Материальная и духовная культура народа, развивающаяся в какой-то определенной естественной среде, неизбежно несет на себе явственный отпечаток ее влияния. Очень хорошо и точно сказал академик Лихачев: "Страна - это единство народа, природы и культуры". Архитектуре жилища в данной аксиоме принадлежит не последнее место: именно в ней наиболее зримо проявляется связь человека со своей землей, природой, Отчизной.
Деревянный дом, построенный с использованием опыта предков, "на восток возводивших алтарь да на запад рубивших окно", хранит ту непередаваемую даже самым утонченным слогом ауру, те исконно русские дух и нравственность, которые завещаны нам поколениями славян. Именно в глубоком осмыслении традиций деревянного народного зодчества, в умелом и тактичном их учете в сегодняшнем проектировании и строительстве видится один из путей преодоления однообразия застройки, один из способов создания индивидуального и запоминающегося облика современного загородного дома.
В старину все начиналось с выбора удобного участка для строительства. Русский крестьянин отыскивал "место угоже, высоко и красно", чтобы было высоко, сухо, солнечно, не ветрено, рядом были лес и речка, удобные подъезды, а окна выходили "на день", то есть на солнечную сторону. Потом начинали рубить дом "добро и стройно". Однако при всех положительных качествах дерева один из весьма серьезных его недостатков - подверженность гниению - делал деревянные сооружения относительно недолговечными: редкая изба стояла больше ста лет. Именно поэтому наибольшее применение в строительстве жилья нашли хвойные породы - сосна и ель, смолистость и плотность древесины которых и обеспечивали необходимую сопротивляемость загниванию. На Севере использовали также лиственницу для строительства и кедр для внутренней отделки. Зимой, пока дерево спит и лишняя вода в землю ушла, заготавливали строительный лес. Бревна лежали до весны. Фундамент, который делали из камней или на столбиках, отстаивался год. Затем, собственно, и начинали поднимать сруб, ждали год-два, пока сруб "сядет", и только потом, по весне, переходили к внутренним помещениям и внешней отделке, которую вели по принципу "Любим храмы светлы и дома украшены". Занимались всеми этими длительными хлопотами особые мастера - плотники, которых для поднятия творческого тонуса следовало периодически задабривать медовухой и прочими хмельными напитками. Но трудились они всегда на трезвую голову, посему дома выходили - как на красочном русском лубке.
Ныне плотницкие бригады с топорами за поясами и ножами за голенищами по стране не бродят. Зато есть компании, предоставляющие комплексные услуги. А начинается все сейчас: да как в древности, с того же самого выбора участка под деревянный дом! В нашу эпоху "цивилизованной бюрократии" просто так лопату в любой понравившийся участок земли не воткнешь - надо все юридически оформить. В фирме предложат отличные участки под застройку, например на Карельском перешейке, где природа просто очаровательна. В той же фирме подготовят проект по желанию клиента, и после согласования весь процесс строительства займет 6 месяцев. Заливают монолитный фундамент с выводами под коммуникации. Пока фундамент отстаивается, на собственном производственном участке начинают делать сруб из сосны или лиственницы в основном из Сибирского региона. Обработка, как и встарь, идет вручную, топорами, чтобы не повредить верхний защитный слой дерева, поэтому плотники трудятся два-три месяца. Затем сруб маркируют, "раскатывают" по бревнышку, перевозят на участок и ставят на уже полностью готовый фундамент. Год, как в древности, ждать не надо. С кровлей, дверьми и окнами отдельная история. Чаще всего в последнее время используют дерево-алюминиевые окна, металлопластиковые стеклопакеты, двери и кровлю отечественного или финского производства. Затем устанавливается все инженерное оборудование, делается чистовая отделка и пропитка стен, но только не лаком, который не даст дереву "дышать".
В древности русичи страдали от того, что деревянные срубы загорались от простой искры, упавшей с лучины или из печи. Сейчас тоже в деревянных домах имеются источники пожарной опасности, прежде всего электричество и те же самые печи или камины. Те же, да не те. Электропроводка - скрытая, в бревнах, она упакована в тройную изоляцию, которая в случаях возгорания плавится, создает воздухонепроницаемую оболочку и огонь "задыхается". Короткое замыкание невозможно: провода не наращиваются, каждый провод в отдельности идет от щитка. Камины же сейчас устанавливают кассетные (со стеклянной дверцей), причем с возможностью разводки теплого воздуха по помещениям.
Если раньше в избах ограничивались лавками да широким столом в горнице, сейчас требуется что-нибудь посущественнее. Надо - фирма сделает мебель с учетом дизайн-проекта. Но как же без декора под старину? Без него деревянный дом не мыслим! Все будет: резные балконы с элементами символики древнеславянского Солнцеворота, резные наличники и конек на крыше. Вот тут никаких новшеств: мастера, создавая деревянные узоры, трудятся вручную.
Деревянный дом готов. Если он из сосны - простоит лет сто с лишним, если из лиственницы - дом можно считать вечным, это дерево не только очень красиво по своей текстуре, но и чрезвычайно прочное. Стоимость квадратного метра в таком доме практически идентична стоимости одного квадрата городской квартиры. Зато здесь все - свое, родное, исконно русское, экологически чистое, да к тому же на природе.
По материалам фирмы "Русь"
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru