Еще во времена Киевской Руси городские кузнецы искусно ковали из железа и стали предметы быта, сельскохозяйственные орудия, инструменты ремесленников, оружие и доспехи, конскую сбрую. Все эти виды изделий предназначались для практического использования, а поэтому они делались добротно, хорошо отвечали своим функциям.
В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в русском искусстве XVII-XVIII столетий. Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, воротами.
Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла.
В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. В Петербурге с ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.
Если для литья рисунок и разработку всей декорации давал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование и доработку деталей кузнецом.
Фантазия и мастерство, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяют создавать высокохудожественные произведения искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла.
В XX веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, художественная ковка стала упрощаться.
С древних времен методы производства ковки почти не изменились, не считая того, что из кузницы исчезли меха для раздувания огня и появились пневмомолот и электросварка. Но эти технологические новшества лишь упростили процесс изготовления изделий, не изменив при этом сути. Входя в кузнечный цех, чувствуешь веяние древности: мастера в длинных фартуках и мерцание огня - в кузнице все по-прежнему. Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. И это бесспорно, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.
Кованые ограждения являются одним из элементов системы безопасности домов, офисов, коттеджей, парковок и т.д. Кованые заборы охраняют территорию от вторжения непрошенных гостей и возможных неприятностей. Но кроме этого они выполняют и эстетическую функцию. В гармонии с общим стилем дома, малых архитектурных форм находящихся на территории, воротами, калиткой, оформленным крыльцом и балконными ограждениями, они создают общий неповторимый стиль зданию и окружающей его территории.
Несмотря на строгую красоту и элегантность сварных заборов и оград, несомненными лидерами здесь являются именно кованые заборы. Только в них сочетаются легкость и прочность, изящество кованого кружева и несомненные защитные характеристики, легкий ажурный рисунок и чувство спокойствия и защищенности за ним.
В зависимости от выбранного эскиза и метода окрашивания кованые заборы и лестничные ограждения могут гармонично подчеркнуть и обыграть любой стиль, в котором выполнены дом и окружающая его территория. Будь то классицизм, барокко или модерн, исполнение ограждений в кованом металле всегда подчеркнет то главное, что несет в себе стилевое направление.
Вместе с развитием истории искусства художественная ковка прошла долгий путь, и сегодня мы можем позволить себе ворота в стиле барокко, классики или модерна.
Стоит отметить, что еще в петровские времена, когда в Петербург был завезен западный стиль ковки, появилось неписаное правило "подавать" ограду особняка как визитную карточку его владельца. На ворота помещались фамильные гербы, символы рода, именные вензеля. Колонны, обрамлявшие ворота, могли венчать каменные, кованые, литые символы гостеприимства хозяина дома. В зависимости от того, встречали гостя грозные мистические химеры, благородные львы, или просто цветочные чаши с узором из переплетенных лилий, становилось понятно, чего ждать от хозяина: благодушия, официального приема или встречи в холодных тонах. Можно сказать, таким изысканным образом хозяин давал гостю возможность подготовиться к визиту и предупреждал о своем характере, своих увлечениях и роде деятельности.
Сегодня традиция такой "визитной карточки" по-прежнему актуальна. Сам стиль, который выберется для ограждения, будь то консервативная готика или возвышенный ампир, уже могут дать психологический портрет хозяина, рассказать о его отношении к своему дому, к окружающему миру и, возможно, о художественных вкусах. Можно создать свой личный герб, даже не обладая дворянской родословной, и украсить кованые ворота собственной геральдикой.
В каждой крупной компании, занимающейся художественной ковкой, художники и дизайнеры всегда выслушают пожелания заказчика и постараются воплотить их в лучшем виде.
Любые изделия художественной ковки, включая и ограждения, выполненные по индивидуальному заказу, авторская работа и уже по определению обладает некой художественной ценностью. Можно ли назвать ее произведением искусства - это уже вопрос уровня мастерства художника и кузнеца, и, конечно, уровня цены.
