Искусство – это память народа.
Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних.
Знакомясь с творческой судьбой и жизнью художников, ремесленников, простых мастеровых, человек все больше узнает, какой ценой, каким трудом и поиском всегда отмечен путь мастера.
Одним из древнейших видов искусства является гончарное.
Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков и известно почти каждому народу, жившему когда-либо на земле. Первые глиняные миски, блюда, кувшины были грубы и примитивны.
С течением времени мастерство ремесленников-гончаров становилось все более совершенным, в результате чего простое гончарное ремесло превратилось в искусство.
Древнейшие способы изготовления сосудов – из одного комка глины, середина которого выдавливается, и из глиняной «колбаски», которую укладывают кругами. Так как сосуды эти выделывались вручную, то имели неправильную форму. С появлением гончарного круга, первоначально ручного, а позднее ножного, у мастера появилась возможность придавать глине желаемую форму.
Самый значимый момент в процессе изготовления гончарного изделия – обжиг. Только огонь делает глину прочной, превращая ее в настоящую керамику. Раньше глиняную посуду обжигали в обычных кострах. Несколько позже появились гончарные печи, которыми, кстати, кое-где пользуются и в настоящее время. В земле делали яму, куда клали дрова, на которые ставилась различная глиняная посуда, после чего все это обкладывалось стенкой из необожженного глиняного кирпича. Современная гончарная печь была изобретена лишь в XIX веке.
У древних славян, живших в Приднепровье, первые гончарные изделия появляются в I веке до н.э. Это были, как правило, простейшие горшки, вылепленные руками. Техника их изготовления усовершенствовалась с появлением гончарного круга. Большим разнообразием и изяществом форм отличались гончарные изделия Киевской Руси XI-XII вв. Различные миски, блюда, ковши, рукомои, светильники, кувшины, игрушки-свистульки украшались надписями или покрывались зеленоватой стекловидной прозрачной поливой – глазурью.
В XVI-XVII вв. русские мастера, проживавшие в гончарных слободах больших городов и посадов, прославились так называемыми мореными, или черными, гончарными изделиями. Обжигали их на коптящем пламени, отчего они и становились черными. Перед обжигом их предварительно полировали (лощили) камнем, зубом, за счет чего поверхность сосудов приобретала сильный блеск.
Особой изысканностью формы отличались чернолощеные кумганы – высокие кувшины с длинным тонким изогнутым носиком. Большой интерес представляли собой рукомои весьма забавного вида. В основном, они имели фигуру барана с кольцом на спине, вода выливалась из них через рот, а вливалась через отверстие, находящееся на спине. В этот же период времени изготовлялась муравленая посуда, т.е. это посуда, покрытая слоем прозрачной глазури, муравы, коричневого, желтого или зеленого цвета. В старых сельских семьях в наши дни можно встретить муравленые чернильницы и фляги, которые, естественно, представляют определенный интерес для историков. Впрочем, в наши дни встречается немало коллекционеров такого антиквариата. Любители подобной экзотики, как правило, стараются приобрести эти вещи, скажем, с целью оформления интерьера кухни, или кабинета, что называется, в стиле ретро.
Немаловажным фактом, относительно древней Руси, является то, что везде, где были залежи глины, занимались гончарством, но, в основном, делали игрушки. Во второй половине XIX века гончары города Скопина Рязанской губернии положили начало изготовлению больших фигурных сосудов, покрытых зеленой, желтой и коричневой глазурью. Изображения сказочных и реальных зверей и птиц украшают эту необычную керамику.
В настоящее время начинают возрождаться многие старинные промыслы. На вновь организованных производствах, в основном, конечно, частных, мастерицы-игрушечницы радуют нас своей неистощимой фантазией, между прочим, присущей именно русской натуре.
Большой известностью и постоянным спросом в нашей стране и за рубежом пользуется дымковская игрушка из города Кирова. Не менее популярна игрушка из села Филимонова Тульской области. По-прежнему скопинские мастера удивляют нас своими скульптурными сосудами, необычайной красоты и изящества. Кроме этого русские мастера-керамисты в основном южных районов России славятся изготовлением традиционных блюд. Это чаши, напоминающие форму узбекских пиал, расписанные русскими национальными узорами, чугунки с выгравированными фигурами зверей и птиц. Необычайным великолепием отличаются зелено-желтые кувшины, миски, кружки, на которых выполнены художественные композиции ручной работы. Например, «На охоте» (охотники, пробирающиеся в лесной чаще, бегущие собаки, подбитая птица, трепыхающаяся в кроне дерева). Весьма занимательны композиции «Уличные музыканты» и «Пасха». Кстати, ни одна из них не повторяется!
Россия всегда славилась талантливыми и трудолюбивыми людьми. Творчество, фантазия, труд, сполна присущие русскому гению, порой заставляли забывать его о еде и крове. И поэтому, тем более, всегда надо помнить о том, что все создаваемое, сотворенное человеческими руками и разумом не должно ограничиваться лишь зрительской восторженностью.
Любой мастер – это, как правило, человек беспокойный и пытливый, отзывающийся на чужую и боль, и радость, видящий свое предназначение в том, чтобы нести в эту жизнь прекрасное, согревающее человеческие души и сердца правдой, верой, любовью, состраданием.
Новомодное явление, живущее уже достаточно полной жизнью в нашей стране, «упаковать» свой загородный дом (квартиру) разными древними «штучками», к тому же не понимая, зачем и для чего, но, чтобы было так же, «как у соседа», выглядит на самом деле вульгарно. Зачастую можно увидеть нагромождение (именно так!) уникальных предметов старины, соседствующее с бокалами чешского стекла, на полке «горки» из массива дуба…
Хозяин горд. Чем?.. Созданный интерьер ЕГО дома прекрасно характеризует ЕГО внутренний мир. Все выглядит нелепо, смешно и жалко… Жалко труда тех талантливых мастеров, создавших ценности, достойные уникальности человеческой личности.
Ну, а «поклонникам древности», наверное, надо помнить, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»…