Изобретенный и запатентованный в России способ термостабилизации позволяет резко снижать энергозатраты при высокой холодопроизводительности и, как следствие, создавать экономичные твердотельные охлаждающие приборы и устройства, не использующие жидких или газообразных теплоносителей (фреон, аммиак, углеводороды).
Использование энергосберегающих термоэлектрических технологий позволило создать холодильники с высокими потребительскими свойствами. Их отличает:
- абсолютная бесшумность, обусловленная отсутствием компрессоров, вентиляторов и других вращающихся частей;
- экономичность, заключающаяся в меньшей по сравнению с другими холодильниками аналогичного полезного объема потребляемой мощности;
- высокая надежность, связанная с отсутствием требующих герметизации компрессоров, трубопроводов, испарителей, электромеханических реле-регуляторов;
- экологическая чистота, определяемая отсутствием озоноразрушающих ядовитых и пожаровзрывоопасных теплоносителей;
- высокая ремонтопригодность, выражающаяся в простой замене электронной платы с помощью отвертки.
В настоящее время разработаны и серийно поставляются Министерству путей сообщения холодильники "РХ-30" в специальном транспортном исполнении полезным объемом 30 и 55 дм3 и потребляемой мощностью не более 30-45 Вт в установившемся режиме.
Наряду с экологической чистотой и взрывопожаробезопасностью использование в конструкции исключительно электронных узлов обусловливает виброударопрочность, а применение специального алгоритма управления обеспечивает поддержание в камере заданной температуры +5 °С при температуре окружающей среды до +40 °С.
Такой холодильник можно устанавливать в кабинах водителей грузовиков междугородных перевозок. Потребляемая мощность включенного холодильника за время ночевки водителя не приведет к заметному разряду аккумулятора.
Другим серийно выпускаемым изделием является малогабаритный встраиваемый холодильник - мини-бар с полезным объемом 42 дм3 и потребляемой мощностью не более 35 Вт, разработанный для установки в офисную мебель (гостиничную, больничную и т. п.).
Перечисленные достоинства предопределяют широкие возможности использования рассматриваемых холодильников в автомобильной, железнодорожной и авиационной технике, а также в медицине, прежде всего для решения задач в экстремальных ситуациях:
- термостаты для хранения и транспортировки донорской крови, плазмы и медикаментов, выращивания культур микроорганизмов и других нужд, обеспечивающих поддержание заданной температуры с точностью до 0,5-1 °С в интервале температур от -30 °С до +60°С;
- аппарат для подогрева донорской крови непосредственно перед переливанием;
- охлаждающий шлем и охлаждающие покрывала для транспортировки пострадавших с травмами головы, спины, грудной клетки, конечностей;
- охладители и подогреватели обеззараженной питьевой воды для установки в палатах, в ординаторских и операционных.
Весьма перспективной представляется разработка бесфреоновых климатических установок (систем кондиционирования воздуха). По этой тематике уже проведены научно-исследовательские работы и ведется макетная отработка технических решений.
Использование разработанных термоэлектрических технологий позволяет создать ряд кондиционеров холодопроизводительностью от 100-200 Вт до нескольких Вт. Такая климатическая установка сможет автоматически обеспечить охлаждение, а при необходимости и подогрев воздуха в зависимости от температуры окружающей среды. Для перемены режима работы необходимо лишь поменять полярность электропитания установки.
Подобный кондиционер может быть изготовлен как в виде распределенной системы для индивидуального воздушного душа, так и в виде моноблоков, причем холодопроизводительность изделия может увеличиваться простым наращиванием 1-2-киловаттных модулей.
В.А. Колобаев,
генеральный директор
научно-проектной организации "Русский холод"
(По материалам журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века")