Сегодня, помимо этих растений, рынок предлагает десятки и сотни видов растений, рассчитанных на жизнь в ограниченном пространстве. Конечно, надо уметь украшать свое жилище и офис цветами и растениями. Кто-то опирается только на свое чутье и вкус, а кто-то обращается за рекомендациями к специалистам. Вот несколько полезных советов от них.
Прежде всего, следует учесть, что по характеру и размерам растительные композиции чрезвычайно многообразны - от настольной миниатюры до крупной объемно-пространственной композиции зимнего сада. И каждому типу интерьера соответствуют свои модели композиций. Эти особенности связаны, прежде всего, с архитектурной планировкой современных типовых зданий. Сдвоенные рамы, подоконники, под которыми находятся отопительные приборы, общий дефицит полезной площади заставляют отдать предпочтение вертикальному озеленению с частичным использованием горизонтальной плоскости.
Для этого емкости с растениями крепят на кронштейнах у капитальных стен и колонн, помещают на декоративные решетки, застекленные перегородки и экраны, служащие опорой для ползущих и вьющихся растений - таким образом пространство как бы удается разделить на отдельные зоны или уголки. Там, где позволяет архитектурная планировка здания, можно использовать для подвесного озеленения ниши, арки, входы в здания и оконные проемы. Очень красивы подвешенные к потолку "цветочные люстры" - вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках - держателях. Такой "вертикальный" вариант позволяет максимально озеленить помещение и при этом не занимать площадь на полу.
Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество.
Исключительно декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды, как драцена, филодендрон или фикус бенгальский, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих. Для маленьких комнат лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры с широкими и нежными листьями.
Особенно красиво выглядят растения на скромном, неярком фоне. Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться крупнолистные растения, и, наоборот, к броскому узору обоев просятся филигранные листочки папоротников или ципериуса. При оформлении интерьера растениями следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры. Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках. Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.
К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых форм: сансевиерия трехполосая, монстера привлекательная, драцена и гусмания - или же для резкой контрастности растения, чей облик привлекает легкостью и непринужденностью: папоротники с перистыми листьями, розовая азалия.
К мебели из бамбука и ротанга, к маленьким шкафчикам и плетеным полкам, низким столикам и сиденьям подходят по стилю бромелии и орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, азалиями и растениями культуры бонсай. Английский и французский стили мебели, как и бидермейер, гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями, в облике которых есть мягкость: цикламен, камелия, а также пальмы и древовидные кадочные растения.
Однако нужно знать, что для эффектного зеленого убранства комнаты совсем необязательно перенасыщать ее растениями. Важно уметь выбрать из всего многообразия наиболее выразительные виды, гармонично сочетающиеся с интерьером квартиры.
Например, холлы, вестибюли, фойе, застекленные галереи, длинные коридоры и лестничные клетки требуют специальных приемов озеленения. Здесь подойдут групповые композиции в цветочницах - одиночных или по-разному скомпонованных в группы по 2, 3, 5 в зависимости от размеров каждого помещения. Их устанавливают у оконных проемов, стен, между колоннами. Чаще используют передвижные цветочницы с контейнерами-вкладышами, изготовленными из различных синтетических материалов, и керамические напольные вазоны. На дно контейнера закладывают дренаж - битый кирпич, древесный уголь, керамзит, а сверху насыпают специально подготовленную землю, в которую высаживают растения без горшков. В другом варианте растения устанавливают в горшках, используя в качестве заполнителя контейнера торф или песок. Можно создать зеленые уголки, скомпонованные из нескольких секционных контейнеров, нередко разной высоты и формы.
Растения для каждого контейнера подбираются таким образом, чтобы вместе они составляли единую композицию. Например, в самый крупный контейнер можно посадить фатсию японскую, в контейнеры среднего размера - красивоцветущую якобинию Поля, в остальных контейнерах создать зеленый покров из зебрины висячей или плюща мелколистного.
