Полосатое дерево — уникальный материал, разлинованный самой природой. Живая субстанция, из которой делают удобные и красивые вещи. Мода на него пришла в европейские интерьеры более ста лет назад, вместе с модой на этнику, которая по сей день остается актуальной. И сейчас, когда дизайнеры охотно включают в интерьер полоску — в самых разных интерпретациях, — полосатое дерево популярно как никогда.
Полоска: ритм и рифма
Полоска опять на пике популярности.
Это сильный инструмент дизайна, влияющий на зрительное восприятие пространства. Что такое полоска по сути? Контрастное чередование цвета, которое привлекает внимание. В зависимости от цвета и контекста полоска может сделать пространство торжественным или приветливым, строгим или оптимистичным, в общем, таким, каким хочется. Она способна зрительно увеличивать или уменьшать помещение, придавать ритм и динамичность. Поэтому полоска часто применяется как декоративный прием, который организует и даже рифмует пространство, конкретизирует объекты, вносит в интерьер смысловую закономерность.
Полоска на новом витке своих эстетических метаморфоз — это не просто легкий намек на чередующиеся полосы, похожие на размытый штрих-код, а констатация четкого рисунка линий и зигзагов.
Дерево из тропиков
Экзотическое дерево с полосатой текстурой — одно из самых выразительных средств создания ритмичного пространства. Ритм чередования полос задан здесь самой природой.
На пике полосатой моды — ценные и оригинальные по внешнему виду породы дерева: палисандр, зебрано, эбен, тик и американский орех.
Самые «фактуристые» породы с экзотическим полосатым рисунком принадлежат Африканскому континенту. Культура Африки наполнена первозданными красками и ритмами. Зебры, жирафы и леопарды. Барабаны, тамтамы, разрисованные лица. Дерево как будто впитало в свою структуру природные рисунки и энергичные ритмы. Зебрано и эбен, по сути, — одно из ярких воплощений этой дикой поэзии. Они и задают естественные параметры полосатой текстуры. Остальные породы деревьев, у которых «полосатость» выражена в меньшей степени, доводятся при изготовлении мебели до геометрического совершенства искусственным путем.
Что же влияет на природную полосатость экваториальных деревьев? Причина в том, что маятниковые колебания земли, возрастающие на экваторе, оказывают влияние на структуру местных деревьев: волокна накручиваются вокруг ядра дерева по спирали. Получается уникальная фактура, которая впоследствии становится главным украшением мебели. Кроме того, влияние тропического климата приводит к тому, что все деревья, произрастающие на самом жарком материке, имеют очень твердую, прочную и тяжелую древесину. Поэтому местные мастера изготавливают мебель очень простой и лаконичной формы, — ведь трудно вырезать из дерева, обладающего характеристиками металла (зебрано и эбен), что-нибудь изящное и замысловатое — сотрешь и руки, и инструменты.
В силу таких особенностей древесины современные дизайнеры редко проектируют мебель из цельного массива экзотических пород. К тому же ценная древесина капризна: ее то «коробит», то «ведет», то она трескается. Иногда все же в каталогах различных производителей появляются модели, выполненные из массива. В основном это что-то компактное, например, статуэтка из зебрано или журнальный столик из эбенового дерева. Причем, как правило, изделия, сделанные из массива дерева, имеют простые формы. Простота форм имитирует африканскую манеру изготовления мебели. Иногда, правда, дизайнеры позволяют себе несколько плавных изгибов, но это только попытка европейской эстетики ассимилировать дикий почерк Африки.
Экзотический пазл
Несмотря на сложности в обработке, экзотические породы остаются чрезвычайно востребованы в мебельном производстве. И так как актуальные формы мебели требуют от материалов высокой пластичности, то мастера-краснодеревщики, работая с экзотами, прибегают к технологии шпонирования, которую придумали еще в XVII веке, когда редкие породы только начали ввозить в Европу. Эти рецепты проверены временем и настолько совершенны, что используются и сейчас. Следование им — гарантия того, что созданная мебель будет красивой, долговечной и сможет передаваться по наследству из поколения в поколение. Поэтому технологи изучают старинные составы красок, лаков и клеев, а также саму последовательность процесса изготовления.
