Выгодное расположение Сицилии между Европой и Африкой всегда было лакомым кусочком для завоевателей, многие из которых оставили на острове следы своего присутствия. В результате здесь можно увидеть причудливое смешение элементов различных культур: обычаев, кухни, языка, архитектуры. Говорят, что у сицилийцев даже кровь абсолютно не итальянская, а, скорее, "гремучая смесь" из греческой, номмандской, арабской, испанской, турецкой. В результате этот экзотический коктейль породил особую нацию. Однако в этой статье речь пойдет не о сегодняшних сицилийцах, а о тех, кто внес свой вклад в историю и культуру острова.
Исторические следы греков на Сицилии начинаются с того, что они дали острову его первое имя: Тринакрия, т.е. "три мыса". В XIII веке до н.э. греки основали город Наксос, потеснив первых поселенцев — сикулов и сиканов. Наксос, как и другие греческие города, был очень похож на Афины. Выдающиеся образцы греческой архитектуры сегодня можно увидеть в городах Седжеста, Селинунте, Агридженто. Храм Аполлона и Театр в Сиракузах, а также Театр в Таормине считаются одними из самых значительных памятников древнегреческой цивилизации.
«Владеть Сицилией — значит быть владыкой Средиземного моря»,— говорили древние. Римские воины быстро завоевали Сицилию. Их влияние на искусство и архитектуру потерявшей былую мощь греческой колонии несло характер пользы: театры были перестроены в соответствии с римским представлением о театральных постановках. Например, Театр в Катании, Сиракузах и Греческий театр в Таормине в новой версии стали намного больше. Римляне любили не только отдыхать с размахом. Их жилища представляли собой роскошные виллы, например, Вилла Романа ди Скан Бьяджо (I век до н.э.), Вилла Романа дель Казале (III век до н.э.), где помещения от пола до потолка украшены великолепной мозаикой, демонстрирующей высокий уровень римских художников-мозаистов.
После римлян за «ключ к Средиземному морю» дрались варварские племена, византийцы, арабы. Началось "золотое" средневековье. Новые соборы строились на фундаментах старых храмов, например, Сиракузский кафедральный собор, а многие монастыри стали центром научной деятельности, что внесло значительный вклад в культуру Сицилии. Древняя мечеть, примыкающая к церкви Сан Джованни дельи Эремити с круглыми куполами красного цвета, и Дворец эмиров в Палермо являются характерными образцами мусульманской архитектуры.
Передовым был также и научный багаж арабов в математике, астрономии, медицине, сельском хозяйстве. С появлением новых сельскохозяйственных культур — цитрусовых — претерпела изменения и кухня Сицилии. Росло значение столицы острова — Палермо — в торговле между Европой и Африкой. Нигде так не заметны следы арабов в Палермо, как на рынке Вуккирия, где сегодня толпятся торговцы, покупатели, и, чего греха таить, карманники. Рынок растянулся в узкой длинной "кишке" улицы в самом центре Палермо, в двух шагах от модных бутиков и современных магазинов.
Вслед за арабами на Сицилию пришли норманны, образовав с югом Италии Сицилийское королевство и разрушив за одну ночь триста мечетей в Палермо. Однако арабские элементы в архитектуре сохранились, и появился так называемый арабско-норманнский стиль. Ярким представителем этого направления является Домский собор, в элементах декора которого выделяются как арабско-нормандский, так и готический и каталонский стиль. C 1184 года это монументальное здание многократно переделывалось и реконструировалось в течение многих веков. Внутри собора находятся гробницы сицилийских королей, среди которых останки императора Фридриха II, его матери, его жены и дочери. В сокровищнице хранится диадема, принадлежащая когда-то Констанции Арагонской.
Площадь Победы (пьяцца делла Виттория) в Палермо — это место, где начал развиваться первый исторический город. Сегодня здесь стоит Дворец Норманнов, возведение которого было начато на месте античных руин арабских времен, в 1143 году Рожером II в знак своего прихода к власти. Сегодня здесь работает музей. Действующие соборы в Монреале и Чефалу так же являются наследием нормандского периода на Сицилии.
В средние века на острове следует постоянная смена европейских королевских династий, несколько революций, перенос столицы и власти в Неаполь и как следствие — затяжной кризис. Лишь в 1948 году наступает конституционная стабильность: Сицилия становится автономией в составе Итальянской республики. А удивленные возгласы экскурсантов не утихают и по сей день, подтверждая мнение Иоганна Гете: "Увидеть Италию, не увидев Сицилии, значит не увидеть Италии вообще, так как Сицилия — это ключ ко всему..."