Выбирая новую аудиосистему, завороженные ее ультрасовременными наворотами и внушительными техническими параметрами, мы не всегда учитываем особенности нашего жилья и в результате используем в лучшем случае половину заявленных возможностей музыкального центра или домашнего кинотеатра. Тогда как правильно выстроенная акустика способна преобразить интерьер самым неожиданным образом.
Производители современной звуковоспроизводящей аппаратуры ставят перед собой непростую задачу: получить в любом помещении такое же звучание, как в студии звукозаписи. И пока в области Hi-End-аудио идут незатихающие споры, что лучше: транзистор или лампа, наличие ООС или отсутствие, аудиоустройства приближаются к совершенству.
Кристально чистый, объемный и детализированный звук не просто доставляет наслаждение.
Он создает необходимую атмосферу в доме, подчеркивая особенности дизайна и акцентируя внимание на его изюминках. Хорошая акустика уместна и в роскошном барокко, и в аскетичном современном интерьере. А просмотр фильмов с высоким качеством звука уже становится нормой, а не привилегией ценителей современных технологий.
Однако после достижения определенного уровня качества звуковоспроизведения основным сдерживающим элементом дальнейшего его повышения является специальное обустройство самого помещения. Затраты на акустическую обработку комнаты иной раз сопоставимы со стоимостью аудиосистемы. И в этом случае любителям чистого звука стоит заранее задуматься о месте для новинок в области звуковоспроизведения. Лучше всего сделать это еще на стадии планировки квартиры. И если одни стремятся сделать на акустике главный акцент жилища, его энергетический центр, то другим более подходит обособленное помещение, где они в полной мере могут насладиться любимыми произведениями искусства.
В любом случае комнату, предназначенную для прослушивания, следует тщательно изолировать от внешних источников шума, которые способны свести на нет все усилия конструкторов. Тут главное не переусердствовать, ведь акустическая обработка не подразумевает просто бездумного оклеивания стен звукопоглощающими материалами.
Комната с абсолютной звукоизоляцией подходит скорее для лечебных заведений, чем для прослушивания музыки. В переглушенном помещении (так называемый эффект безэховой камеры) возникает чувство дискомфорта, в нем неприятно даже просто разговаривать. «Неправильное» с акустической точки зрения помещение искажает тембр, панораму, динамику звука и не позволяет аппаратуре, какой бы качественной она ни была, реализовать все свои возможности. И наоборот, помещение, в котором произведена необходимая акустическая обработка, улучшает звук системы настолько, что порой возникает впечатление, будто играет аппаратура намного более высокого класса.
В этой области нельзя не дать банального, но от этого не менее полезного совета: акустическую планировку лучше доверить специалистам. Сегодня существует достаточное количество фирм, оказывающих услуги по акустическому расчету. Руководствуясь рекомендациями эксперта в области акустики, дизайнер сможет оптимальным образом вписать аппаратуру в интерьер. Стоимость таких услуг колеблется от $800 до $1200.
Если же вы решили действовать самостоятельно, то, анализируя акустические параметры помещения, следует учитывать его объемно-архитектурные характеристики, применяемые строительные материалы и планируемое функциональное наполнение комнаты – мебель, аппаратуру и т. д. Звук, отражаясь от предметов интерьера, претерпевает изменения, которые не всегда идут ему на пользу. Поэтому мебель, стены и потолок являются полноправными частями акустической системы. Ваша задача – заставить их работать в нужном для вас направлении. С одной стороны, лишние звуки необходимо отсечь или погасить их громкость. С другой – обеспечить с помощью отражений звуковую панораму, ощущение реальности происходящего.
Чем тверже и плотнее стена, тем больше акустической энергии она отражает (как раз по этой причине так звонко звучат наши «арии» в ванной). Большое количество отражений вызывает эхо, размывая звуковую сцену, делает звучание гулким. При слишком сильном поглощении (ковровые покрытия, тяжелые портьеры) звук становится глухим и невыразительным. Наиболее простой способ найти компромисс между этими крайностями – хлопок в ладоши. Если вы слышите отчетливые звуки и даже эхо, помещение необходимо приглушить. Наоборот, при очень глухом звуке рекомендуется вынести толстые ковры или заменить их, например, циновками.
Для того чтобы убрать ненужные отражения, необходимо рассеять звуковую волну. С этой задачей прекрасно справятся картины или незастекленные книжные полки. Размер элементов интерьера также имеет немаловажное значение. Частоты выше 1000 Гц рассеиваются при столкновении с предметами размером 10–20 см, на частотах 200–500 Гц проявляется влияние поверхностей с размерами 1–2 м. Для равномерного рассеивания звуковой энергии можно использовать наложение мелких конструкций на более крупные. Если помещение слишком гулкое, на потолке можно закрепить деревянные рейки.
Широко используются и специальные рассеивающие приспособления, например, тюнинговые накладки, которые представляют собой цилиндрические устройства, изготовленные из полых стеклопластиковых труб. Их особенностью является специальная конструкция: одна сторона цилиндра поглощает звук, а другая – отражает. Для того чтобы добиться нужного эффекта, достаточно просто повернуть их вокруг своей оси. Установить их можно по углам, вдоль боковых стен и т. д.
Особое внимание следует уделить расположению колонок. В идеальном случае слушатель и динамики образовывают равнобедренный треугольник. Отрезок «слушатель – колонка» лучше сделать чуть большим, чем расстояние между самими колонками. Устанавливать динамики лучше на уровне головы сидящего человека, слегка повернув к нему, но не слишком близко к стенам и не в углах. По поводу местонахождения сабвуфера не существует единого мнения. Некоторые считают, что его расположение не имеет значения (это действительно верно для комнат небольшого размера). Другие используют математические выкладки для определения наиболее эффективного места для его дислокации. В любом случае вам предстоит поэкспериментировать в поисках устраивающего вас решения.
Конечно, достижение идеального звучания системы – мечта любого аудиофила. Но все-таки главное – в погоне за совершенством не забыть о том, что, покупая аудиооборудование, вы мечтали о наслаждении музыкой, а не о бесконечной погоне за чистотой воспринимаемого сигнала.
Текст: Мария Петрусь
Фото: Gettyimages