Если предстоит праздничное оформление интерьера, необходимо подготовить сменную экспозицию с обязательным включением цветущих растений. Можно рекомендовать линейно установленные цветочницы, включающие ярко-красные азалии и нежно-зеленый ажурный аспарагус перистый. В каждой цветочнице - по одной азалии и по три аспарагуса. По отношению друг к другу азалии расставляются в шахматном порядке. Когда же речь идет о крупных зеленых зонах, то специалисты предлагают устраивать их так, чтобы просматривался орнамент или рельеф, как нам доводится это видеть на городских клумбах и в ландшафтной архитектуре.
Растительный декор дома отнюдь не сводится только к тому или иному предпочтительному виду, сорту, эффектному цветению или красоте листьев. Выбор комнатных растений, их размещение в интерьере предполагает определенные познания, соблюдение известных условий освещения, температуры, влажности воздуха. Но не только это. Творческий подход требует, скорее всего, осмысления участия растительной декорации в общем ансамбле. В принципе, растения в сосудах можно держать во всех помещениях, следя за тем, чтобы они служили завершающим штрихом убранства.
Естественно, нельзя пренебрегать и их специфическими особенностями. В прихожей, скажем, где нет прямого света, подойдут пучки сухих цветов, замысловато изогнутые ветки. На кухне, где влажность и температура очень часто завышены, далеко не всегда удается выращивать желанные экземпляры. Что ж, тогда приходится мириться с содержанием их на наружном подоконнике. В спальне, детской, рабочем помещении можно себе позволить свободный выбор того, что более всего нравится. По общепринятым понятиям, цветы особенно желанны в гостиной, "представительном" помещении. Великолепные цветочные композиции можно создать в нише стены, выступе, изломе, используя конструктивные элементы, которые в изобилии предлагает традиционное монолитное строительство. Отнесем сюда же колонны, балки, скосы. Эти весьма нежелательные и неприятные для глаза изъяны становятся неузнаваемыми и весьма привлекательными, если подвести к ним ползучие, вьющиеся растения, лианы. В слабо освещенных холлах, в нишах коридоров и в комнатах психологической разгрузки рационально создание мини-климатронов - поместите сюда редкие миниатюрные кактусы или влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию "уголок тропического леса" или коллекцию эффектно цветущих узамбарских фиалок.
Интересно найти и необычное место для комнатных цветов: над проемом портала, в центре уголка отдыха, а то и на специальной этажерке. Тот, у кого хватит терпения, может оборудовать в своем доме уголок с бонсаем.
Этот особый сорт японских карликовых деревьев, выращиваемых и в комнатных условиях, настолько своеобразен, что не терпит рядом ничего другого. Фон подойдет белый или любой одноцветный. При умелом оформлении оригинальный декоративный элемент по своему воздействию вполне сравним с произведением пластического искусства. Точно так же, как при всех прочих мероприятиях по благоустройству дома, фактором огромной важности при озеленении дома выступает индивидуальный вкус. Иногда один-единственный цветок способен коренным образом преобразить атмосферу помещения, превратиться в "главное действующее лицо". Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения - на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие - на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека. Экзотические экземпляры, само собой разумеется, нуждаются в особом уходе, специальной заботе.
Большое значение имеет внешний вид емкостей, в которых содержатся растения. Это могут быть изящные декоративные, пластмассовые и керамические, нередко с национальным орнаментом, настольные, настенные и подвесные кашпо-вазы - их используют главным образом для озеленения квартир и малогабаритных служебных помещений. Ярко окрашенные пластмассовые кашпо хороши для детских комнат. Низкие керамические вазоны разнообразной формы и окраски можно использовать для устройства живописных миниатюрных композиций, украшающих интерьер гостиной. Хороши для современного интерьера подвесы для растений, сплетенные в технике макраме.
Методика размещения растений в интерьере и построения художественно-декоративных композиций основана на знании эколого-географических особенностей каждого ботанического вида и законов современной аранжировки. Декоративное озеленение даст желанный результат при сочетании трех моментов: умелого выбора растительного вида, выгодного местоположения и достаточной культуры ухода. Создание зеленых интерьеров - особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов нередко работают совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.