На протяжение еще нескольких лет URL будет являться частью пользовательского интерфейса, поэтому "удобные" сайты (usable sites) должный иметь:
- доменное имя, которое легко запомнить и произнести
- короткие URL-ы
- URL-ы простые в написании/наборе
- URL-ы, которые визуально показывают структуру сайта
- URL-ы, которые можно править ("откусывать" последнюю часть) и таким образом попадать на более высокие уровни иерархии сайта
- постоянные/неизменяемые URL-ы
В принципе, пользователи вообще ничего не должны знать о URL-ах, так как они являются схемой адресации информации, предназначенной для машин. Но на практике, пользователи попадают на сайт или на отдельную страницу сайта такими путями, которые связаны с показом URL-а:
- люди угадывают доменное имя сайта, на который они хотят попасть в первый раз: если возможно закрепите за собой доменные имена, совпадающие с названием вашей компании и главными ее торговыми марками
- даже если люди уже посещали прежде ваш сайт, они часто просто пытаются угадать или вспомнить его название вместо того, чтобы рыться в своих закладках или в Истории: так что подбирайте для сайта запоминающиеся доменные имена, которые легко произнести или набрать
- часто люди обращаются к Web-у через электронную почту, когда им кто-то в письме рекомендует посетить ту или иную страницу. Потому электронная почта считается вторым самым распространенным путём, которым пользователи попадают на новые сайты (на первом месте стоят поисковые сервера): убедитесь что все URL-ы вашего сайта не длиннее 78 символов, чтобы они не "ломались" при автоматическом переносе строки
- чем короче URL-ы, тем лучше, так как людям часто приходится набирать их вручную
- не используйте CмЕСь прописных и строчных букв в URL-ах, так как люди не запоминают какие символы в каком регистре должны писаться: URL-ы со всеми строчными буквами - предпочтительны (проблема не касается доменных имен, ибо регистр букв для них не играет значения). Удобство работы с сайтом повысится, если веб-сервер будет настроен на игнорирование регистра букв при обработке URL-ов
- пользуйтесь программой проверки орфографии, чтобы избежать всяких недоразумений при выборе имен для URL-ов
Постоянные URL-ы увеличивают число ссылок на них
Ссылки с других сайтов - третий наиболее распространенный путь, которым люди попадают на сайты (после поисковых серверов и электронной почты), так что стройте свой сайт так, чтобы на него проще было делать ссылки:
- Сломанная ссылка ведет к потере клиента: добейтесь, чтобы ваши URL-ы никогда не менялись и всегда показывали на те же самые страницы
- Не перемещайте страницы по сайту, держите их всегда на постоянном месте под постоянным URL-ом: ничто не раздражает авторов других сайтов, когда их собственные ссылки "ломаются" или начинают указывать на что-то другое только потому, что вы переместили свои страницы или заменили их чем-то новым. Подумайте о том, чтобы зарезервировать особый URL, который указывает на свежий выпуск вашего издания или на какой-либо особый материал. Сами же статьи не должны менять своих URL-ов с самого начала, и их URL-ы должны быть упомянуты на странице, доступ к которой осуществляется через временный или меняющийся URL
Должно ли доменное имя заканчиваться на .com?
Вопрос, который мне чаще всего задавали на лекциях, что я читал в Исландии, был: что лучше, выбирать доменное имя, заканчивающееся на .com или пользоваться собственным доменным окончанием - (.is).
К сожалению, многие пользователи привыкли считать окончание ".com" стандартным окончанием в имени коммерческого сайта: это результат доминирования США на ранних этапах развития Web, а в некоторые популярные броузеры заложен алгоритм "добора" доменного имени, когда к любому набранному в адресной строке имени добавляется ".com". В связи с этим, я бы посоветовал:
- сайты, где используется английский, содержание которого и адресная аудитория являются глобальными, регистрируйте в домене .com
- сайты, которые используют любой другой язык, регистрируйте в домене, соответствующем языку сайта
- сайты, которые содержат местную информацию, освещают местные события или продают что-то на местном уровне, регистрируйте в домене страны вне зависимости от языка, который используется на сайте
Я рекомендую использовать местное доменное имя для местных сайтов потому, что странно было бы использовать международный ".com" домен для таких сайтов. По мере развития e-коммерции и роста популярности Web вообще, люди начинают привыкать к мысли, что местные сайты должны располагаться в местном домене, и не станут искать их в международном домене. Так как способность предоставлять услуги локально является порой главным козырем компании, ее сайт лучше всего располагать в домене соответствующей страны. В противном случае вы будете иметь имидж некоего глобального бесформенного кибернетического монстра.
Доменные имена отомрут
Скорей всего жить доменным именам, как инструментам поиска сайтов в Web, осталось не более 3-5 лет. По большому счету нелегко придумать уникальное слово, для каждого отдельного предмета в мире. Человеческий язык работает по другим принципам.
Предложения открыть новые доменные имена верхнего уровня, типа .shop, не решают проблему с точки зрения удобства/юзабилити, так как в этом случае не всегда легко будет запомнить, какое окончание надо добавить к названию сайта. Пожалуй, единственным полезным новым доменным именем стал бы .sex, что упростило бы задачу отфильтровывания нежелательных сайтов (или наоборот, желательных).
Скорей всего появятся скоро новые схемы адресации, которые лучше справляются с путаницей имен и позволяют найти что-то, что не известно как точно называется. Первой такой попыткой являются поисковые роботы и каталоги, но мы уверены, что в будущем появится что-то лучшее.
Из-за консерватизма Web-пользователей нам еще много лет придется терпеть и поддерживать старые броузеры, старые программы и старые привычки, так что правила хороших доменных имен будут действовать еще несколько лет. Полное же исчезновение самих доменных имен предположительно наступит через десять лет.