Мебель прет-а-порте, как правило, делается вручную. Бывает, что над одной моделью трудятся полгода. Сначала из массива дерева менее ценных пород (обычно это ель или дуб) создается каркас. Затем его обклеивают тонким шпоном из ценных полосатых пород. Получается своеобразный пазл из тонких фрагментов древесины, сложенных в различные узоры.
Трудно поверить, но полоски, которые тревожат искушенное сознание эстетов, тоже выкладываются подобно мозаике. Так что их непрерывность обманчива. Мастера воссоздают полосатый срез древесины вручную, перекраивая естественный рисунок так, что он открывается в своей максимальной интенсивности. Собранную и склеенную мозаику тщательно прокрашивают. Цвета могут быть различными, как вполне естественными, так и совершенно не характерными для этой породы дерева. Интересно, что самые темные фактурные полоски прокрашивают обычными чернилами. Далее на всю эту красоту накладывается воск, который идеально сглаживает поверхность. Несколько слоев лака завершают процесс превращения деревянных кусочков в монолитную конструкцию. Не зная технологии изготовления, догадаться о хитроумном способе сборки изделия просто невозможно.
Природный код
В принципе, техника шпонирования может сделать полосатым любое дерево, в фактуре которого присутствует хоть легкая пунктирность. «Не очень полосатые» палисандр, орех и тик доводятся до кондиции с помощью именно такой методики. По воле дизайнера любую древесину технологи могут сделать даже фиолетовой в крапинку. Иногда так и делают: берут, например, эбеновое дерево и доводят до крайней степени трансформации — превращая его поверхность в подобие пластмассы. Смотришь, вроде бы пластмассовый стол, а оказывается — деревянный.
Впрочем, в последние годы все же более актуальны вещи, выполненные из природных материалов, в которых естественная выразительность доведена до совершенства. В полосках дерева заключена информация о природе, к которой современный человек старается быть ближе. Каждая полоса — это период истории, изменение климата, астрологические события и масса других вещей, о которых только можно догадываться. Деревянный код полосок и зигзагов сообщает нам такой смысл, какой ни под силу передать даже искусству. Поэтому современный дизайн с помощью технологий старается усилить эту смыслопередачу. Ведь какой бы ни была полосатой древесина, концептуальность ее фактуре придают мастера-краснодеревщики, тонко выдерживая баланс между правдой жизни и силой искусства.
Дерево в полоску
Эбеновое (черное) дерево произрастает в Центральной и Восточной Африке, на Мадагаскаре, в Шри-Ланке и Южной Индии. Больше всего ценится африканский эбен. Древесина темная с металлическим блеском. Оттенки — от темно-коричневого или фиолетово-черного до антрацитово-черного со светлыми полосками.
Обладает прекрасной текстурой и необычайно мелким строением волокон, неразличимым для невооруженного глаза. Древесина является одной из самых твердых, тяжелых (плотность 1250 кг?/? куб. метр) и прочных в природе. Эта порода способна противостоять любым формам биологического воздействия, в том числе и термитам.
При полировке получается блестящая зеркальная поверхность, сухая и холодная на ощупь.
Это дерево окружено ореолом таинственности. Для некоторых африканских племен эбен — священное дерево. Так, например, жители племени Маконде вырезают из него скульптуры прародительниц. Другие племена делают из эбенового дерева обереги и талисманы, которые, по поверьям, наделяют владельцев силой и смелостью. Корни эбена широко используются в медицине. Эбеновое дерево является национальной эмблемой Танзании.
В Европе эбен появился в XVII веке. Используется для инкрустаций, мозаики. Из него делают музыкальные инструменты: кларнеты, флейты, гобои. Применяется для изготовления паркета.
Зебрано произрастает в Габоне и Камеруне. Древесина твердая и тяжелая, светло-золотистого цвета с узкими штрихами от темно-коричневой до почти черной окраски. Поверхность блестящая. Ценность представляет только сердцевина ядра. Так же, как и эбен, очень долго сохнет — от момента изготовления до времени использования, как правило, проходит от трех до пяти лет. Применяется в виде шпона для декорирования мебели.
