Планируя будущий интерьер, мы исходим, как правило, не только из личных вкусовых пристрастий и симпатий к тому или иному стилю. Здравый смысл подсказывает, что в этом вопросе следует ориентироваться на множество факторов, в том числе на предположительную стоимость готового проекта, быть может, имеющиеся дорогие сердцу аксессуары или предметы мебели, которые хотелось бы вписать в обстановку, и т.д. Кроме того, подспудно мы всегда выбираем и ту цветовую гамму, в которой чувствуем себя наиболее комфортно.
Действительно, о влиянии цвета на человека написано очень и очень много. Все мы знаем, что красный довольно агрессивен, и жить в стенах этого тона может позволить себе далеко не каждый.
Оттенки синего, напротив, действуют успокаивающе на нервную систему, поэтому нередко именно они ложатся в основу создания интерьера спальни. Детской комнате мы, как правило, стараемся придать яркие и жизнерадостные тона – оранжевого, желтого, зеленого, – понимая, насколько важно для ребенка ощущение радости, порой с некоторым оттенком беспечности. Собственно, о каждом цвете спектра можно вспомнить какие-то существенные моменты, которые мы непременно учитываем при создании будущего жилья.
Однако всегда ли мы задумываемся, сколь тесно взаимосвязаны цвет и стиль? Ведь последний, как явление, исторически сложившееся не вдруг и не в одночасье, имеет вполне определенные культурные традиции. И, исходя из этого, следует признать, что далеко не каждый цвет имеет право на существование в том или ином интерьере. Или, если сказать иначе, более деликатно: не каждый стиль допускает использование всех без исключения цветов. Конечно, кто-то возразит, что фантазия дизайнера – материя сугубо индивидуальная и непредсказуемая, имеющая право на самореализацию и творческий эксперимент. Однако вспомним, что дизайнер творит прежде всего в угоду не собственным творческим амбициям, а заказчику, то есть нам с вами. А значит, интерьер жилого пространства должен служить прежде всего комфортному в нем пребыванию. За небольшим процентом исключений, когда заказчик сам просит автора создать для него нечто экстравагантное и на свет появляются, например, красные стены и черный потолок и иные самые невероятные сочетания, цвет все-таки вписывается в заданную тематику и «работает» в тандеме со стилем. Как известно, для разных исторических эпох были характерны определенные цветовые сочетания, особая палитра. Поэтому, создавая сегодняшний интерьер и обращаясь к тому или иному стилю, не стоит пренебрегать канонами, которые складывались в течение долгого времени.
Итак, обратимся к наиболее распространенным способам оформления внутреннего убранства дома. В первую очередь к ним стоит отнести вариации на классические темы. Например, стилей барокко, классицизма или модерна. Модерн в этом смысле наиболее эклектичен. Не секрет, что эстетика этого художественного направления, возникшего на рубеже ХIХ–ХХ веков, чрезвычайно богата и разнообразна. Рубеж веков явился своего рода попыткой осмысления и обобщения эстетического опыта человечества, художественных традиций Запада и Востока, Античности, Средневековья, классицизма, романтизма и т. д. Из одного только перечисления терминов становится понятно, насколько богата палитра искусства модерна, и в частности интерьера. Модерн стремился впитать в себя все. И, как ни удивительно, ему это удалось. С тех самых пор мещанская вкусовщина и неимоверная пошлость идут рука об руку с утонченным символизмом и изысканными изобразительными средствами. Сложная историческая подоплека, определенное упадничество, кризис мироощущения той эпохи привели к тому, что интерьер в стиле модерн формировался как своего рода шкатулка, в которой собрано все необычное, странное и фантастическое. В соответствии с этим был обусловлен и выбор цветовой гаммы. Трудно представить себе интерьер в стиле модерн, выполненный, скажем, в светлых пастельных тонах. Небесно-голубые или телесно-розовые оттенки в этом случае абсолютно неприемлемы. Эстетика модерна тяготеет скорее к пессимистическому взгляду на мир, а значит, подразумевает темную, несколько блеклую палитру. Для интерьера в духе модерна характерны оттенки фиолетового и синего, зеленого, темные бордово-красные сочетания. Стоит обратить внимание и на цветовую гамму декоративных элементов, формирующих такой интерьер. Чаще всего в их роли выступает натуральное дерево, которое, опять-таки, должно быть выдержано в темных тонах. Впрочем, как уже говорилось, модерну всегда была свойственна определенная эклектичность, поэтому не следует бояться необычных цветовых сочетаний, а также акцентов в виде всевозможных аксессуаров, на первый взгляд мало подходящих друг к другу.
Далеко не каждый цвет имеет право на существование в том или ином интерьере.
