно давно – около трех лет тому назад. На культовой «мобильной» выставке 3GSM Congress 2005 года (тогда ее местом проведения были выбраны Канны) финский гигант объявил о сотрудничестве с корпорацией Loudeye. Последняя занималась лицензированием и распространением музыкальных композиций через сеть. К тому же, Loudeye располагала собственной платформой, позволяющей партнерам (в первую очередь, разумеется, Nokia) создавать клиентские мобильные приложения, адаптированные для собственных нужд. Однако одним лишь сотрудничеством дело не ограничилось, и в 2006 году Loudeye была поглощена Nokia за $60 млн.
«Благодаря данному приобретению мы сможем удовлетворить музыкальные запросы пользователей устройств Nokia N-series, предложив им интегрированное музыкальное решение уже в 2007 году, - это заявление Ансси Ванйки (Anssi Vanjoki), генерального директора Nokia Multimedia на тот момент, стало воистину пророческим. Впрочем, тогда мало кто придал ему значение.
А Nokia двигалась дальше. Следующей «жертвой» финнов неожиданно оказалась немецкая компания gate5 AG, специализирующаяся на... разработке навигационных карт (исходником их служили наработки Navteq) и соответствующего ПО.
С одной стороны, шаг этот мог показаться большинству нелогичным, мол, коль уж взялись за цифровую музыку, так и развивайте это направление. Тем более ни один девайс компании, за исключением, конечно же, специализированных, не имел встроенной возможности навигации, в то время как музыкальный плеер наличествовал в каждом аппарате вендора. С другой стороны не стоит забывать, что и к музыкальным он-лайн сервисам обращаться Nokia, по большому счету, особых причин не было: аппараты и так били все мыслимые рекорды продаж. Однако сложившиеся на тот момент тенденции четко указывали, что за GPS – будущее. И доказательством тому служила масса коммуникаторов под управлением Windows Mobile со встроенным GPS-приемником. У Nokia же подобных интегрированных решений еще не было. Все это негативно влияло на продажи девайсов финской компании (особенно в США и Европе, где конкуренция очень высока): пользователи «отворачивались» от новых устройств, что в свою очередь еще больше обостряло конкуренцию с платформой Windows Mobile. А результатом сложившейся ситуации явилась потеря Nokia нескольких заветных процентов собственной аудитории...
Однако проблемы – проблемами, но и о развитии никто не забывал: в дополнение к почти готовому сетевому музыкальному сервису компания присовокупила еще и фото/видеообменник Twango, этакий YouTube и Flickr в одном флаконе.
Интересно, что руководство компании не смутила даже относительно малая известность сервиса, куда важнее был «отлаженный механизм обмена файлами и удобный интерфейс».
А что было дальше – наверняка, многие помнят: Nokia обзавелась возможностью мобильной рекламы (спасибо Enpocket) и многократно укрепила собственный GPS-потенциал поглотив на этот раз уже саму Navteq за $8,1 млрд.
Настоящее
Вот такой нелегкий путь покупок да поглощений прошла Nokia. Для чего? Для того, чтобы заявить себя не только в качестве производителя всемирно известных телефонов, но и в виде своеобразного онлайн-сервисмейкера. Фактически, все вышеприведенные «покупки» снабдили телекоммуникационного гиганта важными разработками, благодаря которым Nokia сможет предоставить пользователям всевозможные он-лайн сервисы: от несложного файлообменника до глобальной социальной сети, состоящей из владельцев продукции Nokia. По большому счету, все к тому и движется, а московская презентация стала тому еще одним подтверждением.
Начать следует с того, что конференция полностью сменила свое название: если раньше она называлась Nokia Product Update, то нынче – Nokia Way. Путь Nokia. Чувствуете? Это еще один намек на то, что путь компании стал иным, ориентированным не только на новые продукты, но и на новые сервисы.
