Репутация керамического покрытия давно не вызывает сомнений. Плитка практична, красива и долговечна. Причем, последняя ее характеристика надежно проверена тысячелетиями истории человечества. И вполне естественно, что на современном рынке строительных и отделочных материалов керамическая плитка занимает стабильную и твердую позицию, уверенно лидируя в и интерьере, во внешнем архитектурном убранстве, в ландшафтном дизайне.
Производство керамики считается одним из самых древних занятий человека.
Известно, что понятие «керамика» возникло в обиходе древних греков, которые еще в незапамятные времена научились создавать из глины посуду, украшения и предметы быта. Собственно, керамикой называли любые изделия, в которых глина выступала главным компонентом. Ее смешивали с полевым шпатом, кварцем или известью, и из этого состава создавали не только изумительные по красоте, но и исключительно функциональные вещи.
До сих пор удивляет, насколько хорошо сохранились дошедшие до нас из древности предметы, сделанные из обожженной глины. В этом смысле керамика стала настоящим кладезем для историков и археологов, которые именно с помощью гончарных изделий смогли досконально воссоздать для нас картину культуры Древнего мира. Ведь ни одно другое ремесленное производство не оставило после себя столь богатого и разностороннего материального наследия. Как бы там ни было, а долговечность керамики как материала не вызывает никаких сомнений. К тому же керамика, в основе которой как тысячелетия назад, так и сегодня, лежит извечный союз трех стихий – земли, воды и огня, – представляет собой экологически чистый материал. Не говоря уже о том, что керамические предметы чрезвычайно красивы и обладают неповторимой аурой.
Плитка красива, функциональна, достаточно прочна. Видимо, по этой причине керамика давно перешагнула традиционные горизонты кухни, ванной комнаты и туалета и, словно продолжая традицию далеких античных интерьеров, уверенно завоевывает новые пространства в обстановке современного дома.
Это касается и керамики как отделочного материала, история которой не менее богата, чем декоративно-прикладное искусство. В частности, известно, что уже в крито-микенской Греции полы в богатых домах украшались мозаикой или мелкой керамической плиткой. Без ее приятной шероховатости или, напротив, блеска полировки, дарящих прохладу в самый жаркий зной, не обходилась и обстановка апартаментов состоятельного древнего римлянина. В архитектуре керамическая плитка также сыграла свою роль, например продемонстрировав великолепные примеры глазурованной облицовки мечетей в Средней Азии и арабских странах. Там же нашла применение и узорная кирпичная кладка, и рельефная терракота. В интерьере создание керамических полов достигло поистине невиданных высот в эпоху Возрождения. Эстетику и практичность керамики плодотворно эксплуатировало искусство модерна.
Сегодня можно говорить о своего рода буме керамических покрытий. Дело в том, что плитка отвечает целому ряду основных требований: она красива, функциональна, достаточно прочна. Видимо, по этой причине керамика давно перешагнула традиционные горизонты кухни, ванной комнаты и туалета и, словно продолжая традицию далеких античных интерьеров, уверенно завоевывает новые пространства в обстановке современного дома. Кроме того, она остается неотъемлемым атрибутом ландшафтного дизайна, а также широко используется в архитектуре в качестве внешнего убранства.
Итак, керамическая плитка. Не будет преувеличением сказать, что современный рынок поистине изобилует этой продукцией. Плитка представлена в диапазоне от недорогой отечественной до элитной импортной, от гладкой и монохромной до необычайно изысканной и фактурной, от прямоугольной до круглой, ромбо- и трапециевидной и т. д. Наверное, труднее вообразить, какой плитки не существует, чем перечислить все возможные ее варианты. Тем не менее, помимо сугубо эстетических свойств керамического покрытия, выбирая плитку, необходимо четко представлять себе и то, для каких именно целей она будет служить в дальнейшем. Дело в том, что наряду с декоративными достоинствами каждый вид плитки обладает определенными техническими характеристиками. Это означает, что в зависимости от уготованного керамическому покрытию места в интерьере дома (иными словами, от условий помещения и характера его эксплуатации) плитке придется противостоять целому ряду механических, температурных, химических и прочих неблагоприятных воздействий. А значит, плитка должна быть не только красивой, но и прочной, и приемлемой по соотношению цены и качества.
