Тиражирование произведений искусства занимало творческих людей уже давно. Но реальное воплощение эта идея обрела в XV веке, когда в искусство пришла гравюра. Она представляет собой печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической пластине или деревянной доске. Особенностью гравюры как раз и является возможность ее тиражирования: с одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков, или эстампов. Причем, все они считаются авторскими произведениями.
Немного позже, в XVI веке, возникла ре¬продукционная гравюра резцом, задача которой – воспроизводить живописные произведения, а еще через столетие человек работал уже со множеством репродукционных техник. В наше время технический прогресс проникает абсолютно во все уголки действительности, в том числе и в искусство. И сегодня слово «постер» уже мало кому режет слух своей новизной, хотя споры о плюсах и минусах постеров, похоже, еще не утихли. Поэтому, прежде всего, давайте определимся, что мы будем иметь в виду под «постером». Итак, это – высококачественная полиграфическая продукция, предполагающая определенный тираж.
Современные технологии полиграфии имеют суперэффективные возможности передачи цвета и позволяют выполнять воспроизведение живописного полотна, графической работы или фотографии с высочайшей точностью. При этом нам, увы, придется смириться с тем, что постер – это не оригинал. В этом состоит его самый большой и, пожалуй, единственный минус. Впрочем, все в мире относительно, и именно из этого минуса проистекает неоспоримый плюс постера – его низкая по отношению к оригиналу стоимость. А это, в свою очередь, означает, что у нас появляется возможность прямо у себя дома любоваться произведениями Ван Гога, Климта… всех достойных мастеров просто не перечислить! Кроме того, в отличие от оригинала, постер непритязателен, демократичен, современен. В силу этих качеств он прочно утвердился на мировом арт-рынке, и сегодня, декорируя помещение, профессионалы всегда предпочтут хороший постер посредственной живописи.
Постер универсален. Его можно использовать для оформления квартиры, дома, офиса, общественного помещения. Огромный выбор сюжетов позволяет подобрать постер для пространства любого функционального назначения. В каталогах последних лет помимо хрестоматийно известных изображений можно увидеть множество сюжетов, выполненных с работ наших современников. Кстати, такие постеры широко используются для оформления современных интерьеров, ведь часто оригинальные работы пишутся специально с учетом последних тенденций и направлений дизайна помещений. Здесь наряду с традиционными пейзажами и натюрмортами существуют целые тематические разделы: для спален, кабинетов, кухонь, детских и даже ванных комнат. Чаще всего постеры предложены целыми сериями, что позволяет подобрать не только подходящий сюжет, но и размеры, соответствующие композиции помещения. Например, в поддержку к центральной работе можно приобрести несколько небольших постеров того же автора, которые будут располагаться на соседней стене. Или – скомбинировать две работы из одной серии для создания диптиха. Вариантов – великое множество; главное, чтобы изображение поддерживало и подчеркивало настрой, заданный помещением, тематически и колористически соответствовало ему. Постер может быть лишь дополнением, последним штрихом, завершающим интерьер, или, напротив, центральным элементом пространства, задающим тон и диктующим свои условия.
А сейчас попробуем разобраться, какие виды постеров предлагает нам сегодняшний рынок и какие критерии необходимо учитывать при их выборе.
Для печати постеров используют высококачественную бумагу, различную по плотности. Бумага может быть как гладкая, так и иметь фактуру, имитирующую мазки кисти, холст или создающую другие эффекты, например металлизации участков постера под золото или серебро. Фактурные постеры в большинстве случаев могут быть оформлены без стекла, что еще более приближает их к оригиналу. Постер может быть напечатан на холсте и даже покрыт вручную специальным гелем, создающим иллюзию масляной живописи. Такой постер будет великолепно смотреться, будучи натянутым на подрамник и обрамленным по всем канонам оформления живописных полотен. Но это, естественно, существенно увеличит его стоимость.
Выбирая постер, надо учесть, что только офсетная печать и высококачественные полиграфические материалы дают гарантию его долговечности. Изображения же, выполненные с помощью струйной печати, со временем выгорают, утрачивают былую яркость.
Обязательное условие создания качественного постера – изготовление его непо¬средственно с авторского оригинала. Серьезные производители постеров работают только совместно с художником и обеспечивают ему соблюдение всех авторских прав. Но, к сожалению, пиратство существует и в этой области. Пиратские постеры изготавливают с готового фирменного постера, часто используя дешевые и некачественные материалы. Даже по внешнему виду такой постер легко отличить от фирменного. Качество изображения здесь заметно хуже: появляется «зерно», утрачивается четкость линий, нарушается цветопередача.
Стоит отметить, что рынок обожает впадать в крайности, и сегодня наряду с дешевыми некачественными, очевидно пиратскими постерами, вам могут предложить и неоправданно дорогие принты. Как правило, продавцы этого товара на все голоса поют о его высочайшей художественной ценности, приводя в подкрепление аргументы о штучном или ограниченном тираже. На деле эти заявления не соответствуют действительности. По мнению специалистов, принт нельзя отнести к числу авторской репродукционной гравюры, которая рассматривается как произведение искусства. Он всего лишь воспроизводит оригинал с целью его тиражирования, и объем тиража никак не может рассматриваться как довод в пользу его художественной ценности.
В настоящее время можно приобретать уже оформленные постеры или постеры в листах. Приобретение еще не обрамленного листа дает возможность не только подобрать оформление, которое наиболее гармонично впишется в конкретный интерьер, но и почувствовать себя творцом, и даже в каком-то смысле соавтором. А вариантов оформления одного и того же листа – множество: можно использовать различные профили багета и оттенки паспарту, дополнять оформление специальными кантами, накладками-суппизами и даже ручной росписью по паспарту или раме.
Кроме того, сегодня у нас есть отличная возможность заказать нужный постер по каталогу (только имейте в виду, что время исполнения заказа в некоторых случаях может достигать двух месяцев). На российском рынке представлено множество каталогов зарубежных производителей постеров, наиболее известные из которых: EvroGraphics, Platin Art, May (Германия), Galaxy of graphics (США), Quаrtero (Испания), Siatin (Голландия). Как правило, каталоги постоянно дополняются новыми коллекциями.
Не так давно начали появляться и каталоги отечественных производителей, по которым можно выбирать постеры известнейших русских художников, таких, как Шишкин, Врубель, Рерих, Куинджи и многих других.
Некоторые каталоги ориентированы на классику, другие – на современное искусство, третьи представляют собой своеобразный «коктейль». И, разумеется, среди этого разнообразия всегда можно подобрать постер для интерьера любого цветового решения и стиля.
Автор: Ольга РУССИНОВА
Источник: Журнал "Стиль"