Это подтвердилось и выступлениями. Первое слово, естественно, самое ответственно и самое главное, это понятно всем. Так вот, первым докладчиком стал Мэдс Винблад (Mads Winblad), вице-президент по продажам Nokia Multimedia в EMEA-регионе.
От него-то как раз и ждали российской премьеры Nokia N95 8Гб и Nokia N81. Однако, господин Винблад презентовал журналистской братии… онлайн-сервис OVI, по сути – аналог Apple’овского iTunes Store. Именно в первом докладе был сделан упор на новые веяния в Nokia: социальные сети. И OVI, выполненный к тому же на открытой платформе, в этом плане должна стать пробным шаром, по сути, обреченным на успех.
Традиционно, сервис будет разделен на составляющие: Music (магазин музыки), Maps (магазин навигационных карт), N-Gage (магазин игр) и т.д. Обращает на себя внимание, что название «N-Gage» используется Nokia как имя нарицательное: если раньше так назывались только игровые телефоны, то нынче – целый сервис. Уж не собирается ли Nokia открыть новое игровое подразделение?
Игровую тему, продолжил Игорь Харлашкин, руководитель Nokia Multimedia в России и странах СНГ.
Он сообщил, что вскорости почти вся N-series (с ноября – Nokia N73, N81, N81 8GB, N93, N93i, N95 и N95i) будет поддерживать сервис N-Gage, а клиент для него уже сейчас можно загрузить с сайта n-gage.com. Далее господин Харлашкин плавно перешел к презентации новых продуктов: вышеупомянутых Nokia N95 8GB, Nokia N81/N81 8GB и ожидаемый всеми Nokia N810 Internet Tablet. Интересный факт: в момент презентации Nokia N95 8GB господин Харлашкин так увлекся, что невзначай назвал его Nokia N91…
Журналистам было обещано, что в рознице сии устройства появятся уже в ноябре, а вот о стоимости их, разумеется, на презентации умолчали. Собственно, о самих устройствах уже все давным-давно известно, однако подробности все же были. Так, например, Nokia N81 – первый смартфон компании, оптимизированный для OVI, а в рознице СНГ появятся две его версии: так называемая «SD» (с поддержкой microSD карт памяти и стандартным встроенным массивом) и 8-гигабайтная. Что касается Nokia N95 8GB, то функционал моделей, поступающих в продажу стран СНГ, будет расширен приложением A-GPS, а развлекательным целям будет служить записанный в память фильм «Человек-паук 3». Это, конечно, не шедевр кинематографического искусства, однако приятно, что мировая практика по предоставлению дополнительного мультимедийного контента в устройствах докатилась и до наших широт.
Далее слово взяла Марина Сергеева, руководитель подразделения Nokia Enterprise Solutions в России и странах СНГ.
В ее выступлении стоит отметить 2 ключевых момента: первый – Nokia заключила партнерское соглашение с сетью магазинов М-Видео, в которых в скорости будут оборудованы специальные стенды, позволяющие покупателю ознакомиться со всеми возможностями устройств, второй – презентация Nokia E51.
Помимо вышеуказанных лиц на пресс-конференции был замечен и Киммо Виртанен (Kimo Virtanen), директор по развитию и продукт-маркетингу в странах СНГ. Однако речей ему произносить не довелось, да и в последующем обсуждении он практически не участвовал. Впрочем, ответы представителей компании на вопросы журналистов и так были исчерпывающими.
Из небольшого брифинга удалось узнать, что:
- новые модели поступают на рынки СНГ с задержкой из-за того, что компании необходимо сначала подготовить рынок, узнать ожидания пользователей. И только в том случае, когда пользователи дают добро и рынок готов, продукт появляется на прилавках магазинов.
- принимать оплату за контент сервиса N-gage (а значит – и OVI в целом) планируется либо при помощи кредитных карт, либо при помощи SMS-сообщений.
- Больше глобальных запусков продуктов Nokia устраивать не будет, все презентации будут строго соответствовать определенным рынкам.