Бывает, что плитка, великолепно смотревшаяся в каталоге на стенде в магазине, блекнет в живом интерьере. Здесь на помощь придет знание законов цветоведения и перспективы, прогнозирование эффекта освещения с учетом степени отражения поверхности самой плитки. Поэтому стоит обратить внимание на доводы профессионального дизайнера.
Следует знать, что плитка различается по группам износостойкости. К первой из них относятся покрытия для жилых помещений с малоинтенсивным движением. Плитка используется не только традиционно в ванных комнатах, а становится вполне привычным элементом, скажем, в интерьере спальни, а также других помещений, куда редко проходят в уличной обуви. Выбор такой плитки не составит особого труда. Здесь можно целиком и полностью положиться лишь на собственные вкусовые предпочтения.
Для помещений с более напряженной «личной жизнью», например гостиной (главным образом того ее уголка, в котором находится камин), прихожей или кухни, лестничных пролетов, бассейна и т. д., следует выбирать плитку, относящуюся уже к третьей или четвертой группам. То есть гораздо более прочную и, как правило, дорогостоящую. Нередко для напольного покрытия в таких помещениях используют керамогранит, который является разновидностью керамической плитки и обладает более высокой износостойкостью и великолепными декоративными свойствами. Именно он идеален и для ландшафтных работ.
Сегодня наряду с некогда привычной нам плиткой формата 15 х 15 см в моду уверенно ворвалась крупноформатная плитка 30 х 30, 30 х 60 и 40 х 60 см. Можно сказать, что именно ей принадлежит первенство в создании современного стильного интерьера. По крайней мере, традиционную плитку, которой облицовывались полы в санузлах и пространство над мойкой в кухне в советских квартирах, можно встретить гораздо реже, да и то чаще в сочетании со всевозможными декоративными фризами, вставками и прочими изысками.
Еще одним распространенным способом оформления сегодняшнего интерьера становятся наборные мозаичные панно из мелких кусочков керамики. Нередко из них создаются целые картины или абстрактные композиции. Не будет преувеличением сказать, что сегодняшняя керамика самым революционным образом ставит с ног на голову прежние каноны и диктует все новые стандарты, претендуя подчас на роль акцента в интерьере.
Впрочем, особо обольщаться на эту тему не стоит, ведь далеко не каждая красивая, с вашей точки зрения, плитка непременно украсит интерьер. К сожалению, часто бывает наоборот: то, что великолепно смотрелось на стенде в магазине, а тем более в каталоге, поблекло и поскучнело в живом интерьере. Здесь на помощь придет знание законов цветоведения и перспективы, прогнозирование эффекта освещения с учетом степени отражения поверхности самой плитки. Конечно, однозначных советов никто не даст, но даже небольшое «погружение» в тонкости плиточной науки поможет выбрать оптимальное керамическое покрытие. Поэтому не всегда стоит прислушиваться лишь к подружкиным советам и собственным домыслам, а стоит обратить внимание на доводы профессионального дизайнера.
Так, например, доподлинно известно, что в небольших помещениях лучше всего использовать плитку светлых тонов. Секрет прост: она зрительно увеличивает пространство. Огромные же пространства можно смело облицовывать яркой и контрастной по цвету плиткой, а также декорировать их в темной гамме, при этом всегда помня, что на большой поверхности цвет плитки будет казаться гораздо насыщеннее и интенсивнее, чем на маленьком стенде в магазине.
Нелишним будет знать и то, что всевозможные загрязнения гораздо отчетливее видны на светлой и однотонной плитке, нежели на темной или зернистой поверхности, зато последняя сложней в уборке. А вот царапины и иные мелкие дефекты будут куда заметнее на блестящем покрытии, чем на матовом. Одним словом, насколько бы хороша ни была очаровавшая вас плитка, остановиться все-таки следует на той, которая станет разумным компромиссом функциональности и эстетики, веяний моды и, главное, здравого смысла.
