Остров Авалон - плод человеческого воображения, и все же многие пытались отыскать его на Земле. Легенда неизменно связывает этот остров с английским городом Гластонбери. Остров из стекла. Такое имя носил Гластонбери в кельтской мифологии в те времена, когда он был почти со всех сторон окружен водой. Остатки соседних прибрежных поселений периода железного века подтверждают, что эта часть графства Сомерсет лежала под водой и до Гластонбери добирались на лодках.
Кельты верили в существование загробной жизни и считали, что их святые и герои после смерти отправляются на идиллический остров Авалон. Поэтому, когда историк XII века Джеффри Монмутский писал свою «Историю королей Британии», ему пришла мысль поместить туда и кельтского героя короля Артура. У Джеффри смертельно раненный Артур был увезен на Авалон, где его сестра фея Моргана пообещала излечить короля, если он навсегда останется с ней.
К тому же легенда об Артуре утверждала, что однажды он вернется, чтобы освободить валлийцев от ига английских государей - в конце концов, разве не был он когда-то королем, почему бы не стать им и в будущем? Летописец Уильям из Малмсбери, подобно многим другим ранним толкователям легенды, в 1125 году писал, что могилы Артура «нигде нет, а старинные баллады рассказывают небылицы о его возвращении».
В XII веке английские короли неоднократно сталкивались с сопротивлением валлийцев, которые продолжали верить в то, что Артур вернется с Авалона и прогонит угнетателей. Король Генрих II из династии Плантагенетов решил, что было бы разумно отыскать могилу Артура и наглядно доказать валлийцам, что их герой умер, и тем самым раз и навсегда развеять надежды на его возвращение. Генриху сообщили, что Артур, возможно, захоронен в Гластонбери, и он поручил аббату местного монастыря начать поиски могилы.
Монастырь в Гластонбери был основан в 705 году, а в Х веке перешел бенедиктинскому ордену. В 1184 году аббатство сгорело и Генрих II начал его восстанавливать. Но в 1189 году король умер, и вскоре после этого монахи приступили к поискам останков короля Артура, надеясь таким образом выйти из финансовых затруднений и принести монастырю известность и богатство.
Результаты поисков превзошли все ожидания для тех, кто стремился связать легенду с реальностью. Работы проводились без излишней огласки, пока на глубине 2 м наконец-то не было обнаружено то, что монахи искали, - каменная плита и свинцовый крест с надписью по латыни: «Hie jacet sepultus inclitus rex Arturius in insula Avalonia» («Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур»). Еще глубже находилась дубовая колода, выдолбленная в форме гроба, а внутри два скелета - один большой, со следами тяжелого удара на черепе, а второй поменьше, с локоном светлых волос. Разумеется, трудно было не признать в них останки короля Артура и его жены Гиневры...
В 1287 году при подавлении восстания валлийцев король Эдуард I приказал извлечь кости Артура и выставить их на всеобщее обозрение как свидетельство безвозвратной кончины легендарного героя. После этого останки были захоронены в гробнице перед главным алтарем монастырской церкви. Там они и оставались вплоть до закрытия монастыря в 1539 году.
Конечно, есть искушение предположить, что вся эта история с обнаружением праха Артура была подстроена аббатом, чтобы собрать средства на восстановление монастыря Гластонбери. Однако ряд археологических находок свидетельствует в пользу ее подлинности. В 1934 году на месте главного алтаря были обнаружены остатки второй пустой гробницы, и теперь там стоит мемориальная доска. Вторые раскопки под руководством Рали Рэдфорда в 1962 году обнаружили первоначальную могилу и подтвердили, что некогда там существовало углубление, однако никаких следов останков найдено не было. Расположено это место примерно в 15 м от южного входа в придел церкви Пресвятой Девы.
Свинцовый крест, обнаруженный монахами на могиле, также вызывает немало сомнений. Существует несколько различных вариантов надписи на кресте, который исчез более 200 лет назад. Согласно первым описаниям, в надписи на кресте упоминался не только Артур, но и Гиневра, однако на изображении креста, приведенном в историческом труде Уильяма Кэмдена «Британия», изданном в 1607 году, ее имя отсутствует.
Одно время считалось, что крест был изготовлен монахами в 1190 году, однако в это трудно поверить. Во-первых, примитивный графический характер надписи указывает на ее более раннее происхождение, а латинский вариант имени Артур («Arturius») в тот период уже вышел из употребления и встречается лишь в одном документе VII века. Так что если это и была подделка, то исключительно тщательно и искусно выполненная.
Дальнейшая судьба креста также окружена тайной. Известно, что он хранился в монастыре вплоть до его закрытия, а 200 лет назад им владел один из священнослужителей собора Уэллз. Если крест будет в конце концов обнаружен, это наверняка послужит началом новой серии споров о короле Артуре.
Гластонбери всегда был окружен мифами и легендами. В дохристианские времена на скалистой вершине холма Гластонбери совершались языческие ритуалы, а раскопки позволили обнаружить следы христианских построек, существовавших еще до появления монастыря в 705 году. Считается, что первым проповедником Евангелия и основателем древнехристианской церкви в Англии был Иосиф Аримафейский, богатый и знатный член синедриона и тайный ученик Христа, который, испросив разрешения у Пилата, снял Учителя с креста, завернул Его в плащаницу и с почестями похоронил в своей собственной гробнице. Согласно легенде, посох Иосифа пустил корни и превратился в гластонберийский боярышник, который до сих пор цветет на Рождество и Пасху.