Тик. Ареал произрастания: Бирма, Индия, Малазийский полуостров, Таиланд. Древесина от темно-золотистого цвета до оражево-коричневого с темными полосками. Под длительным атмосферным воздействием превращается в темно-коричневую или почти черную. Имеет крупную текстуру.
Удивительная прочность и долговечность тика подтверждены археологическими находками, так, например, археологи обнаружили в древнем индуистском храме абсолютно неповрежденные тиковые бревна возрастом более тысячи лет.
Тик — корабельное дерево, очень прочное и долговечное, как в сухих, так и во влажных условиях. В Европе в 1650 году тик стал использоваться для строительства кораблей.
Спрессованная тиковая пыль используется в качестве благовоний, а также применяется как средство от опухолей и головных болей в традиционной медицине.
Мебель из тика начали делать датчане.
Тик хорошо обрабатывается, поэтому, из него можно сделать все что угодно: и корабль построить, и вазу вырезать.
Теплый соломенный оттенок древесины хорошо сочетается со светлыми легкими интерьерами. Кухни, спальни, детские, ванные комнаты, веранды и даже садовые террасы — тик применяется везде, в любом виде и для различных целей. Природа щедро наделила это дерево как красотой, так и превосходными физическими характеристиками, которые делают тик универсальным материалом. Он подходит и для кухонных рабочих поверхностей, и для раковин (тик обладает редким свойством для дерева — устойчивостью к химическим веществам), и для самых изысканных моделей мебели.
Палисандр, или розовое дерево. Произрастает на острове Мадагаскар и в Индии. цвет — от розовато-коричневого до шоколадного с фиолетовым отливом, с пестрой полосатой гаммой.
Древесина очень прочная, тяжелая и плотная (плотность составляет 1000-1200 кг/куб. метр), почти такая же, как у эбенового дерева. Из-за высокой плотности тонет в воде, но при этом палисандр влагоустойчив и не подвержен гниению. Очень хорошо поддается механической обработке. Гладкая поверхность блестит. Древесина стоит очень дорого, так как дерево очень медленно растет. Для мебельного производства подходит дерево, которому не меньше двухсот лет.
В странах Восточной Африки и на острове Мадагаскар палисандр традиционно используется для изготовления изделий народного промысла, а в Индии из него делают лодки.
В Европе моду на палисандр ввел Людовик XIV. Во время его царствования палисандром стали называть разные породы экваториальных деревьев, в том числе очень темного оттенка.
Сейчас палисандр используется для производства элитной мебели, а также для отделки интерьеров роскошных яхт и дворцов. Применяется при изготовлении бильярдных киев, столов для бильярда, художественного наборного паркета и дорогих музыкальных инструментов.
Американский орех произрастает в Северной Америке. Зрелая древесина — коричнево-серая, с темными вкраплениями. Орех обладает замечательным свойством — он меняет цвет и структуру древесины в зависимости от климата и почвы. Орех сравнительно тверд, но достаточно легко поддается обработке, при этом он устойчив к деформациям.
Древесина обладает приятным запахом и ярко выраженной волнообразной структурой волокон. Используется в производстве фортепиано, мебели, а также для изготовления штучного паркета и паркетной доски.
Уже как минимум сто лет этнические мотивы будоражат творческую ауру искусства и дизайна. Причудливые и неожиданные образы иноземных культур постоянно возникают на пике европейской моды — то как нечто ярко выраженное и самодостаточное, то как легкий намек на экзотику. Но каждый раз этника выступает в новом амплуа, в котором акцентируется то фантастический взрыв цвета, то языческие орнаменты, то своеобразие природных материалов.
Творческие эксперименты с этникой начались в начале XX века, с появлением стиля ар деко, для которого было характерно смешение роскоши древних цивилизаций с природной наивностью первобытных племен, соединение экзотических орнаментов и традиционной живописи. Художники того времени сделали цвет самостоятельной ипостасью эстетического воздействия. Желто-лимонный, ярко-оранжевый, ядовито-зеленый, — каждый оттенок имел свою смысловую нагрузку. Чередование цветовых полос означало зашифрованный текст, послание. Именно тогда характерная окраска экзотических пород дерева стала одним из фирменных знаков этого стиля.
Ульяна Ольховская
Источник: Современный интерьер. Сибирь