Альгамбра, внутренние постройки которой представляют собой непревзойденные архитектурные шедевры, напоминает о мавританском прошлом Испании. Дворец-крепость возвышается над древним городом, эффектно выделяясь на фоне мерцающих снежных вершин Сьерра-Невады.
Старинный дворец мавританских правителей Испании господствует над современным городом Гранада точно так же, как когда-то его создатели владычествовали над своей обширной империей. Великолепный красный замок-цитадель - это система идеально пропорциональных тенистых площадок, галерей, украшенных филигранной резьбой, освещенных солнцем внутренних двориков и аркад.
Мавры - мусульмане из Северной Африки - завоевали Испанию в начале VIII века н.э.
В IX веке они возвели крепость на месте древней твердыни Алькасаба. С XII по XIV век мавританское государство подвергалось постоянным нападениям со стороны христианских армий. В XIII веке они взяли Кордову и тысячи мавров бежали в Гранаду.
Центром распадавшегося мавританского царства стала Гранада, и мавры срочно приступили к укреплению фортификационных сооружений Алькасабы. Они возвели вокруг нее крепостную стену с башнями и бастионами и построили новые акведуки. Перестроенная крепость была в конце концов названа Красным замком, или по-арабски Аль-Кала-аль-Хамбара, откуда и возникло современное испанское название Альгамбра. Но неувядаемую славу снискала не столько мощь Альгамбры как военного укрепления, сколько красота и неповторимость ее внутренних сооружений, созданных стараниями короля Юсуфа I (1333-1353) и короля МохаммедаУ (1353-1391). В то время как снаружи крепость выглядит несколько аскетично, внутренние дворы и залы - это воплощение исключительно яркого художественного замысла, стиль которого варьируется от элегантной сдержанности до вычурной театральности.
Выходцы из пустыни, мавры боготворили воду и использовали ее как элемент убранства архитектурных сооружений, обнаруживая при этом богатую фантазию. В спокойных водах бассейнов отражаются безукоризненно пропорциональные арки, галереи. Фонтаны с журчащими струйками воды дают отдохновение взору в испепеляющую дневную жару.
Мавры построили изящные галереи, чтобы те улавливали освежающий бриз и эхо шелестящих листьев, и великолепные дворы, переходящие в тенистые аркады с колоннами, которые выходили на величественные террасы. Архитектурной «изюминкой» Альгамбры стало применение сталактитового декора, или мукарны, - художественной формы, типичной для архитектуры Ближнего и Среднего Востока. Им украшены своды, ниши и арки, что создает эффект пчелиных сот, состоящих из тысяч ячеек, наполненных естественным светом и тенью. Кажется, будто этот орнамент впитывает свет, отраженный от прилежащих поверхностей, а затем, как это происходит на потолке зала Двух сестер, предстает перед нами во всей красе.
Для украшения потолка в зале Абенсеррагес применен такой же принцип. В зал можно пройти из Львиного двора, и он назван так в честь одного из знатных семейств Гранады - Абенсеррагов, по преданию, зверски убитых здесь в конце XV века. От сложного и тонкого сталактитового узора на потолке невозможно оторвать взор.
Каждый уголок Альгамбры красив по-своему, и один прекраснее другого. Миртовый двор обрамлен двумя рядами миртовых кустов, растущих вдоль матово мерцающих мраморных дорожек, идущих по обеим сторонам центрального бассейна. В нем, как в зеркале, отражаются изящные колонны аркад, и в кристально чистой воде, поблескивая на солнце, плещутся золотые рыбки. Башня
Комарес, возвышающаяся с одной стороны бассейна, венчает самый большой зал дворца - Посольский, высота его потолка достигает 18м. Здесь, сидя на троне в нише напротив входа, властитель принимал иностранных титулованных особ.
Львиный двор назван так потому, что центральный фонтан поддерживают 12 мраморных львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под каменным полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды.
В 1492 году Альгамбра пала под натиском христиан. В 1526 году, в знак утверждения христианского господства в Испании, король Карл V перестроил Альгамбру в стиле Ренессанса и начал возводить внутри крепостных стен собственный дворец в итальянской манере. Этот совершенный сказочный мир каменных кружев мавры построили для того, чтобы создать собственный рай на земле.