Так уж получилось, что вопрос о напольном покрытии в собственном доме для многих москвичей становится сегодня едва ли не самым актуальным.
«Была бы крыша над головой», — говорили мы раньше. Но крыша в городских домах одна на всех. И она в большинстве случаев в ведении ЖКХ. Другое дело, пол.
Действительно, в чем мы измеряем величину нашего жилья и показатели обеспеченности им на душу населения? Правильно, в метрах. Но, в метрах чего? И опять же правильно, пола. Так что не о крыше уже идет речь. Новое выражение может и должно быть таковым: «Был бы хороший пол под ногами». Вот и выходит, что тема напольного покрытия становится на сегодняшний день одной из самых актуальных.
Договоримся о терминологии
Когда мы говорим об «оптимальном варианте» напольного покрытия, мы не имеем в виду, что это самый лучший вариант из всех, которые могут нам быть предложены. Но это, безусловно, лучший вариант, достигаемый нами с наименьшими затратами физических, материальных, временных и прочих усилий.
Так из чего мы все-таки выбираем?
Рынок напольных покрытий наполнен хорошими и разными товарами. Начнем по порядку.
- Художественный паркет с инкрустацией? Дорого и недоступно.
- Мраморный пол с мозаикой? Оставим для дворцов.
- Линолеум традиционный промышленный? Не будем о грустном.
- Линолеум коммерческий? Хорош. Но, на любителя.
- Ковролин? Требует тщательного ухода.
- Натуральный паркет? Пожалуй. Следует подумать. Ах, еще и укладка?
- Паркетная доска отечественная? Отслаивается, скрипит, быстро теряет «товарный вид».
- Паркетная доска импортная? То, что надо. Вот только денег займу.
А теперь давайте представим себе напольное покрытие, которое отличается достаточной красотой (при умеренной стоимости), удобством в доставке, простотой в укладке, легкостью в уходе, безопасностью и надежностью в эксплуатации, долговечностью. Оно модно, современно и пользуется широким европейским признанием. Поскольку вы уже догадались, я не стану называть его, дабы не подвергать сомнению свои бескорыстные помыслы.
Мнение независимого эксперта (Петр Игнатущенко)
На сегодняшний день это одно из наиболее модных современных экономичных и перспективных напольных покрытий. Лет через пять оно будет почти в каждом доме. Значительный разброс цен на данный продукт делает его доступным для людей с разным уровнем достатка. В чем его притягательная сила? Даже самый красивый линолеум воспринимается нами как пластик, в то время как он, ламинат, создает ощущение присутствия в жилище живого дерева.
У ламината есть много замечательных свойств. Хороший ламинат можно собирать и разбирать в напольное покрытие до трех раз. Если он надоел в спальне — не возбраняется перенести его в кабинет; надоел в городе — отправляйся на дачу и т.д.
Можно ли выделить пять «за» и пять «против» ламината?
Пять «за»:
- передает фактуру дерева самых разных пород;
- многократно применим;
- не требует квалификации и длительного времени в укладке;
- экологически нейтрален, безопасен;
- специально создан для жилища европейца — представителя «среднего класса».
- пианино или кресло на колесиках при частом перемещении способны оставить заметные следы (результат давления и скольжения попадающих под них песчинок);
- падение детских металлических игрушек, а также прочих твердых предметов (ножи, вилки) порождает не очень приятный звук;
- сильные удары острых предметов способны привести к возникновению сколов;
- некоторые дорогие виды ламината с боковыми фасками на плашках требуют повышенного ухода, поскольку в местах их состыковки (в декоративно-выразительных ложбинках) может скапливаться грязь;
- ламинат не является «теплым» материалом (если вы привыкли ходить дома босиком, то он более выигрышен для лета).
Какой ламинат должен вызывать наши опасения?
Одним из показателей товара является его цена. Но что можно сказать о ламинате, предлагаемом нам по цене $6–8 за 1 м2? Если из нее вычесть стоимость доставки, таможенные пошлины, налоги и т.д., то такая стоимость может быть только у картона. Серьезные компании не берутся даже за его укладку, поскольку они должны давать гарантию качества своей работы, а этот ламинат может повести себя непредсказуемо. Оптимальная цена данного материала — $17–18 за 1 м2. Она бывает и выше при соответственно более высоком качестве товара.
Как отличить внешне ламинат более низкого качества?