Полную противоположность палитре модерна представляет собой цветовая гамма стиля классицизм, который явился естественным и закономерным для определенных этапов художественного развития стремлением найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уверенность в будущем, спокойствие и эмоциональную уравновешенность. Для классицизма характерны ясные и завершенные представления о пространстве и времени, о строгих, замкнутых, размеренных, проверенных классикой формах. Исходя из этого, интерьер в стиле классицизм – это не только пропорциональное и гармоничное пространство, это обстановка, выполненная в светлых и спокойных тонах, исключающая что бы то ни было кричащее, способное внести диссонанс в общую картину. Для такого интерьера характерно большинство оттенков пастельной гаммы. Обычно приверженцы классики выбирают сочетание белого цвета с беж, желтым или голубым. Собственно, подобное цветовое решение считается традиционным для основного направления классицистического убранства; именно в такой цветовой гамме до нас дошла большая часть дворцовых интерьеров второй половины ХVIII века – эпохи, когда в России господствовал этот стиль. Однако классицизм подразделяется на несколько направлений, и потому варьирует его цветовое решение. В частности, так называемый «Александровский» классицизм тяготеет к отделке, в которой основной акцент делается не только на лепные украшения, но и на позолоту, а в интерьере обязательно присутствуют зеркала. Но сочетание пастельных оттенков и белого цвета остается характерным практически для любых интерпретаций в стиле классицизма. В отличие, скажем, от барокко, которое тяготеет не просто к пышности и роскоши изобразительных средств, но и продолжает тему «богатства» в цветовой палитре. Для барокко приемлемы яркие и насыщенные тона; интерьер в этом стиле может быть решен в ультрамарине или в красном и малиновом цветах. Главное условие – обилие позолоченных деталей.
Цвет обязан вписываться в заданную тематику и «работать» в тандеме со стилем.
В последнее время интерьерная мода тяготеет к различным этническим направлениям. Так, пользуются огромной популярностью всевозможные стилизации искусства Магриба, то есть современных стран северо-запада Африки – Алжира, Туниса и Марокко. Понятно, что в таком интерьере представлена практически полная палитра известных на сегодняшний день красок и цветовых сочетаний. Сложно сказать, какие именно оттенки наиболее точно отразят подобную эстетику. Так как Африка неизменно ассоциируется у нас с чем-то диким и дерзким, в таком интерьере смело можно использовать сочетания черного и, например, оранжевого, коричневого и золотого, красного и темно-серого.
Сегодня нередко можно встретить и такую разновидность до недавнего времени экзотического для нас направления, как мавританский стиль. Выбор цветовой гаммы для него обусловлен уже самим названием стиля: маурос в переводе с греческого означает «темный». Кстати, подобная мода возникла отнюдь не сегодня, а почти двести лет назад – в искусстве французского ампира в связи с увлечением современников египетскими мотивами. В наши дни вновь стало чрезвычайно модным оформлять в «восточном вкусе» курительные комнаты и кабинеты, спальни и ванные, напоминающие помещения роскошного сераля: малиновый и ярко-синий, насыщенный изумрудный и небесно-лазурный, терракота и охра, бронза и серебро, а главное, их смелое сочетание и широкое варьирование.
Еще один популярный сегодня способ оформления внутреннего пространства – так называемый японский стиль. Для него, напротив, характерен цветовой минимализм. Предпочтение в этом случае стоит отдать палитре, имитирующей естественные природные оттенки, а также сочетаниям белого и черного. Для подобной восточной стилизации стоит обратиться прежде всего к светлому бежу, почти белой гамме, контраст которой составят фактура и цвет натурального дерева.
Для загородного дома во все времена был и остается популярным русский, или скандинавский, стиль с обилием натурального дерева. Здесь в качестве отделки можно использовать практически любой набор цветов, лишь бы оттенков не было слишком много. Помимо прочих стилей, большинство сегодняшних владельцев недвижимости тяготеют к ультрасовременным способам оформления своего жилого пространства. Среди них прежде всего стоит отметить минималистскую эстетику, стили хай-тек, фьюжн и лофт. Последний, впрочем, нельзя отнести к разряду характерных решений интерьера загородного коттеджа. Что касается всех прочих, то их цветовая палитра может трактоваться достаточно свободно. Например, классическим вариантом хай-тека станет хромированный металл и, например, красный или бордовый. Однако столь эффектное визуально решение отнюдь не догма: металл, как известно, великолепно смотрится в сочетании с любым цветом.
Сочетание пастельных оттенков и белого цвета остается характерным практически для любых интерпретаций в стиле классицизма.
Какие именно художественные стили мы чаще всего берем за основу при обустройстве интерьера дома? Какую цветовую гамму стараемся использовать в помещениях в зависимости от той или иной выбранной стилистики? Безусловно, ответы на эти вопросы лежат в области личных вкусовых предпочтений. Однако всегда следует помнить, что от разумного сочетания стиля и цвета будет зависеть образ интерьера – нелепого и кричащего, старательно «притянутого» к таким понятиям, как «эстетика» и «гармония», или же действительно стильного (вне зависимости от стиля!), выдержанного в едином ключе и свидетельствующего о тонком вкусе заказчика и отлично выполненной работе дизайнера.
Светлана Россо
Источник: Журнал "Загородное обозрение"