В этом году впервые Nokia решила поблагодарить журналистов за работу, которую они делают для компании. Здесь тоже без курьезов не обошлось. Особенно показателен пример с главным редактором Mobile review. На экран было спроецировано начало «оскороносной» статьи, на скриншотах которой оказался… телефон Sony Ericsson.
Видимо, подготовка к мероприятию проходила в спешке, что и привело к подобным казусам. А говорить о том, что большинство фамилий победителей произносились с большим трудом и не с первой попытки – и вовсе не стоит. Впрочем, надо отдать Nokia должное: компания действительно старается честно преподносить объективную реальность, не унижая конкурентов и, разумеется, не обижая журналистов.
В целом список лучших журналистов выглядит следующим образом:
Номинация | Издание и автор |
Самый креативный заголовок | ДАНИИЛ КАХАНОВ, "Современные средства связи" (г. Красноярск) |
Лучшая критическая статья о Nokia | ЭЛЬДАР МУРТАЗИН, главный редактор mobile-review.com |
Лучшая публикация о мультимедийных компьютерах Nokia N-series | Иван Дереклеев, выпускающий редактор издания "Мой Компьютер" (Беларусь) |
Лучшая публикация о музыкальной линейке Nokia | ЕВГЕНИЙ ГОЛОВКО, главный редактор журнала "SMS" (Украина) |
Лучший материал по Nokia for Business | МАКСИМ БУКИН, научный редактор журнала PC Week (Москва) |
Лучшая серия публикаций о различных устройствах Nokia в 2007 году (она же "За вклад в искусство") | КАМБАРОВ РУСЛАН, обозреватель журнала "Megabyte" (Казахстан) |
Лучшая публикация о платформе S60 | СЕРГЕЙ ВЕЙГМАН, главный редактор журнала "Mobile+PC" |
После конференции
После пресс-конференции журналисты смогли сами походить по экспозициям и ознакомиться с новинками компании. К сожалению, Nokia N810 IT так и не привезли, так что сказать о ней что-то определенное – сложно. Nokia N95 8GB конструктивно, да и аппаратно/программно мало чем отличается от предшественницы. Nokia N81 GB произвела приятное впечатление: внятное управление и красивая графика. Nokia E51 тоже очень интересна: тонкий корпус и металлическая задняя крышка в стиле E61i создают ощущение толкового бизнес-инструмента. Претензии есть только к боковым кнопкам: они почему-то прорезинены (зачем это в бизнес-аппарате?) и нажимаются совсем невнятно. В остальном - все хорошо.
Все желающие могли прокатиться на гламурном удлиненном Hummer’е (честно говоря, учитывая имидж компании удлиненный Mercedes Pullman был бы куда уместнее белого Hummer’а) по Москве и изучить возможности GPS-навигации при помощи Nokia N95 8GB и Nokia 6110 Navigator.
Тут следует сказать, что все прошло абсолютно гладко, не помешали даже послеполуденные московские пробки. Оба смартфона с незначительными различиями (безусловно, в силу разницы платформ) корректно прокладывали путь и уверенно держали сигнал. Картинка с Nokia N95 8GB выводилась на все бортовые экраны Hummer’а (их насчитывалось целых 4!), у Nokia 6110 Navigator A/V выхода нет, поэтому смартфон, обращенный лицевой частью к салонной аудитории, мирно покоился в руках сотрудника Nokia.
Будущее
Так что же нас ждет в будущем, какие сюрпризы преподнесет поклонникам Nokia в скором времени? Думается, ничего революционного не произойдет: финны все так же будут совершенствовать девайсы. Это несомненно. Что же касается новых онлайн-сервисов, то, как мы уже ретроспективно убедились, для построения социальной сети у компании есть все необходимое, включая огромное желание. Выражаясь словами известного политического деятеля - «Верным путем, товарищи!»
© Павел Москвин, Mobiset.ru
Дата публикации статьи - 9 ноября 2007 г.
Статья получена: Mobiset.Ru