Во-первых, у такого ламината плохая защелка; во-вторых, он похож на явно искусственную продукцию (пластик), в то время как у хорошего ламината — фактура дерева и высоконадежная защелка. Это способен увидеть даже неискушенный покупатель.
Применимо ли к ламинату такое понятие, как «запас прочности»?
Да. Оно передается через понятие «обороты», т.е. количественные показатели истираемости. Некоторое время назад к нам поступал ламинат с пометкой — 23 класс (12 тыс. оборотов на одном месте), в настоящее время пометка на всем ламинате — 31 класс. Это такой запас по истираемости, который при эксплуатации напольного покрытия в жилище не нужен. Ламинат с такими показателями скорее нужен в офисах и других общественных местах.
Ламинат 31 класса дороже и может служить дольше. Конечно, он отвечает нашей, российской основательности. Но за рубежом люди меняют напольное покрытие не тогда, когда оно отжило свой век, а тогда, когда оно надоело или просто вышло из моды.
Мне самому не понятно, как можно давать зарубежному пользователю гарантию на ламинатное покрытие на 15 лет или «на весь срок службы», что делают некоторые фирмы-производители?
Может ли на ламинате стоять отопительный прибор?
В этой связи проблем не возникает. Ламинат обладает не только водоотталкивающими, но и пожаробезопасными свойствами. Кстати, имеется ламинат, сделанный по принципу «теплый пол», когда нагревательные кабели оказываются вмонтированными в сами плашки. Такой пол нагревается по всей площади. Стоимость этого ламината достаточно высока.
Нужно ли использовать специальные инструменты при сборке ламината?
Некоторые фирмы рекомендуют покупать наборы таких инструментов. Их стоимость составляет около 400 руб. Но поскольку такие наборы имеют одноразовое применение, наши домохозяева обходятся и без них. В этом случае необходимо следовать предписаниям, содержащимся в прилагаемой к каждому комплекту ламината инструкции, используя свой домашний инструмент и подручные средства (например, клинышки и т.д.).
Единственные сложности могут возникнуть тогда, когда вам понадобится обойти проходящие через пол с нижнего этажа водопроводные трубы. Для этого в предлагаемых наборах инструментов как раз имеются специальные насадки, с помощью которых в ламинате высверливаются отверстия нужных размеров. Но и здесь возможны варианты: в этой связи другие фирмы предлагают свои полуфланцы-накладки. Они с двух сторон охватывают трубы, проходящие через пол, и аккуратно закрывают сверху неправильности выбранных в ламинате отверстий.
Где лучше покупать ламинат? На рынке, в магазине или где-то еще?
Рынок для этого не самое подходящее место. Лучше покупать его у фирм, специализирующихся на продаже напольных покрытий по более широкому спектру. Важно, чтобы у этой фирмы была продукция разных стран-производителей: Швеции, Норвегии, Бельгии, Германии. Не поленитесь зайти в один, другой, третий магазин и поговорить с менеджерами. Небольшие фирмы, как правило, относятся к покупателю более внимательно. На выставках же и в крупных компаниях ориентируются в большей степени на оптового покупателя. У них есть и розница, но там цена фиксированная.
Фирма-дилер, заключившая контракт с фирмой-поставщиком на торговлю и торгующая прямо со склада крупной фирмы, скорее сделает вам скидку, чем, например, это сделают в розничной торговле. Дилер может предложить вам продукцию, поставляемую из разных стран-производителей (и у вас появится возможность познать все в сравнении), в то время как крупная фирма-поставщик чаще имеет дело с какой-нибудь одной страной-экспортером.
Есть ли разница в ценах на ламинат в зависимости от географии московских рынков?
Все цены примерно одинаковы. Их рекомендуют придерживаться крупные фирмы-поставщики. Демпинг не приветствуется. Но дилеры могут вам пойти навстречу.
Где можно получить исчерпывающую информацию о ламинате?
На специализированных выставках по напольным покрытиям. После осмотра экспонатов, беседы с менеджерами и консультантами нужно вначале определиться со страной-производителем, далее — определиться в коллекции, наконец, выбрать продавца, способного отпустить вам нужный товар по доступной цене. Неплохо, конечно, предварительно «полазить» по Интернету или почитать информационно-рекламные журналы.
Н. Алексеев
Источник: Строительный сезон