Мода того времени вдохновлялась и живописью, особенно сочными палитрами картин модных направлений фовистов и футуристов, иллюстрациями Поля Ириба. Но балет и восточные темы проникли даже в интерьер. Появились водостойкая тушь для ресниц и яркий макияж, который напоминал театральный грим - ярко накрашенные губы, темные тени и подведенные глаза. Экзотический стиль ввел в моду даже грим рук – их окрашивали в оранжевый, лиловый, зеленый и другие модные оттенки.
Популярны были после исчезновения корсетов узкие силуэты в сочетании с завышенной линией талии и широкими кушаками, рукава-кимоно, пальто-халаты, верхние юбки-тюники (драпированные), прозрачные ткани, ткани и вышивки в восточном стиле, тюрбаны с перьями (и вообще после громадных непропорциональных шляп предыдущего десятилетия мода переметнулась к «маленьким головкам» – носили береты, шляпки типа токов, а большие шляпы остались вариантом для званых приемов или скачек).
В это десятилетие, к юбилею Дома Романовых в 1913 году, по заказу императрицы были созданы знаменитые духи, которые сейчас мы знаем как «Красную Москву». В связи с укорачиванием юбок появилась мода на высокие ботинки на шнуровке, а Лев Бакст еще в 1914 году создал небольшую партию вечерних туфель на перепонке – обувь, ставшую хитом следующего десятилетия. Большое влияние на демократизацию мужской и детской моды оказало вязание. Появились вязаные шапки и шарфы, фуфайки и гетры. В России все еще моден костюм-тальер и русский стиль, мода на который в следующем десятилетии, как шторм, накроет всю Европу. На волне женского увлечения всем русским (по-прежнему заграничные туалеты отделывались русскими народными вышивками, кружевами) вошли в моду мужские косоворотки. В связи с почти полным исчезновением корсета в середине десятилетия появилась мода на завышеную талию, подчеркнутую широким поясом-кушаком. Юбки кардинально укоротились – они закрывали теперь только икру.
В моде были не только «Русские сезоны», весь мир захватила «тангомания». Аргентинское танго накануне Первой мировой войны было самым модным танцем. Характер его требовал более удобной одежды, чем «хромающие» юбки. Специально для танго появились юбки с разрезами в стиле «танго», брюки «танго», корсеты «танго» и даже духи «Танго». Кроме того, именно благодаря этой моде появились гребни для волос, которые составляли основу модных причесок того времени – волосы завивались горячими щипцами и закалывались высоко на макушке косо посаженным гребнем.
Но наступила Первая мировая война, а затем революция, кардинально изменившие образ жизни и моду. Начало Первой мировой ознаменовалось повальной модой на белую форму сестер лазаретов, которая считалась символом очищения от страданий и сыграла большую роль в символике гражданской войны. Ее носили даже императрица, великие княгини, светские дамы и маленькие девочки. Именно во время Первой мировой войны сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, застежки стали делать только спереди (так как теперь рядом не было никого, кто помог бы женщине одеться - ни мужчины, ни горничной), «универсальное» платье из практичной ткани (черного, серого, коричневого или синего цвета) с белым отложным воротником. Девушки выбирали черные шерстяные чулки – любые другие считались легкомысленными. Навсегда из повседневной моды исчезли боа, которые были исключительно модны в предыдущее десятилетие, но муфта не выходила из моды до 1920-х.
Габриель Шанель процветала даже во время войны, когда другие кутюрье испытывали недостаток тканей, а властитель довоенной моды Пуаре выполнял военные заказы. Во время Первой мировой простые платья и костюмы Шанель оказались актуальными, и от клиенток не было отбоя. Своим клиенткам она предлагала модели из необычного для того времени материала — трикотажного полотна, которые стоили сумасшедших денег, достигая несколько сотен футов за самые простенькие и незамысловатые вещи. До войны из трикотажа шили только спортивную одежду и нижнее белье, и оно во время войны оставалось на складах, не пользуясь спросом.
После революции 1917 года национализация промышленности советской властью приводит к тотальному дефициту. Следование моде в России считалось признаком «контрволюционности», все старались выглядеть как можно более демократично. Хорошо одетые рассматривались как «буржуазная сволочь» и вынуждены были мимикривать под окружающую их пролетарскую действительность. Мода как таковая остается только на Западе. Из-за нехватки мыла и эпидемии тифа коротко стригли волосы – до середины уха и укладывали волнами или завитками. Дамы донашивали когда-то элегантные платья, споров с них изысканную отделку, в сочетании с мужскими сапогами или веревочными туфлями на голые ноги… Одежду шили из полотенец, занавесок, одеял. Многие переделывали военную форму — издавались специальные брошюры с советами, как сшить из шинели модное пальто или жакет, как шить самостоятельно бюстгальтер. Многие элементы военного обмундирования перешли в повседневную одежду - отложные воротники, как у френчей, накладные карманы… Появился женский трикотаж ручной вязки— жакеты, кардиганы, джемперы, шарфы, шапки и т.п. Распространились и другие мужские элементы костюма - гетры, фетровые шляпы, кашне.
В моделях многих домов моды в 1917 — 1918 гг. выявилась тенденция к изменению силуэта — появились платья с двумя линиями талии: завышенной, как в 1910-е гг., и заниженной, на бедрах. В России, потеряв во время революции состояние и свой модный Дом, уже к концу десятилетия Надежда Ламанова образовывает мастерские, которые пытались разрабатывать т.н. народные формы костюма, единые, для утопического коммунистического общества. Начал складываться «русский стиль» в моде – по всему миру в модном женском костюме появились первые головные уборы в форме кокошника и мотивы русской народной вышивки. Одни из главных новшеств того времени, не устаревшие и модные до сих пор, – это плащи-тренчи и серьги–гвоздики.