Как правило, компании предлагают несколько ценовых категорий. Например, "элит", "бизнес", "эконом" и "минимум". Условно 1 м2 в "элите" будет стоить от 800 у. е., в "бизнесе" - 400-800, в "экономе" - 200-400, "минимум" - до 200 у. е. Падает, правда, не только цена, но и количество кованых деталей в готовом изделии. В вариантах "эконом" и "минимум" появляются стандартные детали и повторяющиеся элементы, и не исключено, что вы увидите почти такую же лестницу в другом месте.
Еще существует метод холодной ковки - штамповка, или псевдоковка, с помощью которой могут быть изготовлены отдельные детали, например, листья и розетки, повторяющиеся в узоре. Псевдоковку выполняет машина-автомат, в которую закладывается определенная программа. Определить такой предмет несложно: металлические пруты в нем не изменяются по толщине, а только гнутся. А при горячей ручной ковке с тем же прутом происходят трехмерные превращения: изгибаясь, он может в одном месте утолщаться, в другом - становиться более плоским, расширяться и т. д. Конечно, штампованные изделия наиболее доступны по цене, но об эксклюзивности здесь речь уже не идет.
Далее о стилях, точнее о характерных деталях и элементах некоторых стилей, которые могут быть воплощены в ковке.
Еще на этапе проектирования необходимо оценить стиль самого здания, учесть особенности интерьера, обстановки или ландшафта, который должна дополнить ковка.
Признанные особенности классического стиля - повторяющиеся симметричные рисунки с уравновешенной композицией, гармоничной соразмерностью частей и такими типичными природными образами, как виноградная лоза, цветы разных видов и плавно изогнутые листья.
Готика - один из интереснейших стилей для кузнецов: она очень сложна для ковки, требует много времени и мастерства. Ее отличительные черты: острые шпили, просечки (соединение двух прутов, при котором один проходит через другой).
Ковка в стиле барокко изобилует множеством листьев, розеток.
Линии кованого модерна очень свободны, перетекают друг в друга. Рисунок почти не повторяется по всей длине ограждения и оставляет впечатление легкости и возвышенности.
Монтаж уличных ограждений начинается с установки несущих элементов - столбов или колонн, которые могут быть как металлическими, так и деревянными, каменными, бетонными.
Главный вопрос, который волнует фирму, монтирующую ограждения, - крепление, поэтому желательно вовремя сделать закладные - металлические пластины, к которым с помощью сварки будет крепиться кованая часть забора или петли ворот и калиток. В тех случаях, когда закладные не предусмотрены, используют анкерные крепления. При этом процесс становится более трудоемким и дорогостоящим.
Монтаж оконных решеток осуществляется довольно традиционным образом: в стену заводятся стальные штыри, к которым привариваются сами решетки.
Следует отметить, что кроме крупных функциональных ограждений можно изготовить в единой стилистике с ними другие декоративные предметы - решетки для каминов, светильники, торшеры, бра, напольные вешалки и др. Они сделают дом более теплым, создадут уютную атмосферу. А в ландшафтном дизайне всегда актуально выглядят кованые перила для мостиков, скамейки и даже ограды для отдельно стоящих красивых деревьев.
Кованые изделия, находящиеся в доме, нуждаются в минимальном уходе. А вот изделия, эксплуатируемые на улице, подвергаются воздействию влаги, песка, грязи, замерзанию и требуют к себе большего внимания. Конечно, при производстве изделия его защищают от вредных воздействий окружающей среды разными способами. Самый надежный способ - горячее, холодное цинкование или нанесение слоя других покрытий перед покраской. Более дешевый, но тоже качественный вариант - грунты и краски, выбор которых сейчас довольно обширен: химически стойкие краски, алкидные эмали, порошковые покрытия, специальные кузнечные краски. Практически любая компания предложит вариант, адекватный требованиям заказчика. Но в любом случае "уличную" ковку придется подкрашивать.
По материалам компании "Графика Металла"
www.graphicartsmetal.ru, www.elitdom.com, www.strm.ru
Дополнительная информация по телефону 231-44-55
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 13 за 2007 г.