Расхожая истина гласит, что никакой формулой не передать красоту и аромат цветка. Зато если принять саму форму цветка за некую переменную, но обязательно присутствующую величину, то с ее помощью можно вывести формулу домашнего уюта и тепла. Почему переменную? Потому что способов внести цветочный мотив в интерьер великое множество: он может быть представлен любым из предметов, создавая ощущение, что вы попали в цветущий сад, либо одной-единственной, но зато царственной деталью, подчеркивающей строгость линий и лаконичность красок.
ОбоиНесколько десятилетий назад популярностью пользовались обои с цветочным мотивом двух типов.
Модно было прорисовывать цветы как можно более реалистично: лепестки, тычинки-пестики, все, вплоть до прожилок на листьях. Обои напоминали учебник ботаники. Другое направление — классическое: если лилия, то обязательно «королевская», символ французских монархов, если цветок более привычный, то сходный по начертанию с жестовскими узорами. И все это окружалось изящными виньетками и повторялось многократно.
Сегодня в моде схематичное изображение. Цветочный мотив угадывается по отдельным изящно прорисованным линиям. Обои в восточном стиле с характерными этническими орнаментами включают в свои последние коллекции производители элитных стеновых покрытий: здесь можно найти изображения как характерных цветочно-растительных мотивов, так и имитацию «цветочного» батика. Впрочем, для любителей реализма в продаже остаются и тщательно прорисованные букеты.
Ковры и гобеленыКовры с цветочно-растительным орнаментом известны на Востоке уже не одно столетие. В Европу они пришли вместе с колониальной эпохой. Викторианская Англия ввела моду на гобелены со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Популярным было изображение листьев — кленовых, дубовых и березовых, папоротников, а также лесных цветов и ягод: ландышей, клевера, земляники.
Поверх затейливого паркета, выполненного из разных пород дерева, что позволяло создать сложный орнамент, в добропорядочном викторианском доме клали ковры круглой или квадратной формы и насыщенного цвета: красного, коричневого, зеленого, с травянисто-цветочным рисунком.
Если вы зададитесь целью оформить помещение в колониальном стиле, учтите, что ковер не должен занимать все пространство пола, нужно, чтобы был виден затейливый рисунок паркета. Впрочем, растительно-цветочные гобелены и ковры подойдут не только для создания псевдоколониального интерьера. Они удачно впишутся в «современную классику», благородно-эклектичный фьюжн и даже в вызывающий китч, балансирующий на грани хорошего вкуса.
ТекстильПравила декора, которые можно нарушать Весенняя диета для дома 5 правил лечебного дизайна Пять советов по обновлению интерьера Текстиль с цветочными мотивами характерен для многих европейских стран: крупные цветы, например, розы, характерны для дома в английском стиле, мелкие изящные цветочки — для так называемого французского кантри, и то и другое разом и в избыточном количестве еще совсем недавно было приметой российской глубинки. А вышивки ришелье с цветочным орнаментом по белоснежной ткани для декорирования спальни или столовой (скатерти, салфетки) — для той странной смеси псевдоклассики и модерна, которая царила в домах наших прабабушек еще в середине XX века. Универсальные ажурные, легкие занавески с цветочным орнаментом встречаются в таком многообразии вариантов, что можно найти подходящий рисунок почти для любой комнаты.
И все-таки наиболее уместен цветочный рисунок в интерьере спальни, особенно для постельного белья. И тут главное (как, впрочем, и всегда) — не переусердствовать: чем приглушеннее цвет стен и пола, тем более выразительным и насыщенным может быть текстиль. При однотонных стенах можно использовать набивные ткани с выразительным цветистым рисунком. Традиционно для интерьера спальни принято использовать мягкие пастельные тона. В классическом варианте это чаще всего цветочный мотив в сочетании с мягкой однотонной окраской стен и темным деревом мебели.
МебельРастительно-цветочные мотивы — неотъемлемая часть стиля барокко. Каждый узор здесь уникален, а каждый следующий элемент является продолжением, развитием предыдущего. Говоря языком музыкальных терминов, в каждом барочном предмете интерьера, будь то изящное трюмо или лепнина на потолке, присутствует основная тема и множество вариаций на заданную тему.
Не менее интересна «растительность» в мебели стиля модерн. Модерновый орнамент гибкий, текучий и более стилизованный, чем барочный. Широко применяются витражи: в проемах дверей, для создания межкомнатных перегородок, в отделке более мелких предметов интерьера. В технике витража делаются абажуры светильников, напоминающих своей формой причудливые цветы.
В современном лаконичном и скупом на краски и декор помещении красное кресло-мак или раковина-орхидея персикового цвета приковывают к себе все взгляды, становясь главной деталью интерьера.
ПосудаБлюда, подносы, чайные наборы, столовые сервизы и воздушно-модерновые либо тяжеловесные, но знаменитые на весь мир китайские вазы династии Мин — все это может быть украшено витиеватыми узорами либо одинокими, но от того не менее эффектными изображениями цветов. В Европе цветочная роспись по посуде достигла небывалого расцвета на рубеже XIX-XX веков.
Естественно, благодаря модерну, а также выходу Японии из изоляции после революции Мейдзи в 1868 году. Именно японская манера украшать керамику изображениями одиночных птиц, цветов, животных, асимметрия и диагональная композиция стали отличительными чертами модерна.
Ваза в стиле модерн может быть не только расписана цветами, но и сама представлять собой стилизованный бутон на ножке-стебельке: мастера-«модернисты» не ограничивались изображением цветов, они передавали их хрупкость через стекло, фаянс, фарфор, используя живую пластику данных материалов.
Цветочных дел мастерВеликим магом цветочных мотивов слыл французский художник по стеклу Эмиль Галле. Владевший в совершенстве всеми техниками обработки стекла, Галле превзошел своих современников и остался недосягаемым для последователей. Продукция его завода в Нанси, закрывшегося в 1931 году и пережившего своего основателя на 25 лет, не шла ни в какое сравнение с тем, что создано было самим мастером при жизни.
Галле считался знатоком «языка цветов». Все растения на его вазах означали то или иное настроение, душевное состояние. Он в совершенстве владел и языком иносказаний, придавая своим произведениям особую выразительность, гравируя на них строки известных поэтов.
Текст: Евгения Назаренко
Источник: www2.iz-dom.webstroy.ru