Из всего огромного разнообразия керамической плитки, представленной сегодня на строительном рынке, в самом дорогом сегменте предлагается продукция Италии и Германии. Впрочем, это далеко не приговор. В зависимости от фабрики и конкретной коллекции цены на керамические покрытия этих признанных мировых лидеров могут существенно варьировать. И если, скажем, стоимость «именной» плитки начинается от 1,5–2 тыс. руб. за кв. м, то та же итальянская плитка, но в более скромном варианте обойдется значительно дешевле. Что делать, за эксклюзивность приходится доплачивать…
Среди последних веяний наиболее популярна плитка, имитирующая как растительные материалы, в частности ценные породы дерева, так и жесткий металл, яркую бронзу, вызывающую ржавчину или, например, покрытие, по цвету и фактуре напоминающее железобетонную опалубку.
Кроме того, большую нишу занимает и продукция ряда других европейских стран. Несколько дешевле итальянской керамическая плитка из Испании (впрочем, здесь тоже не исключена возможность встречи с дорогой элитной продукцией), Португалии, Чехии и Словакии. В последние годы специалисты отмечают заметный рост качества и, соответственно, уровня продаж польской и турецкой керамики. Если обстоятельства диктуют выбор более дешевого покрытия, то можно остановиться на отечественной или белорусской плитке. Цены на нее остаются наиболее демократичными – 150–300 руб. за кв. м. Впрочем, такая плитка вряд ли подойдет для пола, например, в прихожей. А вот для ванной комнаты или настенного покрытия она вполне пригодна.
Широкий ассортимент плитки сопровождается крошечными соблазнительными деталями, которые становятся акцентами в отделке и привлекают внимание. Особенно популярны бордюрные плитки с цветочным орнаментом.
Производится российская керамическая плитка, как правило, на итальянском оборудовании, к тому же за образец нередко берутся дорогие европейские аналоги. Одним словом, качество ее оценивается как вполне достойное. Этого мнения придерживаются довольно многие, ведь, по статистике, именно недорогому продукту «местного производства» принадлежит половина общего объема продаж. В сегменте недорогой керамической плитки выступает и продукция китайских производителей. В плане цветовой гаммы выбор ее достаточно широк, однако, опять-таки, для помещений, где будут много и часто ходить, лучше использовать керамогранит.
Следует сказать несколько слов и о модных тенденциях. Сегодня большинство дизайнеров отдают предпочтение светлым оттенкам, геометрическому рисунку, а также плитке, имитирующей натуральный камень, например мрамор, известняк или гранит. Несмотря ни на что, классика, как всегда, остается в моде.
В этом смысле актуален стиль «рустик» с оригинальными стилизациями под античность и Средневековье. На пике керамической моды и современные тенденции, выдержанные в диапазоне от модерна до хай-тека. Среди последних веяний наиболее популярна плитка, имитирующая как растительные материалы, в частности ценные породы дерева, так и жесткий металл, яркую бронзу, вызывающую ржавчину или, например, покрытие, по цвету и фактуре напоминающее железобетонную опалубку. Что делать, мода капризна и непредсказуема, а современный интерьер предъявляет все больше претензий на статус авторского, а значит, оригинального и эксклюзивного пространства.
Безусловно, нельзя не упомянуть и взлет интерьерной моды на этнику. В этом смысле актуальна керамическая плитка, выдержанная в определенных характерных традициях того или иного народа.
Для бордюров, которые время от времени сопровождают керамическую плитку (традиционно на стене, а сегодня все чаще и на полу), актуальны контрастные цвета, необычные фактуры и обязательно наличие орнамента. К счастью, выбор есть, и достаточно большой, что открывает возможности создания самых разных по тематике и стилю и роскошных интерьеров а-ля «пред-а-порте».
Светлана Россо
Источник: Журнал "Загородное обозрение"